Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 2891 раз

Библиографическое описание:

Томилина, С. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США / С. Н. Томилина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10630/ (дата обращения: 16.12.2024).



Важнейшим компонентом формирования подлинного патриота Отечества является его воспитание как потенциального защитника Родины, готового к воинской службе, к участию в боевых действиях. Такие качества у патриота первично прививаются в процессе военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в семье и учебных заведениях, а окончательное их формирование происходит непосредственно в процессе воинской службы в армии и на флоте [1, 2, 8].

Определенный интерес в плане воспитания патриотов представляет опыт военно-патриотического воспитания США. По оценке Н. Н. Балукова и Ю. А. Иваничкина [2] в США военно-патриотическому воспитанию молодых американцев придаётся особое значение. Авторы подчеркивают: «Властные структуры прилагают значительные усилия, чтобы в качестве одного из аспектов патриотизма в этой стране определить прямую связь между любовью к родине и одобрением (в том числе и действием) всех военных акций, проводимых вооружёнными силами и спецслужбами США» [2, с. 2].

В США напрямую такие педагогические термины как «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» не применяются. Как правило, эти воспитательные процессы обозначаются такими категориями, как «политическое образование», «формирование морального духа» и т. д. По мнению В. Е. Уткина процесс взращивания патриотов и вооружения их патриотическими качествами в США, целесообразно рассматривать не как «процесс воздействия» (это слишком узко), а как целенаправленную, преднамеренную деятельность государственных и общественных организаций, различных социальных институтов по формированию и развитию личности как гражданина-патриота своей страны, и побуждению его к самосовершенствованию [8].

К важнейшим условиям воспитания патриотизма у молодежи США относятся:

– формирование наиболее полного совпадения интересов: США как государства; Вооруженных сил США; непосредственно каждого гражданина США в надежной национальной безопасности своего государства;

– наличие целенаправленной государственной политики, проявляемой в повседневной заботе и контроле со стороны государственных органов о формирование у молодежи высоких патриотических качествах.

При этом воспитание национально-государственного самосознания, гордости за принадлежность к США — «оплоту демократии во всем мире», лояльности к правительству страны и ее президенту — является центральной задачей воспитательной деятельности.

В. Е. Уткин [8] отмечает, что система патриотического воспитания США представляет собой диалектическое единство следующих ее структурных элементов: главной цели воспитания, ее субъект, объекта воспитания, основных направлений воспитания форм воспитательной работы, ее методов, средств воспитания.

Главная цель воспитания направлена на формирование и развитие личность как гражданина-патриота США и как профессионала, постоянно стремящегося к самосовершенствованию.

Соответствующий главной цели прагматико-логический подход к решению этих задач дает относительную свободу в выборе и принятии альтернативных решений, форм, методов и средств воспитания.

В США патриотизм есть всё то, что подпадает под понятие «американское», а значит — моё и его надо отстаивать [3, с. 21]. Б. Клинтон, будучи президентом США, в одном из обращений к нации в качестве высших ценностей, которые необходимо защищать, назвал Всевышнего, Родину и семью.

Процесс военно-патриотического воспитания учащейся молодежи базируется на следующих основных принципах:

– воспитание у каждого американца чувства ответственности как гражданина США;

– формирование личной преданности государственному флагу, президенту и стране;

– готовность решительно сохранять историческое наследие США;

– решимость беспрекословно отстаивать взгляды и позиции американской демократии и свободы.

Основными путями военно-патриотического воспитания у студентов является:

  1. Формирование глубоко уважительного отношения к Вооруженным Силам, к военнослужащим, к воинскому труду.

Ныне 87 % американцев считают службу в армии и на флоте ярким проявлением патриотизма. Согласно точки зрения В.Ковалевского [6], жившего и учившегося в Америке несколько лет, отношение к военным повсеместно подчёркнуто уважительное и доброжелательное.

Характерными элементами данного пути являются:

– корректное и вежливое отношение каждого политика к силовым структурам и человеку в форме. Ковалевский пишет: «Каждый политик в предвыборных выступлениях обязательно упоминает интересы «мужчин и женщин в униформе», которые защищают страну и её национальные интересы»;

– отсутствие негативной практики критиковать армию и флот за исполнение решений политиков и Президента. Американцы не переносят на военных критические оценки в адрес руководства страны, например, касательно решения вторгнуться в Афганистан, Ирак, Югославию и т. д. [6];

– достойная оценка воинского труда и военных заслуг бывших военнослужащих. Это проявляется в получении уволенных в запас значительной поддержки со стороны государства, в том числе и в предоставлении льгот по оплате высшего образования. Среди нынешних студентов значительная часть ветеранов, прошедших Ирак и Афганистан.

