Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Работа с одаренными детьми и система подготовки детей к олимпиадам по английскому языку

3. Система образования
2
Поделиться
Библиографическое описание
Фатхутдинова, О. В. Работа с одаренными детьми и система подготовки детей к олимпиадам по английскому языку / О. В. Фатхутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/10392/.


Из опыта подготовки детей к олимпиаде по английскому языку знаем наверняка, что, планируя занятия с учениками, сталкиваешься с извечным вопросом: Чему научить? В каком объёме? Какую грамматику и лексику заложить в головы учеников, впервые начавших участвовать в олимпиадном движении? Какой страноведческий материал взять? Какие образовательные сайты использовать?

В этом учебном году мы, учителя МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы, вновь столкнулись с этими и многими другими вопросами, когда приступили к работе с учащимися. Алгоритм наших действий был таков: написать план работы, подобрать оптимальную литературу, определить сайты, которые помогут детям улучшить разговорную речь и, в то же время, будет интересны для подростков.

Первое, что мы определила для себя — это схема занятий, т. е. то, что с самого начала заставит детей отнестись ответственно к подготовке. Вместе с учениками определила дни, удобные для них и для нас. Мы обменялись электронными адресами, чтобы была возможность в любой удобный момент получать и давать информацию. Началась увлекательнейшая работа ума, не только наших учеников, но и наша.

С чего мы начинали? Конечно, с повторения основ грамматики. Для этого нам понадобился учебник «Грамматика. Сборник упражнений» (автор Мерфи) Из него мы брали такие темы, как: «Употребление времён», «Страдательный залог», «Согласование времён. Косвенная речь», «Модальные глаголы». Пройдя основные темы, решено было пройти углублённо такие темы как, например, «Артикль». При подготовке к олимпиадам Валеева Р. Г., Фатхутдинова О. В. совместно с учащимися работают на сайте Puzzle English. Актуализировать или ввести новый грамматический материал поможет рубрика Грамматика, которая содержит грамматические обучающие видеоуроки, которые сопровождаются закрепляющими упражнениями.

Что касается лексического материала, его стоит отбирать очень тщательно. Намечаем в сентябре список тем, которые будем обсуждать в течение учебного года. Хабибуллина А. Ф., Садыкова Р. Ф., Фатхутдинова О. В. работают с линией учебников «FCE», где подробно раскрывается каждая тема раздела, имеется хороший словарный запас.

В целях повышения словарного запаса,на сайте «Puzzle English», в рубрике Видеопазлы как в процессе урока, так и во внеурочное время, можно просмотреть видеоролики и составлять фразы из предложенных слов.

Валеева Р. Г., Тимеркаева Н. П., Яруллина З. Д. пользуются учебником «Enterprise» В нём слова и выражения собраны по темам. Например, «Страны, национальности и языки», «Описываем людей: внешность», «Описываем людей: характер», «Искусство», «Музыка», «Одежда», «Здоровье и медицина» и многие другие.

Всем известна польза аудирования. На уроках не все учителя любят слушать тексты и диалоги: это требует тщательной домашней проработки. На сайте «Puzzle English» учащиеся тренируют ухо не только в слушании текстов и диалогов, но и аудиокниг, а также в просмотре фильмов на английском языке, слушании радиопередач в оригинале.

Учителя английского языка разработали определенный алгоритм действий. Например, до просмотра фильма на английском языке, говорим, что стоит начинать смотреть фильмы с уже известным содержанием. Нашим первым фильмом был «Аватар», интересный и уже популярный среди молодёжи. Смотрим в день по 10 минут, с листком в руках, в который записываем незнакомые английские слова, интересные выражения, переводим их, а потом заучиваем. В следующий раз смотрим этот отрывок снова, уже понимая содержание. Таким образом, через 10–14 дней фильм просмотрен, ученик легко может беседовать по содержанию, а главное, увлекается просмотром фильмов на английском языке, веря в свои силы и способности к восприятию языка.

Другим, похожим способом является слушание песен на английском языке. Первичное прослушивание предполагает понимание общего смысла песни, вторичное — деталей и структуры музыкального произведения. В конечном итоге ученик не только расширяет словарный запас и тренирует способность слушать, но и запоминает содержание песни.

Многочасовая работа проводится по страноведению. Считаем необходимым научить ориентироваться по политической карте мира, легко определять местоположение англоговорящих стран, знать их герб, гимн, флаг, эмблему, традиции и обычаи народа.

Также учителями разработан алгоритм правил по написанию письма.

