Применение интерактивной доски на уроках физики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 1152 раза

Библиографическое описание:

Баулина, Т. Д. Применение интерактивной доски на уроках физики / Т. Д. Баулина, И. О. Бородина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9763/ (дата обращения: 24.12.2024).



 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно–коммуникационных технологий.

Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска — это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.

Интерактивная доска — это новейшее технологическое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Она не только соответствует способу восприятия информации поколения, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха.

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски необходимо иметь алгоритм, следя которому можно успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски:

  1.    Определить тему, цель и тип занятия;
  2.    Составить временную структуру урок, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
  3.    Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
  4.    Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
  5.    Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
  6.    Отобранные материалы оцениваются во времени;их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
  7.    Составляется временная развертка (поминутный план урока)
  8.    При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа
  9.    Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий

Основные возможности интерактивной доски на уроке физики.

  1.    Доска позволяет работать на ней в двух режимах; интерактивный и режим Office. В интерактивном режиме компьютером можно управлять прямо с поверхности доски с помощью электронных маркеров. В этом режиме доска по мановению волшебной палочки превращается то в координатную сетку, то в космическое пространство, то в подводный мир, в зависимости от тематики задач, которые мы решаем на ней. Координатная сетка помогает быстро, с применением различных цветов показать сложение векторных величин, строить графики и отмечать их преобразования.
  2.    Предлагая различные задачи о движении и взаимодействии тел, можно подобрать фон из реальных объектов совершающих эти движения, что вызывает больший интерес у учащихся при решении задач.
  3.    При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться учащиеся и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы учащиеся могли сверить свое решение с решением учителя и т. д. При выполнении тестов эта функция доски также может быть использована для скрытия правильных ответов и последующей их проверки Функция затемнения нижней части экрана удобна в тех случаях, когда учитель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно.
  4.    Во время объяснения по заранее подготовленному конспекту можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся.
  5.    При объяснении материла требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно, ведь в каждом классе могут возникнуть разные ситуации: что–то забыли, кто–то прослушал, кто–то не успел дописать. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются. Кроме того, при подготовке конспектов уроков можно сделать ссылки на другие файлы (Word, Excel, PoerPoint), звуковые файлы, видео–файлы, конспекты предыдущих уроков и даже на Интернет страницу
  6.    Много времени тратится у учителя на помощь учащимся, которые пропускают занятия по каким–то причинам, или учащимся, которые медленно усваивают материал. Интерактивная доска позволяет сэкономить это время. Инструмент IW Recorder позволяет записать все действия с доской и голос учителя.
  7.    Записанный файл может быть роздан учащимся для повторения и подготовки занятиям.
  8.    При работе в режиме Office доска позволяет работать с документами MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Например, при проверке домашнего задания, где необходимо было разобраться в устройстве какого–либо прибора или показать на рисунке направление тока или силы, удобно отсканированный рисунок вместе с заданием поместить в MS Power Point, а затем на уроке, не затрачивая времени на воспроизведение условия и рисунка, попросить учащихся показать выполнение домашнего задания. Таких слайдов можно сделать несколько и соответственно вызвать несколько учащихся для проверки домашнего задания. Все изменения, произведенные в этом режиме, сохраняются в исходом документе, поэтому работы можно проверить после урока. Домашнее задания, выполненные учащимся в этих программах, также легко проверяются и обозреваются всем классом.
  9.    Использование наглядных моделей, интерактивных анимации на уроке, поможет проще и доходчивее объяснять суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов. Для этого можно использовать готовые диски интерактивных лабораторных работ.
  10. Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать какой–либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.
  11. Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.
  12. Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют учителю создавать на уроке ситуацию успеха, ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки — это придает ему уверенность в своих силах.
  13. Просмотр действий видеозаписи, выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов урока. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.
  14. Проводить необходимые лабораторные и практические работы в условиях отсутствия материально–технической базы для реального эксперимента.
  15. Проводить необходимые работы с экспериментами материалами, прямой контакт с которыми небезопасен или нежелателен (например, работы по изучению радиоактивности и др.)
  16. Моделировать такие процессы и явления, для которых необходимо специализированное дорогостоящее оборудование и специальные лаборатории.
  17. Визуализировать физическое явление в динамике, а не вид привычных статистических картинок, изображенных мелом на доске.
  18. Проведение уроков-конференций. Презентации могут готовить сами учащиеся. Это позволяет сделать такие уроки более интересные и активные и отойти от бумажных докладов, распечатанных с интернета.
  19. Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля.
  20. Создавая мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.
  21. Выделение отдельных элементов на изображении акцентирует внимание учащихся на нужной области. Это прием уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью трафарета есть возможность направить внимание учащихся на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.

Преимущества интерактивной доски.

  1.    Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом;
  2.    Она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на ИД;
  3.    Она обладает богатыми техническими возможностями для такой подготовки;
  4.    Она имеет дружественный. простой и удобны русскоязычный интерфейс;
  5.    Материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД;
  6.    В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т. д.), которая постоянно обновляется, ее можно пополнять и собственными коллекциями;
  7.    Она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД, ее можно установить на любом ПК;
  8.    Имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программе.
  9.    Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новые знания, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
  10. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  11. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  12. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.
  13. Учащиеся начинают работать более творчески.
  14. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения и анализа необходимой информации. Хотя подготовка к уроку, с использованием ИД требует значительных временных затрат, учителю легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность варьировать ход урока с учетом уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории.

Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.

Таким образом, интерактивная доска находит свое применение на уроках физики.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, домашнее задание, учащийся, учитель, внимание учащихся, возможность, доска, урок, использование ИД, координатная сетка.