Планирование работы по формированию лексических значений слов со сложным семантическим содержанием у учащихся третьих классов с задержкой психического развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, О. М. Планирование работы по формированию лексических значений слов со сложным семантическим содержанием у учащихся третьих классов с задержкой психического развития / О. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 43-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10978/ (дата обращения: 19.11.2024).



Известно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза испытывают значительные трудности в овладении знаниями, умениями и навыками, получаемыми в процессе усвоения большинства учебных дисциплин и, прежде всего, предметов лингвистического цикла. Теория и практика обучения детей данной категории показывают, что в значительной мере эти трудности обусловлены недостаточностью их лексикона. Одной из наиболее проблемных составляющих лексикона детей с различными нарушениями в развитии является лексика со сложным семантическим содержанием, формируемая и закрепляемая только в процессе направленного обучения как у учащихся с проблемами в развитии, так и у нормально развивающихся школьников.

Планирование работы по формированию лексических значений слов со сложным семантическим содержанием включает два блока.

I блок. Методическая подготовка к проведению актуализации имеющихся у учащихся знаний и представлений.

1 часть.

Отбор лексем со сложным семантическим содержанием (и выражений, включающих такие лексемы) из учебных текстов.

Осуществляется дефектологом.

Нами использовались слова и выражения из литературных произведений, включённых в программный материал 3 класса по чтению в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.

Таблица 1

Произведение

Лексемы ивыражения со сложным семантическим содержанием

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

Яства

И вспомнил Олег коня своего.

Кудесник

Ильины три поездочки.

Богатыри

Убранство

Подзуживать

Колчан

Западня

Восвояси

Житие Сергия Радонежского.

Уста

Василий Андреевич Жуковский.

Очи

На карачках

Кровля

Каморка

Молвила

Почуять

Мешкать

2 часть.

Разработка для каждой лексемы схемы компонентного анализа, представляющей собой разложение исходного значения на синонимичные, более простые значения, требующие дополнительных пошаговых комментариев. Значения анализируемой лексемы и её составляющих определяются с помощью толковых словарей.

Осуществляется дефектологом.

Яства — вкусная обильная еда.

Обильная — имеющаяся в большом количестве.

Вкусная — приятная на вкус.

Еда — пища человека и животных.

Пища — то, что едят.

Кудесник — волшебник.

Волшебник — колдун.

Колдун — тот, кто занимается колдовством.

Колдовство — магические, таинственные приёмы, имеющие целью воздействовать на силы природы, на людей, исцелять их или наводить болезни.

Богатырь — человек высокого роста, большой физической силы, стойкости.

Стойкость — способность долго сохранять свои свойства, не поддаваться разрушению, изменениям.

Большая физическая сила — способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц.

Мышцы — состоящий из мышечной ткани орган (или часть органа) тела человека и животных, способный сокращаться и обеспечивающий выполнение важнейших физиологических функций всего организма.

Убранство — отделка, обстановка, внешний вид.

Отделка — то же, что украсить.

Украсить — придать кому-нибудь, чему-нибудь красивый вид, сделать наряднее.

Подзуживают — подстрекают.

Подстрекать — побуждать к чему-нибудь.

Побуждать — склонять к какому-нибудь действию.

Склонять — убеждать в необходимости какого-нибудь поступка, решения.

Колчан — в старину: футляр для стрел.

Футляр — коробка, ящик или чехол, куда кладётся какая-либо вещь для хранения или предохранения от порчи, повреждений, пыли и т. п.

Чехол — покрышка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.

Западня — опасное место, откуда нет выхода, где грозит неизбежная гибель, как правило, зверей и птиц.

Неизбежная гибель — такая, которую нельзя предотвратить.

Восвояси — отправлять / ся домой, к себе.

Отправлять / ся — послать / пойти куда-либо.

Уста — рот.

Рот — полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губами.

Губы — кожно-мускульные складки, образующие края рта.

Очи — глаза.

Глаза — орган зрения.

Зрение — одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз.

На карачках — на четвереньках.

Четвереньки — поза, при которой тело человека имеет в качестве опоры обе руки и обе ноги.

Опора — предмет, на котором можно укрепить что-либо для придания прочного положения.

Кровля — крыша.

Крыша — верхняя часть строения, покрывающая его.

Строение — здание, постройка.

Каморка — тесная маленькая комнатка.

Комнатка — отдельное помещение специального назначения.

Помещение — внутренность здания, место, где кто-нибудь, что-нибудь помещается.

Молвить — говорить.

Говорить — выражать что-то словесно (устно или письменно).

Почуять — распознать чутьём.

Чутьё — способность животных отыскивать что-либо посредством органов чувств (преимущественно обоняния).

Распознавать — определять, узнавать по каким-либо признакам.

Признак — показатель, примета, по которой можно определить что-то.

Мешкать — не торопиться с чем-либо, медлить.

Медлить — долго не приступать к чему-либо.

Не приступать — не начинать что-либо.

II блок. Актуализация имеющихся знаний и представлений.

1 часть.

Индивидуальный свободный вербальный ассоциативный эксперимент с регистрацией цепочки ответов. В качестве слов — стимулов используются слова и выражения со сложным семантическим содержанием, отобранные ранее.

Осуществляется специальным психологом.

Инструкция: «Я сейчас буду называть тебе разные слова, а ты должен отвечать на него одним словом, любым, которое тебе придёт в голову». Аналогичная инструкция повторяется после каждого продуцированного ребёнком слова-ассоциата, т. е. в качестве стимула используются лексемы, полученные на предыдущем этапе, до тех пор, пока ребёнок не исчерпает запас имеющихся у него ассоциаций, или пока не будет названо 10 ассоциаций на каждую исходную лексему.

Оценка результатов.

Типы вербальных ассоциаций на слова ивыражения со сложным семантическим содержанием у учащихся сЗПР инормальным интеллектуальным иречевым развитием.

Определяются типы ассоциаций, соответствующие классификации вербальных ассоциаций, разработанной А. Р. Лурия и его сотрудниками (8 типов) и ассоциации, определённые нами (частично на основе классификации вербальных ассоциаций, разработанной А. Р. Лурия и его сотрудниками), с учётом специфики анализируемого материала (25 типов).

Типы ассоциаций по классификации вербальных ассоциаций, разработаннойА.Р.Лурия иего сотрудниками.

− Эхолалии типа: лексема: молвила — ассоциация: молвила.

− Реакции по созвучию типа: лексема: мешкать — ассоциация: мешок.

− Случаи изменения и дополнения слова типа: лексема: колчан — ассоциация: мечники.

− Речево-двигательные реакции, воспроизводящие привычные сочетания, отложившиеся в пословицах, поговорках, названиях и т. п. типа: лексема: мешкать — ассоциация: ход, идёт.

− Функциональное назначение типа: лексема: богатыри — ассоциация: воины, защитники, охрана.

− Контрасты, имеющие яснопривычный характер типа: лексема: мешкать — ассоциация: бегать.

− Синонимы, имеющие яснопривычный характер типа: лексема: очи — ассоциация: глаза.

− Индивидуальные ассоциации типа: лексема: каморка — ассоциация: пчела.

Типы ассоциации, определённые нами (частично на основе классификации вербальных ассоциаций, разработаннойА.Р.Лурия иего сотрудниками), с учётом специфики анализируемого материала.

− Верная интерпретация в виде жаргонизма типа: лексема: мешкать — ассоциация: зевать, тянуть, щучить.

− Синонимичное обозначение ЛСВ (лексико-семантических вариантов) типа: лексема: почуял — ассоциация: понял, разгадал, ощущение.

− Верная конкретизация возможных условий / причины данного действия / явления типа: лексема: восвояси — ассоциация: домой, дом.

− Привычная смежность и координация: реакции, воспроизводящие отношения необязательного сосуществования и смежности, которые можно наблюдать из внешней среды типа: лексема: каморка — ассоциация: Буратино, папа Карло.

− Привычная смежность и координация: реакции, воспроизводящие отношения обязательного сосуществования и смежности, которые можно наблюдать из внешней среды типа: лексема: каморка — ассоциация: ключ.

− Привычная смежность и координация: субъект действия, оперирующий данным объектом типа: лексема: колчан — ассоциация: конница, богатыри, князь, воин.

