Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по ФГОС ООО
Автор: Никулина Валентина Васильевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2015
Статья просмотрена: 1565 раз
Библиографическое описание:
Никулина, В. В. Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по ФГОС ООО / В. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9244/ (дата обращения: 17.12.2024).
Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива
Важным условием действенности всех видов внеурочной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы МБОУ «Кустовская СОШ»
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Создание условий для реализации внеурочной деятельности
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:
собственные ресурсы школы (педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);
привлеченные специалисты, работающие на базе школы;
педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом и гимнастическим залом со спортивным инвентарем, хореографическим залом, библиотекой, игровой площадкой, актовым залом,
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, есть выход в глобальную сеть Интернет
Содержание внеурочной деятельности на ступени основного общего образования
В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Данная модель предполагает участие в ее реализации всех педагогических работников школы
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность позволяет решить важные задачи:
оптимизировать учебную нагрузку;
улучшить условия для развития учащихся.
Работа школы позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности школьников.
Содержание внеурочной деятельности учащихся школы складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, МКУК «Кустовской МДК», МБУК «ЦБ Яковлевского района» Филиал № 17 Кустовская модельная сельская библиотека, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида».
Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
4) художественное творчество;
5) народное творчество;
6) трудовая деятельность;
7) спортивно-оздоровительная деятельность;
8) туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как кружки, спортивные секции по выбору. Вместе с тем, внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
План внеурочной деятельности МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» разработан на основе:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Нового образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 2821 -10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.
Общее положение.
План внеурочной деятельности МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района Белгородской области» разработан с учетом особенностей и специфики основной образовательной программы основного общего образования.
План внеурочной деятельности определяет:
основные направления развития личности обучающихся;
перечень занятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
количество часов внеурочной деятельности.
При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:
направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;
создание образовательной среды, стимулирующей творчество,
исследовательскую активность, инициативность обучающихся;
предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям
направлений и занятий для осуществления внеурочной деятельности;
интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 45 минут. Продолжительность занятий — 40 минут. Количество используемых часов — 6 часов на каждый класс
Объекты контроля и анализа:
познавательная активность, интерес к учению, школе;
сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.
Литература:
- Ривкин, Е. Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е. Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- № 3.-С.100–109
- Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- № 3.-С.4–22
- Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- № 5.-С.64–77
- Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л. В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- № 12.-С.5–12