Актуальные проблемы организации физкультурно-спортивной работы с подростками по месту жительства
Авторы: Морозов Александр Владимирович, Цветкова Ирина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 7595 раз
Библиографическое описание:
Морозов, А. В. Актуальные проблемы организации физкультурно-спортивной работы с подростками по месту жительства / А. В. Морозов, И. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1148/ (дата обращения: 16.12.2024).
Для России особенно актуально повышенное государственное внимание к вопросам развития массового спорта, формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс граждан, особенно у детей и подростков.
- В настоящее время основные функции развития массового спорта переданы муниципальным образованиям. В соответствии с интересами государства и требованиями общества перед муниципальными образованиями ставится задача совершенствования структуры управления и организации мероприятий, направленных на вовлечение наибольшего количества детей и подростков в активный досуг и систематические занятия физической культурой [2; 3].
Для решения задачи, связанной с созданием новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства с подростками во внутригородском муниципальном образовании, необходимо совершенствование системы обеспечения информацией населения, поиск и внедрение инновационных научно-методических разработок, технологий, благодаря которым реально увеличится количество подростков, как регулярных участников спортивных мероприятий и физкультурных занятий.
В современном мире все больше осознают важность социальной роли физической культуры и спорта, как фактора совершенствования человека и общества. Как известно, вовлеченность большинства населения в массовое физкультурно-спортивное движение, а также успешные выступления спортсменов на международных аренах являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы нации, военной и политической мощи страны. В некоторых зарубежных странах физическая культура и спорт стали, предметом национальной гордости, моральной сплоченности и национальной идеей способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Социально-экономический кризис 90-х годов прошлого столетия отрицательно отразился на социальной сфере Российского государства и в частности на физической культуре и спорте. Заметно снизился интерес среди населения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Количество граждан, в том числе подростков, занимающихся массовой физической культурой и спортом, сократилось. Проведенные социологические исследования показывают, что в настоящее время в Российской Федерации физическими упражнениями постоянно занимаются только около 11 % населения, что значительно ниже, чем в развитых странах, где этот показатель порой достигает 40 % [1].
Сокращение бюджетного финансирования физической культуры и спорта привело к тому, что занятия многими видами спорта стали платными, из-за чего резко снизилась их доступность для широких слоев населения. Это особенно сказалось на подростах, приведя к заметному увеличению уровня наркомании, алкоголизма, преступности в подростковой среде.
Сегодня, несмотря на созданный нормативно-правовой механизм регулирования системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, остался ряд проблем, влияющих на организацию физкультурно-спортивной работы по месту жительства с подростками в муниципальных образованиях.
Разумеется, улучшение условий жизни населения ведет к повышению возможности реализовать свои интересы в сфере физической культуры и спорта. Однако необходимо также отметить огромное количество видов деятельности и услуг, отвлекающих подростков от занятий физической культурой и спортом.
Для решения задачи, связанной с созданием новой модели организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства на территории внутригородского муниципального образования необходимо совершенствование системы обеспечения информацией жителей, поиск и внедрение инновационных научно-методических разработок, программ, благодаря которым реально увеличится количество подростков, как регулярных участников спортивных мероприятий.
Одним из наиболее важных вопросов становится формирование эффективной методики организации физкультурно-спортивной работы с подростками во внутригородском муниципальном образовании, что обусловливает несомненную актуальность изучаемой проблемы.
Предварительное исследование, проведённое нами, было направлено на выявление факторов, влияющих на развитие массового спорта в Москве, и включало в себя проведение экспертного опроса специалистов, организовывающих спортивно-массовую работу в городе. В первую очередь, по мнению специалистов, необходимо «позитивное» воздействие на массовое сознание: пропаганда престижности здорового образа жизни, формирование потребности к физическому совершенствованию, реклама физкультурно-оздоровительных занятий и своевременное информирование о спортивных мероприятиях. Кроме того, специалисты акцентируют внимание на необходимость обеспечения должного качества объектов спорта, в том числе дворовых спортивных площадок, проведение физкультурно-оздоровительных занятий с учетом интересов занимающихся и улучшение организации спортивных мероприятий. Условия для занятий физической культурой и спортом по месту жительства как средние оценивают – 111 специалистов практиков (46,4%), хорошие – 67 человек (28%), плохие – 31 человек (13%), очень хорошие – 11 человек (4,6%), очень плохие – 11 человек (4,6%). По мнению специалистов, среди целевых установок москвичей жителей к занятиям физической культурой и спором основной является укрепление здоровья, на втором месте - желание улучшить настроение и самочувствие. Актуальны и такие цели как коррекция фигуры, получение удовольствия от общения с единомышленниками, хорошая физическая форма и развитие физических качеств.
Контент-анализ периодической печати – газет, распространяемых бесплатно на территории Северного административного округа города Москвы, выявил, что в спортивных публикациях или сообщениях, используемая подача материала не способствует высокому качеству информирования о физкультурных услугах и спортивных мероприятиях. В подавляющем большинстве случаев (59,1%) воспроизводится информация о прошедших спортивных событиях. Такие функции средств массовой информации, как образование, создание общественного мнения и воспитания не находят свое отражение в конкретных жанровых формах на страницах местных газет, что в свою очередь не оказывает должного влияния на формирование у старших подростков здорового образа жизни, потребности в занятиях спортом и следовательно, не способствует развитию спортивно-массового движения в жилых районах столицы.
В ходе исследования нами разработана модель организации физкультурно-спортивной работы со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов:
- организационное звено (муниципалитет, отдел по досуговой и спортивной работе) является главным компонентом, так как целеполагает, проектирует (выяснение основных задач и мероприятий по их реализации, разбивка по временным показателям), осуществляет руководство организацией физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании и контроль исполнения. Оценивает возможности ресурсной базы внутригородского муниципального образования и формирует ее в пределах своей компетенции, обеспечивает взаимодействие субъектов физической культуры и спорта во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве;
- организационно-управленческая деятельность – организационная деятельность по управлению физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками. Является ведущим компонентом в реализации целе-проектировочной деятельности в соответствии с целью и намеченными задачами. Содержание – направления физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками в рамках реализации целе-проектировочной деятельности;
- ресурсная база – включает нормативное правовое, кадровое, финансовое, программно-методическое, материально-техническое обеспечение организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве;
- уровень реализации – результат организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании города Москвы, в виде показателей физкультурно-спортивной работы;
- субъекты управления – старшие подростки, проживающие на территории внутригородского муниципального образования в городе Москве;
- мониторинг – обеспечивает сбор, обработку и хранение информации о состоянии ресурсной базы, показателях физкультурно-спортивной работы по месту жительства во внутригородском муниципальном образовании, выявляет предпочтения старших подростков в услугах физической культуры и спорта, а также факторы, способствующие или мешающие организации физкультурно-спортивной работы;
- анализ эффективности – аналитическое обеспечение, включающее оценку количественных и качественных сдвигов в показателях организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании, сравнение их соответствия определенным нормам, изучение физкультурных предпочтений подростков;
- коррекция – вносит изменения, направленные на улучшение организации физкультурно-спортивной работы с подростками внутригородского муниципального образования в городе Москве;
- факторы – внешние причины.
Модель предполагает корректировку с учетом анализа собранной информации о состоянии физкультурно-спортивной работы по месту жительства во внутригородском муниципальном образовании и целевых установок жителей. Это позволяет обеспечить эффективность организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства на территории внутригородского муниципального образования в городе Москве.
-
При проведении эмпирического исследования в участие в
спортивных мероприятиях были вовлечены 261 подросток в возрасте до
16 лет, ранее не принимавших участие в спортивных мероприятиях
Муниципалитета. Из них 23,8% приняли участие в спортивных
мероприятиях два и более раз. Регулярность участия составила в
среднем 3-5 раз за четыре месяца. Участие одним подростком в
соревнованиях по разным видам спорта увеличилось с двух видов до
семи видов. Этот показатель является существенным, так как методика
включает популяризацию различных видов спорта, основанную на
индивидуальном опыте физической деятельности старших подростков.
- Среди регулярных участников спортивных мероприятий наблюдается увеличение количества подростков, делающих утреннюю гимнастику на 21,2%. Возросло количество подростков, имеющих предварительную подготовку к спортивным соревнованиям на 24,3%. Увеличилось количества некурящих подростков среди регулярных участников спортивных мероприятий на 15,1%.
- Внедрение научно-обоснованной методики организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве показало заинтересованность спортивной службы муниципального образования в реальных действиях по улучшению массовой физкультурно-спортивной работы. Методика способствовала вовлечению подростков в физкультурно-оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, повышению массовости и регулярности участия жителей внутригородского муниципального образования Левобережное в городе Москве в районных спортивных мероприятиях.
- Среди регулярных участников спортивных мероприятий наблюдается увеличение количества подростков, делающих утреннюю гимнастику на 21,2%. Возросло количество подростков, имеющих предварительную подготовку к спортивным соревнованиям на 24,3%. Увеличилось количества некурящих подростков среди регулярных участников спортивных мероприятий на 15,1%.
Литература:
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"» от 11 января 2006 г. № 7
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 2003. - №40. Ст. 3822. – С.9500-9570
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 2007. - №50. Ст. 6242. – С.13628-13661