Необходимо упомянуть, какие сайты Интернета мы чаще всего используем при подготовке учеников к языковой олимпиаде. Это, в первую очередь, ego4u.com. Используя материал данного сайта мы начинаем повторять грамматические темы по разделам, делаем упражнения, удобные в индивидуальной работе тем, что, сделав упражнение и нажав на кнопку “check answers” (проверь ответы), можно не только проверить себя, но и получить краткие объяснения, если сделал ошибку. В материалах сайта есть раздел «daily English», содержание которого меняется каждый день, меняется и разговорная тема дня. Например, пройден материал по таким темам: «Длинный уикенд», «День Матери», «Олимпийские игры», «Лондон», и многие другие. Это уроки разговорного английского, интересные и содержательные, наполненные современной лексикой, с диалогами для аудирования и словарём, трудных для понимания слов и выражений. Есть ещё один сайт, который мы используем в работе. Это goEnglish.me — эта программа позволяет овладеть разговорным американским вариантом английского языка. Программа — интерактивная, т. е. можно улучшать свой разговорный язык с теми, кто преследует подобную задачу. Установив микрофон и наушники, и пройдя тест для определения уровня своей подготовки (начинающий, средний, продвинутый), можно начинать практиковаться в американской разговорной речи, заучивая слова и выражения по темам: «Повседневная жизнь: «Как добраться», «Я люблю кино», «Расписание в колледже», «В аптеке», «Торгуемся в магазине» и многие другие.

При подготовке к олимпиадам по английскому языку я практикую систему дистанционного обучения — Moodle, где я имею возможность тратить больше времени на творческую работу и профессиональный рост, поддерживаю обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы. В процессе дистанционного обучения, учащийся приобретает дополнительные знания в изучении английского языка. Используя Moodle я могу создавать курсы, наполнять их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников, звуковыми материалом on line и т. п. По результатам выполнения учениками заданий, я могу выставить оценки и дать комментарии, используя созданный мной блог, чат и форум. В системе дистанционного обучения Moodle блог –мой персональный дневник, куда я выкладываю все, что считает нужным (в том числе свои мысли и суждения). С помощью форума пользователя системы дистанционного обучения Moodle могут задавать вопросы и отвечать на них. Использование форума позволяет организовать дискуссии в процессе обучения. Чат является удобным средством организации взаимодействия преподавателя и слушателей дистанционного обучения, который осуществляется в режиме реального времени.

Для работы с Moodle создана программа «Английский в мире бизнеса», где я развиваю способности и готовность старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, читаем аутентичные тексты разных стилей (публицистические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), работаем со специальной терминологией и учимся понимать ее; овладеваем первичными навыками перевода документов; пишем резюме и эссе, что является не маловажным при сдачи ГИА, ЕГЭ по английскому языку.

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

В рамках подготовки олимпиадников по английскому языку создан Ресурсный центр «Олимп», основными направлениями которого являются вовлечение учащихся в олимпиадное движение с использованием средств информационно-коммуникационных и дистанционных технологий, позволяет учащимся самостоятельно выбирать предметы и задания, контролировать уровень знаний по предмету. На сегодняшний день 25 учащихся вошли в ресурсный центр по английскому языку.

Учащиеся ОУ принимают активное участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по английскому языку, которые являются наиболее массовыми и успешными формами развития одарённости школьников с помощью Интернет-технологий. Школа тесно сотрудничает с БГПУ им.М.Акмуллы. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы представляет целый комплекс дистанционных мероприятий со школьниками, учителями и родителями.

Учащиеся получают дополнительное образование в дистанционных школах по английскому языку, советы. Организаторами проектов являются кафедры, а кураторами мероприятий — опытные преподаватели и научные сотрудники университета.

Наша школа стала участвовать во Всероссийском проекте ОДАРМОЛ, организованный Ассоциацией строительных вузов. Проект направлен на оказание помощи общеобразовательным организациям в поиске и развитии одаренных учащихся путем научного консультирования выполняемых ими индивидуальных исследовательских проектов.

Система ОДАРМОЛ дала возможность учащимся нашей школы выбрать увлекательную тему для своего индивидуального проекта, консультирование которого (дистанционно, через электронную почту или скайп) осуществляют профессора, доктора, кандидаты наук МГГУ им. М. А. Шолохова, МГУ им. М. В. Ломоносова.

Таким образом, можно сделать вывод, что качественно подготовить детей к олимпиаде — сложная задача, требующая и от ученика, и от учителя упорного труда, каждодневной тренировки в языке, большого желания и настойчивости в достижении хороших результатов.

Учителями английского языка разработаны советы по подготовке к олимпиаде по английскому языку:

  1. Чтение. Старайтесь читать без словаря — это воодушевит вас, способствуя большей уверенности и беглости чтения.
  2. Говорение. Больше говорите на языке со сверстниками — это разовьёт вашу разговорную речь, придаст вам больше уверенности в общении, вы узнаете больше друг от друга.
  3. Аудирование. Не старайтесь понять буквально всё во время первого прослушивания — сосредоточьтесь на ключевых словах и мыслях для общего понимания текста.
  4. Фразы. Начните заучивать готовые фразы и образцы речи, необходимые для устной и письменной речи.
  5. Критическое мышление. Всегда задавайте вопросы и участвуйте в дискуссиях — это разовьёт ваши навыки критического мышления.
  6. Ежедневно проводите рефлексию своих занятий по языку — будьте честны с собой, отмечайте, насколько быстро вы делаете успехи!
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный