Скаутинг — среда социальной компетенции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Потемкин, Д. С. Скаутинг — среда социальной компетенции / Д. С. Потемкин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/8753/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин негативных явлений в подростковой среде все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем.

Поиск средств целенаправленной социализации подростков следует искать исходя из теоретических представлений о природе социальной компетентности. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Социальная компетентность может определяться как способность и готовность человека целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью и другими людьми [1].

Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социально-психологической компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста. Но усилия традиционных институтов социализации подростков — институтов семьи и образования — оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.

В основе системы скаутинга лежит ориентация на развитие социальной компетентности своих участников. Необходимо отметить, что и сам скаутинг осуществляет социально-компетентностный подход к участникам организации. Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социокультурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребности в быстро изменяющемся мире. Скаутинг постоянно адаптируется к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей. Как будет развиваться личность, это зависит от многих факторов, в том числе от наличия определенной воспитательной системы. Скаутинг как воспитательная система сам по себе является конструктивным явлением, в противоположность деструктивному влиянию многих современных социальных факторов. Скаутинг стремится предложить подросткам и молодым людям именно такую конструктивную воспитательную среду.

Социальная компетентность, заложенная в системе скаутинга, обусловлена во многом личностно ориентированным подходом и означает, что скаутинг принимает каждого ребенка, подростка и молодого человека таким, каков он есть — уникальной личностью — с его (ее) собственным уровнем развития, с определенным жизненным опытом, темпераментом, с разными природными способностями, потребностями и интересами. Скаутинг признает уникальность каждой личности [2]. Это достигается:

          уважением воли каждого при принятии решения о вступлении в скаутское движение;

          предложением каждому скауту собственной системы самовоспитания, (как описал ее Баден Пауэлл — «внутреннее воспитание» в противоположность «воспитанию из вне»);

          побуждением каждой молодой личности наилучшим образом развить свои качества.

В понятие социальной компетентности в первую очередь входят знания человека о себе, восприятие себя как социального субъекта. В воспитательной системе скаутинга данная категория выражена через развитие автономности личности, которая обязана принимать на себя ответственность за свои действия.

Социальная компетентность личности подразумевает наличие умений и навыков социального взаимодействия, владения средствами коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения. Воспитательная система скаутинга направлена на постижение и обучение коммуникативным навыкам. Сюда входят развитие способности к: внимательному слушанию других людей; формулированию своих мыслей ясным образом; восприятию других как людей, имеющих во всем равные права.

Кроме того, социальная компетентность предполагает собой знание норм в различных областях социальной жизни. В этом отношении в скаутинге выработана система воспитания, способствующая развитию восприимчивости к другим аспектам реальности (например, понимания различных взглядов на мир, понимания культурных, религиозных, возрастных вопросов, и вопросов, связанных с национальными, половыми различиями; понимания верований, жизни и обычаев других мировых религий).

Таким образом, воспитательная система скаутизма представляется одной из действенных систем развития социальной компетентности в среде подростков.

Литература:

 

  1. Басова В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учеб. пособие. — Кострома, 2004.
  2. Скаутинг: Воспитательная система / Всемирная Организация Скаутского Движения. — М., 1999. — 72 с.
  3. Маросанов Г. И., Рототаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. — М.: Когито-Центр, 2003. — 172 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.,2000
Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, воспитательная система, изменяющийся мир, социально-психологическая компетентность.