Представительство Волгоградского студенчества в группах по тяжести трудового процесса будущей профессиональной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мандриков, В. Б. Представительство Волгоградского студенчества в группах по тяжести трудового процесса будущей профессиональной деятельности / В. Б. Мандриков, Е. Г. Прыткова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1850/ (дата обращения: 19.12.2024).

Обновление всех сторон общественной жизни выдвинуло принципиально новые требования к личности специалиста. На первый план выходит потребность общества в конкурентоспособных работниках, которые должны принимать и решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях производства. Интеллектуальный потенциал страны, напрямую определяющийся качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и экономической и политической самостоятельности общества, фактором её выживания [1, 5, 6].

В связи с этим популярность высшего образования остается на достаточно высоком уровне, что подтверждается анализом поступления абитуриентов в Волгоградские вузы. Так согласно сведениям «Обобщенных данных о высших учебных заведениях Волгоградской области» отмечается, что на 01.10.2010 учебный год, в государственных и негосударственных вузах и филиалах обучается свыше 120000 человек. Количество абитуриентов отдавших предпочтение тем или иным государственным вузам представлено на рис.1.

Рис.1. Количество абитуриентов поступивших в Волгоградские государственные вузы в 2010-2011 учебном году

При анализе подачи документов молодежи в вузы отмечается, что наибольшее количество абитуриентов отдало предпочтение ВолгГТУ – 24,1% от общего числа студентов.

Бурный научно-технический прогресс в современной жизни формирует такие факторы условий труда и жизни людей, которые превышают адаптационные, физиологические и психофизиологические возможности организма человека. В связи с этим, проблемы, связанные с обеспечением безопасности на производстве, выявление опасных и вредных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека и развитие профессиональных заболеваний, а вместе с тем и разработка мероприятий которые способствовали бы повышению адаптационных резервов организма человека, является актуальным на сегодняшний день.

В связи с данной проблемой нами был проанализирован характер распределения абитуриентов более 120 профессий, по которым готовят специалистов в Волгоградских вузах.

Для оценки воздействия трудового процесса на организм работников мы воспользовались классификацией используемой в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» («Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05). Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Анализ классификации профессий по степени тяжести трудового процесса показ, что к первой категории тяжести труда относятся 12,5% от общего числа рассмотренных специальностей (рис.2).

Рис.2. Распределение профессий по степени тяжести трудового процесса


Характеризующиеся выполнением работы в комфортных условиях внешней производственной среды при благоприятных величинах физической нагрузки. Основную группу данной категории профессий составляет инженеры – экологи, озеленители, физики (если только не надо испытывать какие-либо приборы), биологи, архитекторы, агрономы, специалисты по экологическим проблемам, зоологи. Ко второму классу относятся 41,6% проанализированных профессий. Для данной группы характерно выполнение работы в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действующими санитарными правилами, нормами и эргономическими рекомендациями.

При более детальном рассмотрении данной группы специальностей отмечается, что 20% профессий относятся к направлению экономика и управление; 17,5% специальностей связанных с электронной и вычислительной техникой; 35% - профессии технической направленности и 15% - пищевой индустрии, и около 9% специалистов медицинского направления и специалистов искусства (рис.3).

Рис.3. Распределение профессий отнесенных ко 2 классу по тяжести трудового процесса

Из анализа профессий видно, что основная масса специальностей принадлежит к допустимым условиям труда, которые характеризуются отсутствием большой физической динамической нагрузки, подниманием и перемещением груза вручную, но присутствует большой объем стереотипных рабочих движений и проведение значительного рабочего времени в неудобной рабочей позе.

Данная группа специалистов основное время проводит за компьютером или за наблюдением производственного процесса, поэтому многие находятся в вынужденной, неудобной позе до 60-75% рабочего времени. Такая вынужденная рабочая поза вызывает у данной категории специалистов статическое перенапряжение мышц шейно-плечевой области и спины, создающие предпосылки для быстрой утомляемости и развития патологии опорно-двигательного аппарата.

У специалистов строительных специальностей условия труда характеризуются: незначительными или возможными перемещениями до 4-7 км; свободной позой или вынужденной рабочей позой до 50% рабочего времени (т.к. работа может, проходит и сидя за компьютером).

Следует отметить, что многие специалисты данной группы (экономического направления, специалисты по электронно-вычислительной технике, строительных специальностей и др.) по напряженности трудового процесса относятся к подклассу 3.2., т.к. характеризуются достаточно длительной по времени сосредоточенностью внимания от 50% до 75% времени смены. Большой объем информации перерабатывается ими зачастую при наличии дефицита времени и монотонности трудового процесса. Отмечается высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, т.к. приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени и в условиях повышенной ответственности.

