Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду
Автор: Селезнева Марина Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.03.2016
Статья просмотрена: 1107 раз
Библиографическое описание:
Селезнева, М. А. Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду / М. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9967/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема гендерного самосознания мужчин и женщин в современном мире стоит очень остро. Веками сформированный образ мужчины — добытчика, защитника своего потомства, и женщины — матери, хранительницы очага постепенно утрачивает свою актуальность. Современный ритм жизни часто требует от представительниц слабого пола проявления мужских качеств — уверенности в своих силах, решительности. Образ современной женщины — это сильная, волевая женщина, вполне самодостаточная, способная обеспечить себя и своих детей. От мужчины в современном мире требуются сдержанность, умение подчиняться вышестоящему начальству, даже если этот начальник — женщина. Часто мужчине приходится выполнять часть женской работы по дому, чтобы помочь своей работающей половине, проявлять заботу о детях. Таким образом, стирается грань между мужской и женской ролью в современном мире.
Для того, чтобы в наши дни не растерять основы мужских и женских ценностей, работу по формированию гендерного самосознания необходимо начинать с самого раннего детства.
Самым важным фактором в воспитании и развитии ребенка является семья. Именно в семье ребенок учится общению, приобретает первый социальный опыт гендерного ориентирования. Вот почему одной из главных задач детского сада является создание полноценного социального сотрудничества «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями воспитанников со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Для полноценного воспитания ребёнка, безусловно, важно, чтобы родители были грамотными в вопросах гендерного воспитания детей.
Работа с родителями наших воспитанников ведется в двух направлениях: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме и привлечение родителей к участию в педагогическом процессе. Используем различные формы работы с семьей. Разрабатываем и реализуем совместные проекты: «Наша летняя площадка», «Золотые руки мамы», «Столярная мастерская». В ходе реализации этих проектов на примере выполнения традиционных для мужчин и женщин поручений мамами и папами у детей формируются правильные гендерные представления. Особенно важна такая работа для детей, которые растут в неполных семьях, где дети лишены возможности постоянно видеть пример мужского поведения как образец для подражания.
В нашей стране с самого рождения воспитание ребенка возложено на женские плечи: до трех лет он неотрывно находится с матерью, затем его ждет детский сад с воспитательницей — женщиной, а после — школа, где подавляющее большинство учителей — тоже женщины. Современные папы, загруженные работой, карьерным ростом и, в большинстве своем, очень мало времени проводят с детьми. Таким образом, наши мальчишки часто лишены положительного мужского примера, они не правильно понимают социальную роль мужчины в семье, в обществе. Реализованные проекты «Великая Отечественная Война глазами детей», «Наши защитники» помогли нашим мальчишкам увидеть, прочувствовать роль мужчины — защитника, воина, освободителя на примере самых близких людей: пап, дедушек, прадедушек.
На родительских собраниях создаем для наших родителей возможность обменяться положительным опытом по воспитанию детей в семье. Проводим для родителей консультации с презентациями, видеозарисовками «Мальчики и девочки — два разных мира», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как играют мальчики и девочки», «Мальчики и девочки идут в школу», что способствует просвещению мам и пап по вопросам гендерного воспитания детей. Таким образом, мы решаем задачу просвещения родителей по вопросам гендерного воспитания.
С целью воспитания у детей уважения к родителям, чувства гордости за своих мам и пап в нашем дошкольном учреждении ежегодно организуются выставки творческих семейных работ родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы». Наши родители — активные участники проводимых в детском саду мероприятий: «День матери», военная игра «Зарница», «Мама, папа, я — спортивная семья».
Для реализации раздела основной образовательной программы «Социально-коммуникативное развитие» мы приглашаем родителей — представителей различных профессий: машинист, медсестра, повар, плотник, тренер спортивной школы. Такие встречи помогают нашим детям лучше разобраться в огромном мире профессий. Очень важно, что познакомиться с профессиями помогают детям не чужие люди, а мамы и папы друзей из группы, которых они видят каждый день и имеют возможность общаться с ними.
Для того, чтобы дети имели возможность приобщения к мужскому и женскому труду, мы активно привлекаем родителей к совместной деятельности. На специально организованных встречах папы учат мальчиков технике безопасности при работе со столярными инструментами, знакомят с правилами работы с молотком. На первых встречах мальчики с папами учились забивать гвозди в чурбан, а затем приступили к изготовлению простых изделий: лавочка и столик для кукольного уголка, танк на День защитника Отечества. Для многих пап стало настоящим открытием, что их шестилетние сыновья уже готовы к мужской работе. Надеемся, что теперь они чаще будут привлекать их к посильной помощи дома или на даче.
А наши девочки с мамами с удовольствием учатся стряпать пирожки с разной начинкой, а затем накрывают стол и угощают мальчиков, пап. Вместе с мамами учатся работать ножами, правда, пока только пластиковыми, режут фрукты, вареные овощи. Салат «Винегрет» стал любимым блюдом наших ребятишек с тех пор, как они научились его готовить самостоятельно с небольшой помощью мамы-повара. К Международному женскому дню наши девочки учились вышивать. Чтобы это занятие было более привлекательно, мы пригласили одну из бабушек, которая показала девочкам свои вышивки, поделилась секретами мастерства и помогла девочкам в их работе.
В нашей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака. Созданы условия для сюжетно-ролевых игр мальчиков: «Строители», «Путешествие на поезде», «Безопасная дорога», «Автосервис». Для игр девочкам требуется небольшое пространство, желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Мы постарались учесть эти особенности при организации игровых зон для девочек — «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. В группе созданы условия и для совместной игровой деятельности мальчиков и девочек, где дети учатся толерантному поведению к противоположному полу, учатся дружить: «Медицинский центр», «Супермаркет», уголок природы, центр познавательного развития, центр физического развития.
При организации предметно-пространственной среды используем различные маркеры и атрибуты, направленные на развитие гендерных представлений: картинки на шкафчиках: для девочек — цветы, куклы; для мальчиков — машинки, самолёты. В спальне на кроватках для мальчиков и девочек постельное белье разных расцветок. При организации НОД используем разное оборудование — стаканчики красные и синие, подложки с тематическими рисунками, разный раздаточный материал.
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются условные знаки, которые позволяют определить, для кого предназначены кабинки — для мальчиков или девочек, ручные полотенца разных цветов.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, имеет положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, научились выполнять с ними многие виды специфических мужских и женских работ. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт в дальнейшем будет углубляться и совершенствоваться.
Литература:
- Ю. Е. Алешина, А. С. Волович. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // «Вопросы психологии» № 4, 1991.
- В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г.
- Н. Е. Веракса. Понимаете ли вы своего ребенка. Книга для родителей. — М.: Дрофа, 2006. — 96 с.
- Л. В. Климина. Если вы растите сына. Советы специалистов родителям. — СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Л. В. Климина. Если вы растите дочь. Советы специалистов родителям. — СПб: Детство-Пресс, 2012.