Ежегодно в ноябре американские университеты отдают должное таким студентам. Для участия прибывают высокопоставленные военные, полноформатный военный оркестр, проводится торжественная церемония поднятия флага и чествования всех родов войск [6].

  1. Популяризация героических поступков военнослужащих в военных действиях.

Пропаганда героев и героических поступков важнейшая часть воспитания патриотизма. Учебники по истории США полны примеров о героических деяниях американцев, что формирует у каждого молодого человека мысль действуй как они, действуй как герой во имя США. Такая установка со временем становится убеждением личности, как ей правильно, патриотично поступать в сложной обстановке.

В этом плане уже длительное время поддерживается тесное сотрудничество Голливуда, СМИ и Пентагона. Однако ни один шаг представителей киноиндустрии и СМИ не проходит без контроля соответствующих структур Пентагона и государства.

Н. Н. Балуков и Ю. А. Иваничкин [2] пишут: «… американские фильмы о вооружённых силах США проходят жёсткую цензуру Пентагона. В его структуре есть специальный отдел по делам кино и телевидения, который изучает сценарии будущих фильмов на предмет того, как они повлияют на имидж вооружённых сил США. И если отдел дал отрицательный отзыв, то фильм или вообще не увидит свет, или из него уберут эпизоды, которые не устраивают Пентагон».

  1. Участие традиционных религиозных конфессий в укреплении патриотического духа американцев. Президент Рональд Рейган призывал напоминать студентам, что именно вдохновленные верой в Америку патриоты учили, как жертвовать своими жизнями и счастьем, что их обязанностью является любить страну, поддерживать ее Конституцию, повиноваться ее законам, почитать ее флаг и защищать ее от всех врагов [по 5]. Эти взгляды президента нашли поддержку и в стане политиков. Так, сенатор республиканец Дж. Хелмс наставлял: признание и прославление Христа — часть национального наследия, а ежедневная молитва — важнейшее условие образовательного процесса [по 5]. Другой сенатор, представитель партии демократов Д. Мойнихен поддерживал и способствовал «религиозному надзору» за системой образования. Он утверждал, что сотрудничество государства с религиозными группами в данном направлении конституционно; главное, чтобы тезис о «благословенной нации» был введен в практику обучения [9, с. 182].
  2. Вовлечение молодежи в различные военно-патриотические движения и клубы.

Военно-патриотическое воспитание американской молодёжи осуществляется также в ходе вневойсковой подготовки, реализуемой на двух уровнях [1, 2]:

– первый охватывает подростков — учащихся школ (проводится в рамках традиционной системы скаутских организаций — клубов (союзов), раздельно для мальчиков (бойскауты) и для девочек (гёрлскауты)). По официальным данным, общая численность бойскаутов и гёрлскаутов в настоящее время составляет более 4 млн. и около 3 млн. человек соответственно;

– второй охватывает студентов университетов и колледжей. На этом уровне вневойсковая подготовка американской молодёжи проводится курсах РОТС. По оценке американских экспертов, они являются основным источником пополнения вооружённых сил офицерами, особенно в мирное время. Курсы РОТС с четырёх- и двухлетним сроком обучения для сухопутных сил функционируют примерно при 300 университетах и колледжах США, для ВВС — при 600, для ВМС — при 60. Они финансируются государством, выделяющим значительные денежные ассигнования.

Н. Н. Балуков и Ю. А. Иваничкин [2] отмечают, что многочисленными экспертами данная система вневойсковой подготовки молодёжи позволяет решать задачу военной подготовки юношей и девушек к службе в вооружённых силах США.

  1. Использование индустрии компьютерных и видеоигр.

Интерес Пентагона к играм появился еще в 1970 г., результатом которой стало появление на американском рынке игры Firelight, в которой разыгрывался сценарий конфликта между НАТО и странами Варшавского договора. Опыт применения данной игры позволил говорить о главных её преимуществах:

– моделирование боевых действий с высокой степенью достоверности;

– способствовала формированию положительного образа военнослужащих ВС США у самих американцев и граждан других стран [2, 4].

С 1999 г. компьютерные игры стали применяться в интересах Пентагона на системной основе. Для этого на базе университета Южной Калифорнии был основан Институт креативных технологий с конкретной задачей объединения новейших военных разработок с технологиями, используемыми в играх. Сегодня институт сотрудничает с подавляющим большинством американских IT –компаний, в том числе и с корпорацией Microsoft. На различные проекты тратятся, колоссальны суммы денег. Только в 2002 году на один игровой проект America’s Army («Американская армия») было потрачено около 8 млн. долларов.