− Привычная смежность и координация: на основе учёта категориально-лексической основы в чистом виде (цель действия) типа: лексема: очи — ассоциация: бинокль, телескоп.

− Вычленение основы требуемого действия (перемещение) без дифференциальных признаков, определяющих его условия (характер движения, направление движения) типа: лексема: мешкать — ассоциация: ход, идёт.

− Вычленение основы требуемого действия:

  1. перемещение в соответствующем направлении типа: лексема: восвояси — ассоциация: обратно, откуда пришёл, уходить;
  2. функциональное назначение — «хранение», «украшение» типа: лексема: колчан — ассоциация: сумка, хранилище;
  3. функциональное назначение — побуждение, покрытие, говорение типа: лексема: почуял — ассоциация: пахнуть.

− Вычленение основы понятия (объект для жилья) с искажёнными дифференциальными признаками, определяющими его пространственные характеристики (размеры) типа: лексема: каморка — ассоциация: маленькая квартира.

− Смешение дифференциальных признаков семантических основ синонимичных лексем (исторической соотнесённости): лексема: богатыри — ассоциация: рыцари.

− Конкретизация значения на основе учёта категориально-лексической семы в чистом виде типа: лексема: каморка — ассоциация: комната.

− Конкретизация типа: лексема: западня — ассоциация: мышеловка.

− Конкретизация в виде указания действий, к выполнению которых возможно приложение указанного понятия типа: лексема: подзуживают — ассоциация: убить, следить, ударить.

− Конкретизация значения на основе присоединения к категориально-лексической семе дифференциальных сем эмотивного характера типа: лексема: молвила — ассоциация: кричала.

− Конкретизация значения на основе присоединения к категориально-лексической семе дифференциальных сем коннотативного характера типа: лексема: молвила — ассоциация: болтала.

− Вывод о личностных особенностях человека на основании представлений о совершаемых им действиях типа: лексема: богатыри — ассоциация: сильные, храбрые, добрые.

− Обобщённая личностная оценка человека на основании результата совершаемых им действий типа: лексема: подзуживают — ассоциация: подставить.

− Качества личности, определяющие указанное состояние типа: лексема: кудесник — ассоциация: виртуоз.

− Средство достижения чего-либо типа: лексема: почуял — ассоциация: нос, нюхать, нюх.

− Структурные составляющие типа: лексема: кровля — ассоциация: шифер, черепица.

− Причина происходящего типа: лексема: мешкать — ассоциация: забывает.

− Результат, являющийся целью функционирования описываемого объекта / производимого действия типа: лексема: убранство — ассоциация: интерьер, стиль.

− Личностная реакция объекта действия на средства реализации данного действия типа: лексема: подзуживают — ассоциация: надоедать, мешать, надоедливый.

− Случайные ассоциации ввиду полного отсутствия версий объяснения типа: лексема: мешкать — ассоциация: спать, не понимать, волноваться.

2 часть.

Модифицированный вариант компонентного анализа лексических значений слов и выражений со сложным семантическим содержанием.

Осуществляется дефектологом в условиях коррекционных занятий. Фиксация знаний и представлений детей осуществляется специальным психологом, присутствующим на занятии.

Задание: объяснить значения компонентов исходной лексемы и самой лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием и составить с каждым из них словосочетание или предложение.

Работа над каждой лексемой осуществляется снизу вверх — от семантически не членимой доминанты к полному значению данной лексемы.

Например, схема компонентного анализа лексемы «прекословит»:

− «Прекословит» — возражает, перечит.

− «Возражает» — заявляет о своём несогласии, делает возражение.

− «Возражение» — довод, мнение против чего-нибудь, выражение несогласия с чем-нибудь.

Инструкция:

  1. Дефектолог: «Прочитайте это слово. Ребёнок: «возражение». Дефектолог: Что значит «возражение»? Дети: … Дефектолог: Придумайте с этим словом словосочетание или предложение. Дети: ...». Далее аналогично со словами
  2. «возражает»,
  3. «прекословит».

Протоколы (на каждого ученика) для фиксации актуализируемых знаний ипредставлений учащихся о понятиях, обозначаемых анализируемыми лексемами ивыражениями со сложным семантическим содержанием.

