Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 6-го года жизни с дизартрией через приобщение к декоративно-прикладному искусству

7. Дефектология
1
Поделиться
Библиографическое описание
Яковлева, И. В. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 6-го года жизни с дизартрией через приобщение к декоративно-прикладному искусству / И. В. Яковлева, Т. А. Гринёва. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/10426.


Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Категория детей с дизартрией очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами отечественных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е. Н. Винарская, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Л. М. Шипицына и др.).

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «Дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик устной речи.

Дизартрия-обобщённое название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой.

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи — нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью — это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания.

Все эти данные и являются причинами нарушения мелкой моторики рук у детей. Значение развития моторики рук у детей с нарушениями речи, а особенно тех, чья речь нарушена системно, определено ролью мелкой моторики в становлении и работе многих психических процессов — восприятия, речи, внимания, ее значением в графической и трудовой деятельности.

Последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Как убедительно доказано научными исследованиями Кольцовой М. и канадским нейрохирургом У. Пенфилдом, прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Данные факты обуславливают необходимость разработки методики коррекционного воздействия на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (Т. Власовой, А. Лурия, И. Павловым, М. С. Певзнер и др.)

Дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и моторного развития детей. При этом дефекте речи нарушены тонкие движения пальцев рук, движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок, отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Особенно у детей затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжимают, дергают. Нарушения мелкой моторики проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. С такими детьми надо заниматься специальными упражнениями для развития мелкой моторики и пальчиковой гимнастикой. Одним из направлений развития мелкой моторики ребенка с дизартрией является приобщение его к декоративно-прикладному искусству.

В процессе констатирующего эксперимента был разработан диагностический комплекс. Нами была использована методика Е. Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста с дизартрией.

Для оценки состояния мелкой моторики детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

Исследование статической координации движений:

«Колечко» — сложи большой и указательный пальцы в кольцо на обеих руках поочередно, одновременно.

«Ушки у зайчика» — покажи указательный и средний палацы на обеих руках поочередно, одновременно.

«Коза» — выставь второй и пятый пальцы на обеих руках поочередно, одновременно.

Исследование динамической координации движений пальцев рук:

  1. Пальцы сжать в кулак — разжать.
  2. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно («Здравствуй, пальчик»).
  3. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5–6 раз).
  4. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5–6 раз).
  5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5–6 раз).
  6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5–6 раз).

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

  1. Держа ладони на поверхности стола, разъедини и соедини пальцы.

Определение способности противопоставления большого пальца руки остальным пальцам и исследование динамической координации движений больших пальцев рук:

  1. Сожми ручку в кулак и отведи как можно больше большой палец от остальных (отвести, так что бы он находился под углом 90 градусов к остальным).
  2. Ритмично отводи и прижимай большой палец к другим пальцам (задание выполняется под счет до 30 раз).

Исследование сформированности графо — моторных навыков:

«Дорожки» — проведи прямые линии по середине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

«Дождик» — проведи прямые вертикальные линии от каждой капельки до земли.

«Соедини по точкам» — соедини точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

После проведения заданий выяснилось, что у 4 детей был выявлен низкий уровень развития мелкой моторики рук, что составляет 40 %. У 6 детей был выявлен средний уровень развития мелкой моторики рук, что составляет 60 %. (% вычислялись от общего количества детей исследуемой группы)

На наш взгляд, наибольшей эффективности в процессе развития мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни с дизартрией с возможно добиться путём использования декоративно-прикладного искусства. В этом и заключается актуальность исследования.

При разработке методики формирующего эксперимента мы опирались на исследования Большаковой С. Е., БардышевойТ. Ю., Ткаченко Т. А.

В содержание коррекционно-логопедической работы были включены следующие занятия по декоративно- прикладному искусству.

1) Бумагопластика: (разрывная аппликация, декупаж, папье-маше)

Изготовление бумажного коллажа «дед мороз». На бумаге логопед рисует контур деда мороза, ребёнок обводит контур, и раскрашивает листы бумаги в разные цвета при этом, вспомнив и определив какие цвета могут нам пригодиться в работе портрета д. мороза. Кучки, по которым разложены разные обрывные детали подуть на них, пересыпать невзначай друг с другом, а потом попросить ребенка собрать, по цветовым кучкам как было. Затем ребенок наклеивает части обрывков на газете.

2) Бисероплетение — создание поделок из бисера (стеклянных шариков или трубочек), нанизанного на тонкую нить, леску или тонкую проволоку. Это могут быть картины, украшения, игрушки, подушечки, ожерелья и колье, цветы и деревья.

«Бусы для мамы» — дети, работают иглой нанизывая, большие пуговицы, чередуя с разными по цвету кусочками ткани. Также можно нанизывать бусины, на проволоку или дети работают иглой с маленьким ушком и маленькими бисеринками, чередуя по цвету через одну, и т. д.

3) Лепка (тесто), глина (полимерная глина).

«Цветик-семицветик». Упражнение можно выполнять сидя на полу, постелив клеёнку. Предложите детям слепить разноцветный цветок. Ребенок рисует на картоне цветочек, а из пластилина формирует детали (серединку, лепестки, стебель и листья). Затем приклеивает его на картон. Благодаря осязанию и движениям мышц, преодолевающих сопротивление материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам психики и проникновение в них.

4) Ниткография: Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе.

Упражнение «Моя семья». Дети рисуют на бумаге изображение своей семьи. Затем нарезав толстые нитки (можно шерстяные) определенного цвета и размера приклеивают их на рисунок, тем самым раскрашивая его.

5) «Изонить». Изонить — это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн — это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.

Упражнение «Цветы в горшке». Ребенку дается изображение на плотном картоне. Он должен по контуру с помощью иглы проделать отверстия, после чего прошить их нитками по диагонали двигаясь по кругу.

С целью изучения динамики развития мелкой моторики рук у детей с дизартрией мы провели контрольный эксперимент.Низкий уровень моторики отмечается у 3 детей (30 %), средний — у 5 (50 %), а высокий уровень у 2 (20 %). Результаты вы можете наблюдать на диаграмме:

Таким образом, мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи.

Всё это обуславливает необходимость целенаправленной логопедической работы по развитию тонких координированных движений рук с использованием элементов декоративно- прикладного искусства.

Литература:

  1. Аксенова М. В., Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / [Текст]/ Дошкольное воспитание, 1990, № 8.- С. 245.
  2. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / [Текст]/ — СПб.: Детство-пресс, 2001, — С. 168.
  3. Баренцова Н. Готовим руку к письму. / [Текст]/ Дошкольное воспитание. 1996 -№ 2 — С. 89.
  4. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. / [Текст]/ — М., 1992, — С.56.
  5. Логопедия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. — / [Текст]/ М.: Просвещение, 2000, — С. 234.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный