Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога
Авторы: Мукумова Дилрабо Инатовна, Мадазизова Дилфуза Рахматуллаевна, Сафарова Санобар Омонтошевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 08.07.2016
Статья просмотрена: 140 раз
Библиографическое описание:
Мукумова, Д. И. Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога / Д. И. Мукумова, Д. Р. Мадазизова, С. О. Сафарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10830/ (дата обращения: 15.11.2024).
Новая образовательная парадигма, призванная обеспечить образовательные потребности XXI столетия, учитывают общемировые тенденции подготовке специалистов. В соответствии с позиций новой социокультурной парадигмы сегодня личность рассматривается как активный субъект, способный воздействовать на социальное развитие, создавать духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задавать новые направления общественного развития. В связи с этим приоритетная роль в социальном прогрессе отводится образованию. Именно образование, как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, является сегодня важнейшим фактором экономического и общественного развития нашей республики. Его первоочередной задачей становиться развитие у молодёжи таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.
Из сказанного выше вытекает, что ключевым, сущностным, глубинным понятием современных образовательных систем становится развитие как альтернатива понятие обучение. Практически все развитые образования с тем, чтобы молодёжь действительно стала активной фигурой учебного процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность обучаемых, т. е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор (и сейчас еще имеет место) при традиционном обучения.
Поэтому важно, чтобы философская парадигма демократического устройства общества: человек — общество — государство — реализовывалась во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, в системе образования.
Сегодня для улучшения процесса обучения необходима среда, в наибольшей степени обеспечивающая развитие свободы и активности обучаемого, а также дающая максимум возможностей для приобретения ими жизненного опыта.
Ведь современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач: осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственных целей, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению, т. к. общепринятое понимание образования как усвоения студентами опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. Решение проблемы заключается в насыщении учебно-методического комплекса важнейшими достижениями наук в каждой отрасли знаний.
Учебно-методический комплекс разрабатывается с целью методического обеспечения учебного процесса. Учебно-методический комплекс является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы. Перечень документов, входящих в учебно-методический комплекс: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимым на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий (если таковые имеются) и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.
Учебно-методический комплекс подготавливается в соответствии с государственными стандартами к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей педагогической школы по циклу общепрофессиональных дисциплин (психолого-педагогических). В нем автор, опираясь на современные достижения психолого-педагогической науки, рассматривает сущность мастерства современного учителя и пути его формирования. Особое внимание уделяется системе работы по развитию у педагога культуры мышления, общения с учащимися, способности к саморегуляции поведения. Логика построения учебно-методического комплекса обуславливается системой последовательной работы по овладению основами профессионального мастерства учителя от осознания сущности педагогики, осмысления идеалов педагогической деятельности до выявления уровня подготовки будущего педагога, а также к постижению путей и средств развития, профессионального развития в профессиональной позиции у студентов.
Взгляд на учебно-методический комплекс как на педагогическую систему характерен для В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. Согласно точке зрения этих ученых, учебно-методический комплекс рассматривается как определенная совокупность, учебно-методических документов, представляющих собой проект процесса обучения, который впоследствии будет реализован на практике.
Изучение предмета с постоянной ориентировкой на логическую структуру курса способствует гарантированному формированию общей ориентировки в предмете, видению его целостности и связи его составных частей. В свою очередь, видение целостности предмета путь к осознанности и обобщенности знаний — является важным параметром деятельности в целом. Здесь учебно-методический комплекс определен как средство учебно-методического обеспечения деятельности студента, в основе которого не только общая ориентировка в предмете и знания, но и формирование личностных качеств будущего педагога, ценностных ориентаций, установок, проявляющиеся в отношении к людям и прежде всего ученикам.
Роль учебно-методического комплекса формировании ценностных ориентаций педагога представляет собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике и является дидактическим средством управления подготовкой специалистов как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Отмечая ведущую роль формировании ценностных ориентаций педагога и осуществлении профессиональной деятельности, является основойсаморазвития профессионализма.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан — Т.: Узбекистан, 2003, 36 с.
- Национальная программа по подготовке кадров. — Т.: Шарк, 1997.
- Каримов И. А.. Узбекистан на пороге независимости. Т.: Узбекистан, 2011.
- Беспалько В. П.. Основы теории педагогическим систем. — Воронеж, 2007.
- Исмаилова З. К. Педагогика. Учебник. — Т.: Молия, 2008.
- Ходжаев Н., Мамажанов И.. Новые педагогические технологии. Курс лекций. — Т.: ТГЭУ, 2005.