Руководство детским чтением в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 23.02.2016

Статья просмотрена: 1154 раза

Библиографическое описание:

Лезина, О. М. Руководство детским чтением в начальной школе / О. М. Лезина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9885/ (дата обращения: 17.12.2024).



Можно ли и нужно ли руководить детским чтением? Этот вопрос задаёт себе современный учитель, формирующий современного юного читателя. Национальная программа поддержки и развития чтения одной из главных своих задач считает возрождение у подрастающего поколения интереса к чтению, возвращение его в ранг активных читателей [6, c.2]. Рассматривая вопрос руководства детским чтением, задумаемся над значением слова «руководство». Что это: контроль, побуждение, приобщение, принуждение или что-то иное? Согласитесь, каждое из этих слов несёт разные оттенки, разные смысловые значения. Контроль предполагает отслеживание количества и качества прочитанных книг. Побуждениекпрочтению книги предполагает внушение, стимул, мотив, толчок для прочтения той или иной книги. Приобщение предполагает деятельность, направленную на формирование читательской потребности. Так всё — таки, что же такое руководство? Понятие руководства включает в себя несколько аспектов. Это процесс воздействия на содержание и характер детского чтения, направленный на формирование культуры чтения.

Если рассматривать вопрос руководства детским чтением с точки зрения необходимости, надо выяснить, что предлагает современный книжный рынок юному читателю?

Большой урон детскому чтению принесла коммерциализации книгоиздания для детей. Классика оказалась на грани вымирания, а дети — заложниками чтения ширпотреба. Прилавки заполнены фэнтэзи, ужастиками, мистикой, где детское сознание уводится от реального мира в сторону антимира, герои сплошь супермены, где правят колдуны, монстры, маги, т. е. от подлинной жизни — к её имитации. Примерами для подражания становятся не нравственные герои, готовые к самопожертвованию, подвигу во имя своей Родины, а пустые персонажи, наделённые мистическими качествами. Спрос рождает предложение. Труднее становится найти спокойную, думающую литературу, которая не провоцировала бы агрессию, а вызывала сочувствие к обыкновенному человеку, желание придти на помощь ближнему, совершать добрые поступки.

Литература, сохранившаяся в библиотеках, и способная воспитывать в детях лучшие человеческие качества, за редким исключением, оказалась невостребованной или ушла в сектор редкого спроса [1, c.4]. Создалась ситуация тотального негатива, цинизма, развенчания в детском сознании всего святого: любви к родителям и Родине, героям Отечества, нашей истории, морали. Перестав читать книги о своих сверстниках и их проблемах, о животных и дальних странах, настроившись на волну фэнтэзи, обучаемые постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, утрачивают привычку к духовной работе. Перед учителем встала задача увлечь детей чтением лучшей литературы, как отечественной, так и зарубежной. Востребованными стали слова Ушинского «Читать — это еще ничего не значит. Что и как читать — вот суть вопроса».

На сегодняшний момент в вопросе руководства детским чтением сложились две точки зрения. Назовём их условно «консервативная» и «либеральная». Консервативная точка зрения настаивает на необходимости, как и в старые времена, обучать чтению различной литературы, приобщать к литературе, на которой выросло ни одно поколение и, исходя из этого, формировать круг чтения детей нового века. Либеральная же точка зрения настаивает на свободном, ни кем и, ни чем не ограничиваемом чтении. Чтение должно стать для ребёнка обыденным само по себе. Так можно ли отпускать процесс руководства детским чтением на самотёк? Руководство необходимо, но необходимо в новых форматах [3, с.12].

В такой ситуации возрастает роль учителя как руководителя детским чтением. Перед учителем стоит задача организации деятельности юного читателя, направленной на повышения качества чтения, стимулирования читательской активности. Однако руководство чтением не ограничивается только подбором литературы и проверкой, прочитана и понята ли книга.

У младших школьников интерес к чтению ещё неустойчив. Младшие школьники ориентированы на продукты визуальной культуры, которые оказывают реальное воздействие на новое поколение. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подходы по привлечению юных читателей к книге. Необходимо искать новые подходы, формы иметоды работы слитературой, которые, так или иначе, будут являться скрытым руководством чтением учащихся. При этом, нет установки на «конечный результат» ― прочтение всеми учениками класса книг из определенного рекомендуемого списка, так как круг чтения каждого школьника должен быть индивидуальным, отражающим его читательский уровень, интересы и предпочтения конкретного ученика.

Руководить повседневным чтением школьников можно инужно, во-первых, для дальнейшей успешной социализации детей и становления успешной личности, готовой к образованию и самообразованию. Во-вторых, руководство повседневным чтением необходимо в силу того, что должно помочь ориентироваться в многообразии современного книжного рынка, отбирать качественную в этико-эстетическом отношении литературу [4, с.18]. Целью руководства является оказание важной и существенной помощи юному читателю в том, что читать и как читать.

Можно сформулировать требования к руководителю детским чтением:

знать потребности и пристрастия читателей разного возраста;

знать новинки современной детской литературы наряду с великими книгами, которые бесспорно всегда современны;

быть носителем культуры чтения, а для этого хорошо разбираться в авторских смыслах, несущих ценностные ориентиры для юного читателя;

быть примером, способным увлечь за собой в мир лучшей, дающей пищу для ума и для сердца книги.

Одной из новых форм внеурочной деятельности, повышающей качество детского чтения, является участие в международном проекте «Книга года — выбирают дети». Участниками проекта становятся дети из разных уголков России и зарубежья. По итогам конкурса выбирается лучшая, по мнению детей книга.

Участники проекта учатся оценивать книги, выступать в роли критиков, «соавторов», иллюстраторов, учатся интерпретировать авторские тексты. Дети знакомятся с новинками отечественной и зарубежной детской литературы. Конкурсными являются книги-новинки, которые впервые публикуются в текущем году. Это произведения отечественных и зарубежных авторов для детей — художественные, познавательные, известных авторов и авторов-дебютантов, старые тексты с новыми авторскими иллюстрациями. Дети как члены детского жюри сами составляют критерии, по которому на их взгляд должна быть оценена книга. Затем заполняют оценочные бланки, что даёт возможность выбрать книги-победители.

Также дети участвуют в конкурсах по созданию буктрейлеров — видеороликов о конкурсных книгах, аудиотрейлеров — аудиозаписей, основной задачей которых является создание общего эмоционального впечатления, представление самых ярких и впечатляющих моментов книги, её сильных сторон. Буктрейлер — это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Основная его задача — создать общее эмоциональное впечатление, рассказать о книге, заинтересовать зрителя, показать самые яркие и впечатляющие моменты книги, её сильные стороны. Это видеоролик, состоящий из краткой информации о книге и наиболее зрелищных фрагментов книги, видеоряд часто комбинируется из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа, фрагменты сменяются очень быстро, больше производя эмоциональное впечатление на зрителя.

Аудиотрейлер строится на интриге: в начале задается какой-то вопрос, на который отвечает книга, или описывается ситуация, случившаяся в книге, или зачитывается самый напряженный момент в тексте.

Необычно представлен конкурс презентаций по книге. По условиям этого конкурса, презентация должна состоять из 9 слайдов, определённой направленности. Цель этого конкурса — осознание детьми нравственных идей книги (книжных месседжей), визуальное представление детьми книги с использованием мультимедийных технологий, максимально удобное для восприятия детской аудиторией.

Месседж — послание, идея, призыв, ценностная мысль, мораль, которую открывает книга для читателя; новая мысль, нравственная установка, которую несет книга в мир. Это идея, которую ребенок считает главной и актуальной для себя, которая была осознана читателем как личностно важное открытие. Такие новые формы работы с книгой создают нового современного читателя, способного оценивать достоинства и недостатки книги, понимать заложенные в ней нравственные смыслы, а значит становиться осознанным читателем.

Участники проекта «Книга года — выбирают дети» учатся писать «слово на обложку», критику на книгу, составлять отзыв по книге. Конкурс критиковлитературный конкурс, предполагающий создание детьми оригинальных текстов в жанре сочинения-рассуждения. Цель конкурса — представить свои наблюдения и критические замечания о конкурсной книге авторам книги и издателям. Задача: написать сочинение-рассуждение, обнаружить и назвать недостатки в тексте или в оформлении книги. Критические замечания составляются как тезисы с аргументами (утверждение с доказательствами и примерами).

Необычными являются такие конкурсы, как «ожившие картинки», где надо иллюстрацию из книги оживить, воссоздав все детали и конкурс «иллюстрация, которой не хватает», где дети должны обосновать необходимость своей иллюстрации в этом произведении. Таким образом, проект воспитывает активного, думающего читателя, способного делать осознанный выбор. Ребёнок может стать лидером чтения. Как член детского жюри проекта он становится «законодателем моды» детского чтения, он учится сам и учит других руководить своим чтение, т. е. делать осознанный выбор в пользу чтения развивающих книг, имеющие ценностные ориентиры. Сам ребёнок становится носителем этой культуры, что немало важно в этом возрасте.

Учителю — как руководителю детским чтением проект даёт возможность: получить новый опыт руководства; разрушить стереотипы; познакомиться с новинками современной детской литературы; поставить ребёнка в ситуацию выбора; обучить новым формам работы с книгой.

Отвечая на вопрос «можно ли и нужно ли руководить детским чтением», надо понимать, что деятельность, направленная на приобщение к литературе как к искусству слова, является важнейшим условием формирования нравственных ценностей юного читателя. Через литературу ребёнок получает первое понятие о добре и зле. Проблема современного читателя заключается в том, что дети читают то, что «на слуху», модно и легко воспринимается, но не дает «пищи» ни уму, ни сердцу. Нельзя недооценивать здесь роль учителя, как руководителя детским чтением, так как он становится проводником в мир лучшей, нравственной книги.

Литература:

  1. Барская Н. А. Наши дети и художественная литература. — Изд. М: Лепта, 2005
  2. Джежелей О. В. Учимся любить книгу. — Изд: Просвещение, 1982
  3. Степанова Л. Детское чтение — возможность диалога с ребенком в современном пространстве /Л. Степанова// Библиотечное дело. 2003
  4. Чирва А. Книга в твоих руках. — Изд: М., Просвещение, 1985
  5. Фостер Т. Искусство чтения. Как понимать книги. — Изд: М., 2015
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения — http://www.library.ru/1/act/doc
Основные термины (генерируются автоматически): детское чтение, книга, ребенок, юный читатель, участник проекта, детское сознание, общее эмоциональное впечатление, современная детская литература, современный книжный рынок, современный читатель.