Третий класс в классификации трудового процесса по степени тяжести в свою очередь подразделяется на 3 подкласса:

К подклассу 3.1. данной категории относятся работы, при выполнении которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у практически здоровых людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма. К данной подгруппе относиться 34,4 % рассмотренных профессий (рис.2). Основную часть подкласса 3.1. составляют специалисты технического профиля: техники-технологи по специальностям, техники-механики по оборудованию, инженеры – технологи, слесари по специальностям, токари, инженеры – строители, кровельщики, врачи различного направления. Для данной группы специалистов характерно восприятие и переработка большого объема зрительной и слуховой информации, разнообразных двигательных действий, требующих тотальных мышечных усилий и отличающихся частой изменчивостью двигательных задач и вариативностью состава действий, вынужденными позами стоя, сидя, присев.

К работам, входящие в подкласс 3.2., и характеризующиеся неблагоприятными условиями труда приводящие к реакциям, характерным для более глубокого пограничного (предпатологического) состояния у практически здоровых людей, относятся 8,3% проанализированных профессий. В данной подгруппе в основном встречаются профессии технической направленности: техники-монтажники, техники по автомобилестроению, ремонту и обслуживания транспорта, специалисты по двигателям и т.д. Условия труда, которых характеризуются достаточным объемом физической нагрузки, выполнением работ на высоте и в очень неудобных и опасных позах, что оказывает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Работа может проходить в различных природно-климатических условиях труда. К данному подклассу относятся и некоторые специальности медицинского направления.

К подклассу 3.3. относятся 5,2% рассмотренных профессий в основном металлургической направленности, связанные с систематическими физическими нагрузками, в частности с постоянными передвижениями, переноской значительных по тяжести предметов и оборудования.

Таким образом, из проведенного анализа видно, что в настоящее время в Волгоградских вузах наиболее популярные профессии, на которых отмечается и наибольший конкурс при поступлении молодежи, в основном технической направленности, специальности экономики и управления, сельскохозяйственные и строительные, пищевые специальности.

Рассмотрение условий труда по степени тяжести трудового процесса показало, что большая часть популярных и востребованных профессий относятся ко второму классу (41,6%) и подклассу 3.1 (34,4%) (рис.2), характеризующиеся продолжительным сохранением вынужденной рабочей позы, высоким удельным весом статических физических нагрузок, высокой координационной точностью верхних конечностей, быстротой двигательных реакций, сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью.

Сравнивая трудовую деятельность на современном этапе развития общества с недавним прошлым, видно, что характер труда изменяется не просто сокращением тяжелых физических нагрузок, но и расширением диапазона сложных движений, требующих высокой точности, хорошей координации, быстроты реакции и точности мышечных усилий работника.

Современное производство переходит на качественно новую техническую, автоматизированную основу. Однако какого бы высокого технического уровня нынешнее производство ни достигло, человек остается элементом этого производства и роль его еще более возрастает. Техника берет на себя энергетически обеспечивающие функции, тем самым освобождая человека от тяжелой, изнуряющей работы [1, 2, 3, 5].

При этом резко снижается использование мускульной силы, а стало быть, происходит детренированность организма из-за недостатка двигательной активности. Во многих видах высокопроизводительного труда уменьшается число движений, либо движения составляют однообразную картину, так как задействуют одни и те же мышечные группы. В связи с тем, что мышцы являются необычайно деятельной активной тканью и составляют в среднем 40% веса нашего тела, то понятно, что резкое снижение их работоспособности может привести к возникновению заболеваний [4, 6].

В настоящее время в различных видах труда насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч. И все они имеют свою специфику, свои отличительные особенности трудовой деятельности, свои требования к функциональным возможностям, к физическим и психическим качествам людей, занимающихся тем или иным видом труда. А постоянное преобразование технико-технологической основы производства, как правило, влечет за собой и необходимость в переквалификации, переподготовке и смене специальностей. Между тем такая смена деятельности требует как разносторонних способностей, так и физического совершенства, которого можно достичь в процессе специализированной подготовки. Объясняется данный факт тем, что разносторонняя и специальная физическая подготовка способствует более быстрому освоению смежных профессий и свободной перемены труда.

Таким образом, роль профессионально-прикладной физической культуры в подготовке молодежи, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Данная проблема продиктована и тем, что время, необходимое на освоение современных профессий, и достижение профессионального мастерства в них, в большей степени зависит от уровня функциональных возможностей организма, от степени развития физических способностей специалиста.


Литература:
  1. Давыденко А.И. Организация и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Краснодар, 2005 – 23с.

  2. Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 25с.

  3. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1997. – 50с.

  4. Панарин А.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов металлургического вуза как средство формирования их готовности к профессиональному самоопределению: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2006. – 25с.

  5. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов / Учебно-метод. пособие - СПб.: СПбГУИТМО, 2006. – 90с.

  6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2005. – 448с.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовой процесс, профессия, вынужденная рабочая поза, специалист, техническая направленность, высшее образование, медицинское направление, общее число, опорно-двигательный аппарат, рабочее время.

Похожие статьи

Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Похожие статьи

Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института