Эффективность информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранных военнослужащих
Автор: Корсунская Анастасия Геннадьевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 07.03.2017
Статья просмотрена: 161 раз
Библиографическое описание:
Корсунская, А. Г. Эффективность информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранных военнослужащих / А. Г. Корсунская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11893/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современный образовательный процесс стал всё больше и больше включать в себя новые понятия и термины: киберпространство, электронный учебник, цифровая педагогика, ИКТ-компетентность и пр. И если несколько лет назад использование цифровых технологий и мультимедиа в обучении встречалось нечасто, то сейчас эта инновация становится не только нормой, но и необходимым условием.
Законодательные акты федерального уровня, регламентирующие образовательный процесс, предписывают в процессе обучения использовать технологии цифровой педагогики.
С 1 января 2017 года вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В этом документе говорится, что преподаватель вуза должен уметь «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы» [1].
Теперь уровень квалификации преподавателя высшей школы предполагает владение ИКТ-компетенцией, то есть способностью применять в процессе обучения информационно-коммуникационные технологии.
В связи с этим, в методику преподавания иностранных языков прочно вошли ИКТ-технологии, формирующие новый тип учебного взаимодействия «компьютер — преподаватель — учащийся».
Важным функциональным звеном данной цепочки является преподаватель. От его профессионального мастерства зависят результаты освоения языка в границах мультимедийного обучения, поскольку как заметил Г. А. Акопян, «внедрение ИКТ — не самоцель, а средство обеспечения качества самого образования» [2].
В современном личностно-ориентированном обучении личность преподавателя, его профессиональные качества и навыки можно поставить на один уровень с личностью учащегося.
Привлечение в образовательный процесс технологических новинок и средств сети Интернет в обучение русскому языку как иностранному влечёт переосмысление позиции и профессиональной компетенции преподавателя. В глобальном смысле личностно-ориентированный подход и коммуникативный метод обучения, в совокупности с привлечением ИКТ-новинок, перестраивают процесс обучения и освоения учебного материала.
Процесс получения знаний становится антропоцентрическим, направленным на личность учащегося. В такой парадигме, с одной стороны, меняется функциональная нагрузка преподавателя, а с другой, образуются широкие возможности для творческого роста и развития собственных методических знаний и умений. Благодаря этому происходит интенсификация учебной деятельности всех субъектов образовательного пространства.
Следует отметить и то, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации языкового образования, так как они расширяют возможности подбора учебного материала и способов его представления. Это позволяет успешно реализовать личностно-ориентированную образовательную парадигму и со стороны преподавателя. Им создаются условия для организации комфортного педагогического взаимодействия, где сам преподаватель может реализовать свой потенциал и создать учебную среду с учётом собственных личностных и профессиональных особенностей.
Специфика преподавания русского языка как иностранного военнослужащим позволяет в мультимедиа образовании моделировать реальную речевую среду страны изучаемого языка посредством аудио, визуальных и аудио-визуальных образов. Воспроизведения типичных культурно-обусловленных речевых ситуаций, симуляции речевого поведения носителей языка помогают наилучшему усвоению учебной программы.
Использование ИКТ-технологий при обучении русскому языку иностранных военнослужащих позволяет решить ряд важнейших задач на разных этапах обучения:
– осуществить дифференцированное обучение (в группах с разным уровнем подготовки);
– применить элементы национально ориентированного обучения (в полиэтнических группах);
– вовлечь обучающихся в полноценную коммуникацию с трансляцией жестов, мимики, ситуаций общения и пр.
– интенсифицировать формирование представлений о национальной картине мира носителей языка;
– ускорить образование нового языкового центра.
В коммуникативно-ориентированного обучении ИКТ-технологии и сеть Интернет открывают возможности каждому преподавателю построить свою образовательную среду, а она увеличивает эффективность контроля и управления процессом обучения. Происходит закономерная ориентация учебного занятия на личностные особенности всей аудитории и каждого учащегося в отдельности.
Сами же ИКТ-средства можно классифицировать по их методическому назначению: «Наставнические (предназначены для изучения нового материала); тренировочные (тренажеры, предназначенные для отработки умений и навыков при повторении и закреплении изученного материала); контролирующие (предназначены для контроля уровня усвоения учебного материала); информационно-справочные (предназначены для получения учащимися необходимой информации); моделирующие (предназначены для создания модели объекта, процесса, явления с целью их изучения и исследования) имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров); демонстрационные (предназначены для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых закономерностей, взаимосвязей между объектами); игровые (предназначены для «проигрывания» учебной ситуации с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действий, для развития мышления); досуговые (предназначены для внеучебной работы с целью развития внимания, реакции и т. п.)» [3].
По своему воздействию на учащихся мультимедийные средства делятся на линейные и нелинейные. Линейными являются файлы, на последовательность воспроизведения которых ученик повлиять не может. Например, фильм или презентация, идущая под управлением преподавателя. К нелинейным относятся материалы, контролируемые учащимся. Например, компьютерная игра.
Мультимедийные объекты могут быть представлены как линейные и нелинейные. Классификация зависит от способа их применения, работает ли учащийся с ними самостоятельно или опосредованно через преподавателя.
