Продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании как концептуальная основа развития продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Рубцова, А. В. Продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании как концептуальная основа развития продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды / А. В. Рубцова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1318/ (дата обращения: 04.12.2024).

Реформирование и модернизация высшего профессионального образования на сегодняшний день связаны с разработкой наиболее адекватных потребностям современного общества образовательных концепций. Профессиональное иноязычное образование в свою очередь также претерпевает концептуальную трансформацию, обусловленную усовершенствованием методологической основы целостного учебно-воспитательного процесса. В этом смысле продуктивный подход к профессиональному иноязычному образованию выступает конструктивным средством реализации современной технологии организации обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе.

В связи с этим обозначим основополагающие концептуальные положения продуктивного подхода, определяющие общую направленность учебно-воспитательной системы обучения ИЯ в вузе. Продуктивный подход в области профессионального иноязычного образования представляет собой целостную лингводидактическую систему, которая служит полноценной основой построения современной модели обучения иностранному языку в вузе с помощью эффективных приёмов обучения, встроенных в систему инновационных лингводидактических технологий, направленных не только на реализацию узко-прагматических целей обучения ИЯ, но и формирующих гармоничную, полноценную личность обучаемого, ориентированную на освоение и совершенствование своей будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных стратегических целей продуктивного подхода является развитие продуктивной иноязычной образовательной деятельности обучаемого, что обусловлено созданием определенной образовательной среды и учебной ситуации, способных раскрыть основные потенциально-значимые качества личности изучающего ИЯ, способствовать развитию продуктивного мышления и активной образовательной позиции обучаемого «Я-учёный».

Несомненную значимость в этом смысле приобретает вопрос определения и конкретизации основополагающих признаков такого рода образовательной среды, которую в контексте продуктивного подхода мы обозначаем как «продуктивно-ценностная иноязычная образовательная среда».

Решение данного вопроса, на наш взгляд, обуславливают два ключевых фактора: характеристика продуктивной иноязычной образовательной деятельности как ключевой лингводидактической категории продуктивного подхода и рассмотрение личности изучающего ИЯ с точки зрения культурно-ценностной парадигмы, в рамках которой личность определяется как носитель/представитель определённой культурно-ценностной системы.

Таким образом, характеризуя продуктивно-ценностную иноязычную образовательную среду с точки зрения факторов развития продуктивной иноязычной образовательной деятельности, следует подчеркнуть её продуктивно-ориентированный характер (создание учебной ситуации и смысловой установки личности на созидание и творчество) и направленность на развитие познавательного потенциала обучаемого с опорой на его автономную учебно-познавательную деятельность.

В этой связи, мы выделяем следующие признаки продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды, которые наиболее полно отражают общую методологическую направленность иноязычного учебно-познавательного процесса в рамках продуктивного подхода: аутентичность, направ­ленность на творческую продукцию (на преобразование, созидание, конструи­рование), открытость рефлексивной самооценке, событийность (сопереживание ситуации субъектами педагогического процесса), открытость всех аспектов учебного процесса как условие принятия изучающим ИЯ ответствен­ных решений в ходе изучения ИЯ, и самоопределение обучаемого.

При этом свобода творческого созидания обеспечи­вается в процессе познавательной активности изучающего ИЯ и способностью личности высту­пать для себя одновременно в качестве субъекта и в качестве объекта данной учебной деятельности, то есть способностью к самостоятельному управлению своей учебно-познавательной деятельностью, «умением учить себя». В основе данной способности лежит механизм рефлексив­ной саморегуляции и самооценки, который позволяет отражать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образовывая на этой основе индивидуальный учебный опыт [1].

Культурно-ценностный аспект продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды выражается в том, что изучение ИЯ теснейшим образом связано с постижением иноязычной культуры. Культура, также как и принятая в обществе система ценностей, естественным образом отображается в языке. Иноязычная культура постигается через изучение самого языка, что имеет выражение в культуроведческом и лингвокультуроведческом аспектах лингводидактики.

Бесспорно, что эти аспекты изучения языка являются весьма важными компонентами методики обучения ИЯ в смысле сравнительно-сопоставительного анализа двух или нескольких культурно-ценностных реалий. Объекты их изучения представлены в различных формах лингвокультурного продукта, с которыми сталкивается изучающий ИЯ. В качестве основных можно назвать элементы культуры, отражен­ные в системе ценностных представлений, особенностях менталитета, а также представленные в нравах, традициях, обычаях, поведении, атрибутах образа жизни.

С целью корректного проектирования продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды, необходимо осознавать тот факт, что хотя любая культурная среда сама по себе представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Человек по отношению к культурной среде выступает как её «продукт», введенный в ее нормы и ценности и этику взаимодействия с другими субъектами в ходе своей инкультурации и социализации. Данный процесс осуществляется при воспитании и обучении, в ходе контактов со своим социальным окружением, получая различную учебную информацию, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п. Эти факторы прямо или опосредованно работают на формирование системы ценности личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и на постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека.

Отсюда, учебно-воспитательная деятельность в рамках определённого культурного социума обусловлена вынесением вовне ее образовательных продуктов, главным из которых становится сам человек, та личность, формированию которой подчиняется вся логика целостного учебно-воспитательного процесса.

Соответственно, осуществление учебно-воспитательного процесса в рамках профессионального иноязычного образования должно иметь продуктивно-созидательный выход в виде иноязычных речевых продуктов, характерных отечественным образовательным реалиям. При этом цель изучения ИЯ не должна быть связана, к примеру, с насаждением модели поведения индивидов в стране изучаемого языка как объективно-показательное. Так как в ракурсе процесса инкультурации происходит не просто столкновение двух личностных начал, а прежде всего, систем ценностей, смыслов жизни, норм, вырабатываемых и закрепляемых родной культурой.

Отсюда, специфика продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды заключается в её подчинённости концептуальной основе продуктивного подхода к профессиональному иноязычному образованию как средству моделирования целостной развивающей учебно-воспитательной системы, которая наряду со своей практико-ориентированной направленностью также выступает регулятивно-функциональным фактором идейного и нравственного вектора в сфере иноязычного профессионального образования.

В силу этого учебно-педагогическая система, обусловленная развитием продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды, усиливает регулятивно-воспитательную функцию процесса обучения ИЯ в вузе, а, следовательно, способствует формированию целостной гармонично-развитой личности будущего специалиста.


Литература:

1.Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. -1986.-№4.-С.101-108.

2. Ерёмин Ю.В., Алмазова Н.И. Методология и практика современного иноязычного образования в неязыковом вузе // Герценовские чтения. Иностранные языки.- Материалы межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

3. Алмазова Н.И. Современные тенденции в научных исследованиях по лингводидактике в высшей школе // Вопросы методики преподавания в вузе (под редакцией М.А. Акоповой). – СПб., 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): продуктивный подход, продуктивно-ценностная иноязычная образовательная среда, профессиональное иноязычное образование, продуктивная иноязычная образовательная деятельность, иностранный язык, иноязычная культура, культурная среда, образовательная среда, учебная деятельность, учебная ситуация.

Похожие статьи

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Метапредметный подход в транскультурном образовании иностранных студентов как единство модульного обучения и внеаудиторной деятельности

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Похожие статьи

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий

Метапредметный подход в транскультурном образовании иностранных студентов как единство модульного обучения и внеаудиторной деятельности

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста