Содержание экспериментальной программы по формированию коммуникативной компетентности на примере студенческого регби
Автор: Ногина Елена Витальевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 03.03.2017
Статья просмотрена: 195 раз
Библиографическое описание:
Ногина, Е. В. Содержание экспериментальной программы по формированию коммуникативной компетентности на примере студенческого регби / Е. В. Ногина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11998/ (дата обращения: 15.11.2024).
Анализ материалов исследования показал, что для повышения эффективности педагогического руководства в спортивной команде необходима ориентация как следующие принципы:
− приобщение регбисток к деятельности по формированию коммуникативной компетентности должно служить одним из способов повышения качества спортивной подготовки;
− приобретение практических коммуникативных навыков регбисток следует базировать на усвоении ими теоретических основ деятельности по формированию коммуникативных навыков;
− обучение коммуникативным навыкам предполагает формирование у спортсменок умений использовать свой опыт коммуникативной деятельности и теоретические знания во взаимодействии друг с другом;
− обеспечение осознания коммуникативной компетентности как фактора успешности спортивной деятельности — необходимая составная часть подготовки регбисток;
− при разработке содержания коммуникативной компетентности регбисток важно учитывать особенности коммуникаций спортсменов-игровиков;
− следует обеспечить опыт применения разнообразных форм коммуникативной компетентности (от индивидуального до коллективного),обуславливающих более эффективное развитие компетентности спортсменок женских регбийных команд;
− коммуникативную деятельность регбисток и их теоретические знания по ее формированию необходимо стимулировать, включая последние в содержание СПТ (социально-психологических тренинговых) — занятий.
Эти принципы, как выявлено в нашем исследовании, наиболее полно реализуются при организации специального курса «Формирование коммуникативной компетентности регбисток»: разъяснение спортсменкам роли компетентности в их тренировочно-соревновательной деятельности; усвоение спортсменками основных теоретических положений и понятий по формированию коммуникативной компетентности, формирование практических навыков по применению средств и методов КК (осмысление регбистками сущности их компетентности в спортивной деятельности), выявление различий и понятий средств, методов и приемов компетентности; формирование умений осознать особенности своего поведения как проявление личностных качеств и свойств, формирование умений определять пути и средства коммуникативных навыков.
К основным методам и приемам обучения, использованным в специальном курсе следует отнести: лекции, беседы, иллюстрации, СПТ, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание эффекта познавательной новизны. Разработанная методика по формированию коммуникативной компетентности регбисток оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты эксперимента.
Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности.
Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности (характера и темперамента), психические состояния субъекта в процессе общения (рис. 1).
Психологические знания включают в себя тот необходимый уровень и комплекс знаний о проявлениях психики человека, позволяющий наиболее эффективно строить процесс общения.
Полнота психологических знаний позволяет спортсмену, развивать у себя необходимые коммуникативные способности и умения, оказывает влияние на характер психического состояния (своего и партнера) и на воспитание отдельных свойств личности, способствующих протеканию оптимальных психических состояний. Быть коммуникативно компетентным — это еще не значит иметь «что сказать», т. е. одних психологических знаний еще недостаточно для эффективного общения. Зачастую, находясь в неблагоприятном психическом состоянии (подавленном или чрезмерно возбужденном), человек знает, как себя вести в той или иной ситуации, а на самом деле поступает иным образом. В таком состоянии происходит «захлестывание» знаний эмоциями, управление своими мыслями, чувствами, действиями затруднено, и как крайний вариант — проявляется неспособность управлять собой.
Коммуникативные способности включают в себя свойства личности, обуславливающие формирование коммуникативных умений и успешное протекание коммуникативной деятельности, а также проявление того или иного психического состояния. В свою очередь на развитии коммуникативных способностей сказываются свойства характера, темперамента и психологические знания.
Коммуникативные умения — это проявление в общении психологических знаний и коммуникативных способностей.
Основными коммуникативными умениями являются: установление психологического контакта с людьми различного возраста и пола, предвидение назревающего конфликта и предотвращение его, использование устной речи в общении, понимание психического состояния собеседника, управление своим поведением при общении с людьми, умение убеждать других людей и др.
Формирование коммуникативных умений и уровень их проявления в общении зависит от свойств личности (характера и темперамента) и психического состояния, в котором находятся общающиеся. Как и психическое состояние, коммуникативные умения — это самая динамическая составляющая коммуникативной компетентности. Так, излишне возбужденное состояние, обусловленное свойствами темперамента, сказывается отрицательно на проявлении коммуникативных умений в общении. Аналогичным образом на проявление коммуникативных умений сказывается и угнетенное, безразличное отношение к собеседнику. В результате процесс общения осложняется. Цель общения может быть не достигнута.