Элемент электронного курса |
Виды мультимедиа |
Тип мультимедиа |
Необходимое аппаратное обеспечение |
Необходимое программное обеспечение |
Возможности тренировки видов речевой деятельности |
Возможности тренировки аспектов языка |
Методические функции |
Картинка |
Изображение |
Линейное |
Компьютер, экран, интерактивная доска, графический планшет, экран. |
Программы обработки: AdobePhotoshop, Paint, Pinta, VisualBox и другие. |
Говорение, чтение |
Лексика, грамматика. |
Наставническая Моделирующая Имитационная Демонстрационная Игровая Досуговая |
Видеозапись |
Видео |
Линейное |
Компьютер, интерактивная доска, экран, колонки / наушники, компьютерная мышь. |
Видео-редакторы: WindowsMovieMaker, PinnacleVideoSpin, «ВидеоМОНТАЖ». Видео-проигрыватели: MediaPlayer Classic Home, Adobe FlashPlayer, VLC MediaPlayer, AIMP, iTunes. |
Аудирование, говорение, (чтение) |
Все |
Наставническая Моделирующая Имитационная Демонстрационная Игровая Досуговая |
Аудиозапись |
Аудио |
Линейное |
Компьютер, наушники/колонки, компьютерная мышь. |
Аудио-редакторы: Cubase, MP3Gain, PreSoundStudio 1, Audacity, MP3 CutterJoiner. Аудиопроигрыватели: Winamp, jetAudio, VLC Media Player. |
Аудирование, говорение |
Все |
Наставническая Моделирующая Имитационная Демонстрационная Игровая Досуговая |
Анимированные изображения |
Анимация |
Линейное |
Компьютер, компьютерная мышь, экран, тачскрин, интерактивная доска. |
Easy GIF Animator, Anime Studio, Blender, Adobe Flash CS5 Professional, Fast Stone Image Viewer, XnView Extended. |
Говорение, чтение |
Грамматика, лексика. |
Наставническая Моделирующая Имитационная Демонстрационная Игровая Досуговая |
Электронный текст (гипертекст) |
Текст, интер-активность |
Линейное / нелинейное |
Компьютер, экран, компьютерная мышь, микрофон, интерактивная доска. |
Microsoft Word, Excel, Access. |
Говорение, чтение, (аудирование) |
||
Презентация |
Аудио, видео, изображение, анимация, текст, интер-активность |
Линейное/ нелинейное |
Компьютер, компьютерная мышь, экран, колонки/наушники, тачскрин, интерактивная доска. |
Microsoft PowerPoint. |
Аудирование, говорение, чтение, письмо |
Лексика, грамматика, фонетика |
Наставническая Моделирующае Имитационная Демонстрационная Игровая Досуговая |
Компьютерный тест |
Аудио, видео, изображение, анимация, текст, интер-активность |
Линейное/ нелинейное |
Компьютер, компьютерная мышь, экран, колонки/наушники, микрофон, тачскрин, интерактивная доска. |
Конструкторы тестов: easyQuizzy, iSpringQuizyMaker, Keepsoft, OnlineTestPad. |
Аудирование, говорение, чтение, письмо |
Лексика, грамматика, фонетика |
Наставническая Тренировочная Контролирующая Игровая Досуговая |
Компьютерная игра |
Аудио, видео, изображение, анимация, текст, интерактивность |
Нелинейное |
Компьютер, компьютерная мышь, экран, микрофон, колонки/наушники, тачскрин, интерактивная доска. |
LearningApps, MnCreator, Construct 2. |
Аудирование, говорение, чтение, письмо |
Все |
Моделирующая Тренировочная Имитационная Досуговая Игровая |
Электронный словарь/ справочник |
Аудио, видео, анимация, текст, изображение, интерактивность |
Нелинейное |
Компьютер, компьютерная мышь, экран, тачскрин, интерактивная доска. |
Программы группы Dict, AbbeyLingvo, платформа Wiki. |
Аудирование, говорение, чтение, письмо |
Все |
Наставническая Демонстрационная Информационно-справочная |
Система видео-звонков, мессенджеры, социальные сети |
Аудио, видео, текст, изображение, интерактивность |
Нелинейное |
Компьютер, компьютерная мышь, экран, колонки/ наушники, тачскрин, интерактивная доска, веб-камера, микрофон. |
Skype, Facebook Online Videocall, Messenger, WhatsApp. |
Аудирование, говорение, чтение, письмо |
Все |
Тренировочная Имитационная Досуговая |
Представленный состав средств позволяет систематизировать применение ИКТ-технологий в образовательном процессе, что необходимо для интенсификации процесса усвоения языка и культурных норм страны, а также для эффективной адаптации иностранных военнослужащих к новым условиям с помощью формирования элементов искусственной (виртуальной) образовательной языковой среды.
Литература:
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / [электронный ресурс] — Режим доступа.–http://base.garant.ru/71202838/#ixzz4XumfkwgY [дата обращения 06.02.2016]
- Источников В. В., Акопян Г. А., и др. Инновационные педагогические компьютерные и сетевые технологии в области обучения русскому языку и литературе / В. В. Источников, Г. А. Акопян и др. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.mgpu.ru/materials/32/32332.pdf (дата обращения 26.12.2015)
- Мультимедийные средства обучения на уроках иностранного языка [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://yurii.ru/ref11/rl-1988976.php (дата обращения: 30.05.2016)