- Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. современный специалист призван стать носителем идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству образования - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.
- В «Концепции модернизации образования до 2020 г.» подчеркивается стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Именно поэтому в настоящем федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование сказано, что будущий воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
- Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных ЗУН, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
- В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю С.И. Ожегова [4], «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении». Данные понятия являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина [2], характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет.
- Таким образом, говоря, о профессиональной компетентности педагога можно сказать, что в содержание этого понятия вкладывают личные возможности самого педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории и готовность применять ее положения на практике.
- Готовность, на наш взгляд, включает разнообразные виды умений: аналитические, рефлексивные, гностические, конструктивные, коммуникативные, организационные и др. Среди них особое место занимают проективные умения, так как во многом определяют успешность профессиональной деятельности будущего специалиста в области дошкольного образования. Данные умения проявляются в умениях модифицировать общие цели и задачи воспитания, проектировать материальное оснащение образовательного процесса, конструировать занятия, выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы, планировать этапы деятельности, использовать инновационные методические приемы.
- Предлагаем рассмотреть характеристику проективных умений более детально.
- Умения осуществлять модифицирование (видоизменение, преобразование чего-либо) общих целей и задач воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития. Будущий педагог должен уметь замечать «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организовывать дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями (например, освоили один вариант настольно-печатной игры) он будет вноситт в их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры).
- Умения проектировать материальное оснащение образовательного процесса, (использование игрушек, поделок оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.). Будущий специалист в области дошкольного образования должен быть готов данные умения проявить при построении развивающей среды (организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей). Например, он может участвовать в зонировании пространства мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования, использовать помещения спальни и приемной комнаты; создавать условия для реализации принципа активности, обеспечивающих ребёнку возможность двигаться; совместно с детьми достраивать определённые детали интерьера, включать в него крупные игрушки-символы, репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
- Умения конструировать занятия, развлечения, праздники. При конструировании занятий будущий специалист должен уметь определять тип занятия, тему, программное содержание, оборудование и материалы, описывать ход занятия, предусмотрительно готовиться к решению тех или иных трудностей, которые могут возникнуть в процессе выполнения детьми разных видов заданий. Важным моментом при конструировании занятий является учет возможностей каждого ребенка и коллектива детей в целом. При конструировании праздников и развлечений должен указать тему праздника, длительность праздника, подготовить оборудование, распределить роли, раздать костюмы, уточнить дату проведения, составить подробный план сценария.
- Умения выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы. Цель представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта к финальному результату, на который преднамеренно направлен процесс. Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. Для того чтобы выделить цели и задачи воспитательно-образовательной работы будущему педагогу ДОУ, прежде всего, необходимо знать их виды. Цели бывают общими и специфическими; задачи образовательными, воспитательными, развивающими. Ещё следует ориентироваться на разделы программы, реализуемой ДОУ, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников; точно сформулировать вид и тему, содержание деятельности, уметь видеть главное в содержании деятельности. Например, тема: «Сравнение. Составление пар», цель: обучение детей старшего дошкольного возраста сравнению; программное содержание (задачи): формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар; развивать представление о равенстве, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать привычку работать старательно, соблюдать установленные нормы поведения.
Умения планировать этапы деятельности. Планирование - это вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения. Планирование в ДОУ — это заблаговременное рациональное распределение основных видов деятельности детей в течение дня, которое осуществляется в двух обязательных формах, взаимно дополняющих друг друга: в перспективном и календарном. При планировании необходимо учитывать ряд требований: содержание воспитания и обучения, формы организации детской жизни, методы и приемы педагогического воздействия, которые отбираются и отражаются в плане, исходя из целей и задач воспитания: обеспечение разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Планирование должно способствовать организации целостного воспитательного процесса. Оно конкретизирует задачи обучения и воспитания на определенный отрезок времени с учетом уже достигнутого уровня развития детского коллектива и отдельных детей. В плане будущим специалистом в области дошкольного образования должны предусматриваться разнообразные виды детской деятельности (с учетом принципа интеграции образовательных областей), определяться основные методы и приемы их организации и руководства детьми. Коллективные формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальными. Большое внимание будущему педагогу следует обратить на формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Следует помнить, что план обеспечивает системность педагогической работы - установление связи между ее отдельными видами и формами: между содержанием занятий по различным разделам обучения; между занятиями и работой воспитателя с детьми в повседневной жизни; между занятиями, игрой и трудом дошкольников. Все это создает условия для полноценного воспитания и обучения ребенка. План служит руководством к деятельности, если он реален и конкретен, что достигается постановкой в нем определенных задач с учетом уровня развития детей, их интересов, текущих общественных событий, типичных явлений природы.
Умения использовать инновационные методические приемы. Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Новации могут затрагивать принципы образования, формы, методы и средства обучения и воспитания, методы контроля и управления образовательным процессом и т.д. Их особенность заключается в том, что педагогами используется обобщающая идея педагогов-новаторов («отрицание старого», «преобразование старого», «создание нового»). Понятие «новации» относится к разряду терминов, которые начинают активно использоваться тогда, когда происходит изменение этой действительности, перестройка и модернизация функционирующей системы и создание новой. В остальных случаях, когда система обеспечивает достижение стабильно высоких положительных результатов, данный термин практически не используется.
- На сегодняшний день будущих специалистов дошкольного образования необходимо готовить к использованию в профессиональной деятельности таких инновационных педагогических способов как педагогическая стажировка, дискуссия, участие в совместных играх с детьми, имитационный тренинг, анализ ситуаций-проблем, обсуждение ситуаций-оценок, проигрывание ситуаций-иллюстраций, использование ситуаций-упражнений, оценка конкурентоспособности ДОУ, оценка инновационных потенциалов коллектива, оценка рисков и шансов, оценка эффективности нововведений, «Мозговая атака», метод синектики (методика психологической активизации творчества), организация «фокус-групп», организационно-деловые игры, таблицы решений, сравнение альтернатив, построение дерева принятия решений, метод модернизации, метод экспертных оценок, метод аналогий, создание игровых имитационных моделей, графические модели, методы компьютерного моделирования, методы шоу - технологий, метод презентации, диалогический метод, метод противоречия, метод двухсторонней аргументации, метод «извлечения выводов», метод акцентирования, метод «бумеранга» и др.
- Важно заметить, что проективные умения у будущих специалистов в области дошкольного образования будут развиваться непосредственно в процессе профессиональной деятельности, главное направить их мотивацию на овладение высоким уровнем развития данных видов умений, что в свою очередь будет соответствовать следующим показателям: специалист будет способен критически анализировать существующие методические рекомендации, уметь логически обоснованно выделять систему целей и задач педагогического процесса; предвидеть результат своей деятельности, планировать ее этапы, находит на этой основе нестандартные методические решения.
- Итак, будущие специалисты системы дошкольного образования должны владеть набором компетенций, которые в определенной степени будут свидетельствовать об их профессиональной компетентности. Проективные же умения, являясь составной частью профессиональной компетентности будущего педагога, обеспечат практическую применимость сформированных компетенций.
-
- Литература:
- ФГОС СПО: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования по специальности 050144 Дошкольное образование. [Текст]. – М.: Издательство стандартов, 2009. – 43 с.
- Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Л.И. Скворцов – М.: Оникс, 2010. – 736 с.