Свойства личности (характер и темперамент) является одним из важных и консервативных компонентов коммуникативной компетентности: одни свойства способствуют проявлению высокого уровня КК, другие — снижают этот уровень. Такое влияние осуществляется опосредованно — через психическое состояние. Между психическими состояниями и психологическими свойствами личности существует определенная взаимосвязь: доминирующие связи ведущих свойств личности обусловливают специфику психических состояний — их модальность, качество, устойчивость (А. О. Прохоров, 1992 г.)
Первую группу таких свойств составляют: доброжелательность, отзывчивость, общительность, внимательность к собеседнику, эмоциональная устойчивость, экстравертированность и т. п. При проявлении этих свойств процесс общения протекает в спокойной деловой обстановке, состояние обоих собеседников способствует реализации функций общения.
Вторая группа свойств личности (агрессивность, тревожность, недоверчивость, напряженность, импульсивность, ригидность и т. п.) способствует возникновению неблагоприятных психических состояний у собеседников и влияет отрицательно на процесс общения, на использование психологических знаний в общении. Ярко выраженные подобные свойства личности делают невозможным продуктивное общение.
Возникновение неблагоприятного психического состояния (как у себя, так и у собеседника) можно предотвратить, зная выраженность своих свойств характера и темперамента и причин, способствующих их усилению в общении.
Психическое состояние, проявляющееся в общении (называют его коммуникативным состоянием) — это реакция человека на коммуникативный стимул собеседника. Подобную реакцию принято называть «трансакцией» по Э. Берну. При проявлении, например, грубости с одной стороны, вторая сторона также начинает проявлять грубость. В данном случае «трансакция» состоялась, у обоих собеседников повышается эмоциональное возбуждение, снижающее качество проявления коммуникативных умений. В таком состоянии происходит пренебрежение субъектов психологическими знаниями. В результате уровень КК снижается.
Проявление того или иного психического состояния в общении обусловлено наличием у субъекта определенных психологических знаний о закономерностях проявления психики, наличия отдельных свойств личности (перечисленных выше) и коммуникативных способностей. Лишь нормальное, адекватное ситуативное психическое состояние позволяет в полной мере реализовать в общении коммуникативное умение и знание. (См. рис. 1).
Управление коммуникацией в команде.
В общем виде организацию желаемых взаимных влияний в команде можно представить как процесс управления характером, направленность и интенсивность межличностного общения с учетом специфики требований и условий совместной деятельности.
Наставнику спортивного коллектива необходимо предупреждать и снимать агрессивные реакции, возникающие во время учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, и помочь взаимодействующим игрокам установить коммуникационные связи.
Следовательно, необходимо исключать нежелательные формы общения и поведения, не директивно подавляя активность спортсмена, а направляя ее в другом, более желательном направлении.
В любом отношении к другому человеку можно выделить три основных компонента:
1) познавательный (оценка компетентности и деловых качеств партнера);
2) эмоциональный (симпатия — антипатия);
3) поведенческий (конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку в определенной ситуации).
Самым управляемым и наиболее подвижным является поведенческий компонент. Чтобы изменить поведение человека надо предложить ему определенную программу действий. В соответствии с этим мы использовали разработанную нами методику.
Рис. 1. Формирование коммуникативной компетентности регбисток
Классификация психологических тренингов.
Каждое занятие, проведенное методом социально-психологического тренинга, включает четыре этапа:
- Организацию единого психологического пространства, а также обратной связи «отдельный участник — вся группа», и наоборот;
- Проведение дискуссии, игры или интервьюирования для создания педагогической рефлексии;
- Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или корректировочных целей;
- Релаксационно-восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Основными видами игровых средств для тренера, работающего с женской командой, являются:
− Психотехнические игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека;
− Игровые методы разрешения конфликтов.
Регулярное выполнение каждым членом команды психотехнических упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой. Среди основных типов психотехнических игр можно выделить игры-релаксации, адаптационные игры.
Игровые методы разрешения конфликтов основываются на всемерном развитии способностей обучаемых рефлексии, т. е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнера по общению (хотя бы конфликтному), а так же эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека. Цели социально-психологических тренингов:
1) индивидуальная психокоррекция (для каждой спортсменки в отдельности);
2) улучшение социально-психологического климата в коллективе (спортивной команде).
Литература:
- Родионов В., Родионов А. Психология детско-юношеского спорта. М.: «Физическая культура», 2013.
- Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 2013.
- Валуев В. А., Ногина Е. В. Организация и методика обучения студентов в процессе занятий физической культурой. Учебно-методическое пособие. М.: Российская таможенная академия, 2014.
- Ногина Е. В., Резенова М. В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре. М.: Российская таможенная академия, 2013.