Анализ публикаций о применении компьютерных и видеоигр показывает, что:

– основная цель их разработки и распространения — это привлечение молодежи на военную службу в ряды ВС США. Пользователи таких игр, как правило, должны были зарегистрированными на официальном сайте вооружённых сил, что формирует у человека чувство причастности к такому мощному институту как армия и флот страны;

– в интересах большей популяризации игр среди американской молодёжи их распространяют порой бесплатно. Ежегодные затраты на эти цели составляют около 2,5 млн. долларов. По данным Пентагона, до 50 % новобранцев, поступающих на военную службу в ВС США играли в America's Army, а около 30 % рекрутов вообще считают её самым правдивым источником информации об армии. «Американская армия» до сих пор остается одной из самых популярных онлайновых игр в мире. В начале 2006 года она занимала седьмое место среди лучших американских игр. Всего было выпущено более 5 млн. копий игры. По некоторым данным, в настоящее время в нее играют около 12 миллионов человек [4];

– популярные версии игр модифицируются и совершенствуются. Так, в новой версии компьютерной игры America's Army планируется использоваться модели солдат, прототипами которым послужат реальные люди и фигурировать они будут под своими именами. Данный шаг, по мнению создателей игры, должен вдохновлять молодых людей к получению реального военного опыта в армии.

Проводимая работа с привлечением компьютерных игр дает свои ощутимые результаты. К примеру только в 2008 году, в ВС США завербовались 185 тысяч мужчин и женщин, что значительно превысило ожидаемые результаты.

  1. Использование возможностей ветеранских организаций в воспитании патриотов.

В США много различных ветеранских организаций, среди них организации ветеранов второй Мировой войны, ветеранов вооруженных сил, ветеранов различных войн и военных конфликтов. Все они действуют на общественных началах, но «… государство в последнее время активно их поддерживает, оказывая финансовую и материальную помощь. Потому что видит в деятельности этих организаций важное средство воспитания у населения, особенно у молодежи, гражданских и патриотических чувств» [1, с. 12].

Воспитательная деятельность ветеранских организаций целенаправленна на:

– формирование патриотизма у молодежи;

– военно-профессиональную ориентацию молодежи;

– формирование некоторых навыков у юношей, профессионально значимых в военной области, а также интереса, желания и потребности к военной службе.

Из вышеприведенного следует:

  1. Существующая в США система военно-патриотического воспитания молодежи работоспособна и эффективна. Вовлеченные в нее студенты, по окончании вуза, пополняют офицерский корпус воинских частей или вливаются в ряды офицеров запаса.
  2. Руководство Вооруженных Сил США стремится максимально учитывать тенденции времени для реализации своих целей, связанных с укреплением авторитета армии и флота США, привлечения на военную службу потребного количества рекрутов. Существенным подспорьем в этом служит деятельность общественных организаций: скаутских, ветеранских и др. Однако важнейшей современной тенденций военно-патриотического воспитания молодежи становится постепенная смена приоритетов в информационно-коммуникационном отношении в пользу Интернета и игровой компьютерной индустрии.

Литература:

  1. Балашов Р. В. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: Учебно-методические материалы /Р. В. Балашов, В. И. Лутовинов и др. — М.: ДОСААФ России, 2010. — 75 с.
  2. Балуков Н. Н. Патриотизм по-американски / Н. Н. Балуков, Ю. А. Иваничкин// «Красная звезда» 2.8.2015. — С. 2.
  3. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе: учебно-методическое пособие / А. М. Аббасов, М. Н. Бакович, Я. М. Пиндус, А. Р. Полянин, В. А. Русиков. — Воронеж: ВАИУ, 2009. — 185 с.
  4. Емельянов М. Военно-патриотическое воспитание в США [Электронный ресурс]/http://www.dosaaf.ru/predsedatel/novostipredsedatel/80
  5. Задорожнюк И. Е. Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США // Высшее образование в России. — № 9, 2007. — С. 150–155.
  6. Ковалевский В. Патриотизм в США принадлежит людям//Belarus Security Blog опубликовано 21 мая 2014 г. [Электронный ресурс]/http://www.bsblog.info/
  7. Современная система образования США [Электронный ресурс]/ http://www.study.kz/1/8/157/ (Дата обращения: 20.05 2015).
  8. Уткин В. Е. Особенности воспитательной работы в ВС США, Великобритании и Франции // Зарубежное военное обозрение. — 2001. — № 11. — С. 8–12.
  9. Moynihan D. Counting our blessings. Reflections on the future of America. — Boston, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): США, военная служба, военно-патриотическое воспитание, американская молодежь, военный, Вооруженный Сила США, средство воспитания, формирование, вневойсковая подготовка, воинская служба.