Используются:

− специальным психологом для фиксации полученных результатов;

− дефектологом для определения последовательности работы над каждой лексемой и выражением со сложным семантическим содержанием.

Таблица 2

Яства

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Пища

Еда

Вкусная

Обильная

Яства

Таблица 3

Кудесник

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Колдовство

Колдун

Волшебник

Кудесник

Таблица 4

Богатырь

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Мышцы

Большая физическая сила

Стойкость

Богатырь

Таблица 5

Убранство

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Украсить

Отделка

Убранство

Таблица 6

Подзуживают

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Склонять

Побуждать

Подстрекать

Подзуживать

Таблица 7

Колчан

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Чехол

Футляр

Колчан

Таблица 8

Западня

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Неизбежная гибель

Западня

Таблица 9

Восвояси

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Отправлять

Отправляться

Восвояси

Таблица 10

Уста

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Губы

Рот

Уста

Таблица 11

Очи

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Зрение

Глаза

Очи

Таблица 12

На карачках

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом / выражением словосочетание или предложение.

Опора

Четвереньки

На карачках

Таблица 13

Кровля

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Строение

Крыша

Кровля

Таблица 14

Каморка

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Помещение

Комнатка

Каморка

Таблица 15

Молвить

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Говорить

Молвить

Таблица 16

Почуять

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Признак

Распознавать

Чутьё

Почуять

Таблица 17

Мешкать

Лексемы

Значения семантических составляющих

Система семантико-синтагматических связей.

Что значит …?

Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.

Не приступать

Медлить

Мешкать

3 часть.

Оценка качества актуализированных знаний и представлений. Осуществляется дефектологом.

Результаты проведённой работы оцениваются с точки зрения соответствия значений семантических составляющих и лексем (выражений) со сложным семантическим содержанием и их системы семантико-синтагматических связей этапам компонентного анализа. По итогам данного анализа устанавливаются соответствующие направления работы по каждой семантической составляющей и лексеме (выражению) со сложным семантическим содержанием.

− Полное соответствие значений семантических составляющих и лексем (выражений) со сложным семантическим содержанием параллельным этапам компонентного анализа.

Значения семантических составляющих.

Лексема «почуять».

Семантические составляющие.

  1. Почуять — распознать чутьём.
  1. Чутьё — способность животных отыскивать что-либо посредством органов чувств (преимущественно обоняния).
  1. Распознавать — определять, узнавать по каким-либо признакам.
    1. Признак — показатель, примета, по которой можно определить что-то.

Определение направлений работы.

  1. Значение второй семантической составляющей «распознавать» (Что значит «распознавать»?), указанное учащимся — «узнать»;
  2. соответствие этапам компонентного анализа 2 «Распознавать — определять, узнавать по каким-либо признакам».

Направление работы.

Коррекционная работа не требуется.

Система семантико-синтагматических связей.

Лексема «кровля».

Семантические составляющие.

  1. Кровля — крыша.
  1. Крыша — верхняя часть строения, покрывающая его.
  1. Строение — здание, постройка.

Определение направлений работы.

  1. Семантико-синтагматические связи третьей семантической составляющей «кровля» (Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.), указанные учащимся — «Шифер лежит на крыше»;
  2. соответствие этапам компонентного анализа 3 «Кровля — крыша».

Направление работы.

Коррекционная работа не требуется.

− Несоответствие значений семантических составляющих параллельным этапам компонентного анализа в виде называния значения семантических составляющих, соответствующих предыдущим этапам анализа.

Значения семантических составляющих.

Лексема «кудесник».

Семантические составляющие.

  1. Кудесник — волшебник.
  1. Волшебник — колдун.
  1. Колдун — тот, кто занимается колдовством.
  1. Колдовство — магические, таинственные приёмы, имеющие целью воздействовать на силы природы, на людей, исцелять их или наводить болезни.

Определение направлений работы.

  1. Значение четвёртой семантической составляющей «кудесник» (Что значит «кудесник»?), указанное учащимся — «колдун»;
  2. соответствие этапам компонентного анализа — 2 «Колдун — тот, кто занимается колдовством».

Направление работы.

Коррекционная работа заключается в добавлении к структуре анализируемой составляющей или лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием дифференциальных сем, отличающих структуру заменяемой и замещающей составляющих: + «волшебник».

