Дошкольное образование. Новые формы работы
Автор: Ручий Наталия Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4391 раз
Библиографическое описание:
Ручий, Н. П. Дошкольное образование. Новые формы работы / Н. П. Ручий. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1730/ (дата обращения: 17.12.2024).
Аннотация
Данная статья – это попытка обобщения того хорошего, что лично я поняла из изменений, происшедших в нашей системе образования. Это мой взгляд на то, как должна строиться работа в ДОУ с учётом новых требований ФГТ и ФГОС.
На сегодняшний день целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения каждому ребёнку социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих детей.
Идея основной общеобразовательной Программы дошкольного образования:
всестороннее, гармоничное развитие ребенка от 1 года до 7 лет;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста;
создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка.
Цели Программы дошкольного образования:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Программа дошкольного образования должна быть построена
на традиционной отечественной культуре,
достижениях методической системы российского дошкольного образования;
на принципах интеграции интеллектуальной, нравственной, волевой, эмоциональной и практической сфер личности, что предполагает объединение отдельных знаний, различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, природоведческой, конструктивной, математической и др.).
Программа должна определять ряд педагогических условий, которые помогут педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что в свою очередь дает возможность ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в целом, и развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.
Структура Программы дошкольного образования должна предусматривать работу по двум взаимосвязанным направлениям:
Накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать).
Такое продвижение детей по ступеням познания пробуждает в них интерес к самому объекту познания и формирует о нём яркие и полные представления, которыми они активно пользуются на следующей ступени (сделать), тем самым раскрывая свой творческий потенциал в продуктивной деятельности.
Передача социального опыта (знаний, умений и навыков) осуществляется на интеграции различных видов организованной и самостоятельной деятельности.
В концептуальной части Программы дошкольного образования необходимо выделить такие формы работы, как проблемное обучение, метод проектов, и свободная деятельность детей.
Проблемное обучение.
Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ребёнка. Основной идеей этого подхода является построение образовательной деятельности через решение познавательных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа. Оно организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ребёнка нет заранее готового ответа, этот ответ он ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.
Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от детей активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и явлений и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических действий, продуктивной, поисковой и опытно-исследовательской деятельности.
Проблемное задание дает указания, которые предлагаются детям для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности и направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается педагогом с помощью определенных приемов, методов и средств.
Проблемное обучение отличается от традиционного тем, что педагог специально создаёт ситуации, которые вызывают у детей интеллектуальное затруднение, если они не могут объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами.
Следовательно, ребёнок должен найти новый способ познания. У него возникает потребность активно мыслить, искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата. А главное, ответить на вопрос: «почему?», «где?», «как?», «зачем?» и т.д.
Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека, в данном случае ребёнка, думать и действовать.
При этом с дидактическими, решаются задачи нравственно-волевого содержания в развитии самостоятельности, целеустремлённости, доброжелательности, общительности и пр.
Метод проектов.
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников с привлечением социальных партнёров и родителей, для взаимодействия с окружающей средой. Это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, которая завершается в реальном материале - продукте проекта.
Метод проектов или обучение в сотрудничестве находит все большее распространение в системе образования, т.к. позволяет:
передавать детям сумму тех или иных знаний, научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
расширять человеческие контакты, знакомить с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
развивать умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения, так называемая «Модель трёх вопросов».
Что вы знаете? - основополагающий вопрос, имеющий несколько вариантов ответов, который отсылает детей к большим идеям и основополагающим концепциям. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин.
Что хотите узнать? - проблемный вопрос, который непосредственно связан с темой проекта и поддерживает исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько дети понимают базовые концепции проекта.
Что надо сделать, чтобы узнать? - учебный вопрос, который связан с конкретными знаниями, целями и стандартами.
Любой проект должен быть связан с реальной жизнью детей и их окружением и завершаться демонстрацией продуктов деятельности подходящей аудитории (друзьям, сверстникам, педагогам, родителям, социальным партнёрам). Конечный продукт позволяет самовыразиться и почувствовать ответственность за свою работу, идёт развитие познавательных умений и навыков, таких как совместная деятельность, саморегуляция, анализ данных, проверка информации.
Совместная деятельность в работе над проектом даёт возможность гармонично соединить и реализовать задачи нравственного, духовного и интеллектуального развития каждого ребёнка в процессе поиска всеми детьми общей цели, возможных путей осуществления этой цели и реализации намеченного проекта для получения результата. В совместной деятельности, дети постепенно приобретают опыт «вместе думать», с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу.
Именно в совместной деятельности у детей формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи, т.е. происходит социализация, развиваются нравственные, волевые, коммуникативные навыки и многое другое.
С помощью создания игровой ситуации, которая будет интегрировать в себя разные виды деятельности, в соответствии с поставленной задачей, интересами и уровнем возможностей детей данной группы, можно так построить работу с детьми, чтобы максимально заинтересовать и включить их в деятельность.
В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Труд». Игры являются также одной из форм реализации содержания областей «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Литература».
А самое главное, ребёнок имеет возможность «прожить» игровую ситуацию в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Может свободно передвигаться и общаться с одним или несколькими членами игрового события. У него есть выбор – принять участие в игре, или понаблюдать за ней со стороны; включиться или выйти из игровой ситуации в любой удобный для него момент, по своему собственному желанию.
В итоге совместное планирование и проектная работа приводят к следующим результатам:
формирование активной жизненной позиции;
самоопределение в деятельности;
самостоятельность действий и ответственность за выполнение поставленной цели;
принятие различных способов достижения поставленной цели;
понимание разности интересов и потребностей у разных людей;
независимость от опёки взрослых;
развитие интересов и потребностей, склонностей к определённому виду деятельности;
возможность развития в том направлении и темпе, который свойствен данному ребёнку;
возможность самоопределения и самовыражения в наиболее успешной области;
осознание результативности собственной деятельности как части общего дела
Свободная деятельность детей.
Свободная деятельность активизирует возможности ребёнка применять и самостоятельно накапливать социальный опыт, полученный в ходе реализации проекта. Этому способствует специально организованное образовательное пространство с оборудованными зонами, наполненными различными материальными объектами, побуждающими ребёнка не только попробовать свои силы, но и самостоятельно организовать свою деятельность.
При создании развивающей среды реализуются принципы рациональности размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону и прочими требованиями.
В условиях такой организации среды ребёнок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещения в любое пространство группового помещения. Он сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов её решения; прилагает волевые усилия для реализации задуманного; приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнёрами; учится управлять собой.
Он начинает открывать собственные возможности: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен», что является стимулом к его личностному развитию.
ВЫВОД:
При правильной организации жизнедеятельности детей в детском саду:
Сохраняется и улучшается психологическое и физическое здоровье ребёнка;
Развивается эмоциональная, нравственно-волевая и интеллектуальная сфера;
Активизируется возможность накапливать и применять социальный опыт;
Происходит личностный рост через познание самого себя: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен»;
Развивается творческий потенциал;
Развивается любознательность, формируя познавательный интерес;
Формируются элементы учебной деятельности.
Литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" /http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html/
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008/ Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010