Система семантико-синтагматических связей.

Лексема «яства».

Семантические составляющие.

  1. Яства — вкусная обильная еда.

4 Обильная — имеющаяся в большом количестве.

3 Вкусная — приятная на вкус.

  1. Еда — пища человека и животных.
    1. Пища — то, что едят.

Определение направлений работы.

  1. Семантико-синтагматические связи лексемы «яства» (Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.), указанные учащимся — «На дереве висит груша»;
  2. соответствие этапам компонентного анализа 1 «Пища — то, что едят».

Направление работы.

Коррекционная работа заключается в добавлении к структуре анализируемой составляющей или лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием дифференциальных сем, отличающих структуру заменяемой и замещающей составляющих: + «вкусная, обильная» еда.

− Несоответствие значений семантических составляющих и лексем (выражений) со сложным семантическим содержанием параллельным этапам компонентного анализа в виде называния значения семантических составляющих, соответствующих последующим этапам анализа.

Значения семантических составляющих.

Лексема «колчан».

Семантические составляющие.

  1. Колчан — в старину: футляр для стрел.
  1. Футляр — коробка, ящик или чехол, куда кладётся какая-либо вещь для хранения или предохранения от порчи, повреждений, пыли и т. п.
    1. Чехол — покрышка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.

Определение направлений работы.

  1. Значение первой семантической составляющей «чехол» (Что значит «чехол»?), указанное учащимся — «футляр»;
  2. соответствие этапам компонентного анализа 2 «Футляр — коробка, ящик или чехол, куда кладётся какая-либо вещь для хранения или предохранения от порчи, повреждений, пыли и т. п».

Направление работы.

Коррекционная работа заключается в исключении из структуры анализируемой составляющей или лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием дифференциальных сем, отличающих структуру заменяемой и замещающей составляющих: — «коробка, ящик, куда кладётся какая-либо вещь для хранения».

− Полное несоответствие значений семантических составляющих параллельным этапам компонентного анализа полное отсутствие ответа.

Значения семантических составляющих.

Лексема «каморка».

Семантические составляющие.

  1. Каморка — тесная маленькая комнатка.
  1. Комнатка — отдельное помещение специального назначения.
  1. Помещение — внутренность здания, место, где кто-нибудь, что-нибудь помещается.

Определение направлений работы.

  1. Значение первой семантической составляющей «помещение» (Что значит «помещение»?), указанное учащимся;
  2. соответствие этапам компонентного анализа.

Направление работы.

Коррекционная работа представляет собой формирование всей структуры данной составляющей или лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием.

Система семантико-синтагматических связей.

Лексема «подзуживают».

Семантические составляющие.

4 Подзуживают — подстрекают.

  1. Подстрекать — побуждать к чему-нибудь.
  1. Побуждать — склонять к какому-нибудь действию.
  1. Склонять — убеждать в необходимости какого-нибудь поступка, решения.

Определение направлений работы.

  1. Семантико-синтагматические связи третьей семантической составляющей «подстрекать» (Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.), указанные учащимся — Кузнечик стрекочет;
  2. соответствие этапам компонентного анализа.

Направление работы.

Коррекционная работа представляет собой формирование всей структуры данной составляющей или лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием.

Также необходимо отметить, что направления работы по формированию значения семантической составляющей или лексемы (выражения) со сложным семантическим содержанием и системы её семантико-синтагматических связей могут быть различными.

Таким образом, в настоящей статье описывается система планирования работы по формированию лексических значений слов и выражений со сложным семантическим содержанием, использование которой должно обеспечить более эффективную коррекцию имеющихся недостатков и повышение уровня речевого развития в целом у учащихся третьих классов с ЗПР церебрально-органического генеза.

Литература:

  1. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.
  2. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973.
  3. Масюкова Н. А. Понимание учебных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. — М., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): лексема, сложное семантическое содержание, составляющая, ассоциация, направление работы, компонентный анализ, слово, коррекционная работа, предложение, связь.

Похожие статьи

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование грамматического строя речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Организация комплексной помощи детям, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, при знакомстве с лексическими темами

Похожие статьи

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование грамматического строя речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Организация комплексной помощи детям, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, при знакомстве с лексическими темами