Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по ФГОС ООО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никулина, В. В. Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по ФГОС ООО / В. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9244/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива

Важным условием действенности всех видов внеурочной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Принципы организации внеурочной деятельности:

                    соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

                    опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

                    опора на ценности воспитательной системы МБОУ «Кустовская СОШ»

                    свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

                    собственные ресурсы школы (педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);

                    привлеченные специалисты, работающие на базе школы;

                    педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом и гимнастическим залом со спортивным инвентарем, хореографическим залом, библиотекой, игровой площадкой, актовым залом,

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, есть выход в глобальную сеть Интернет

Содержание внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Данная модель предполагает участие в ее реализации всех педагогических работников школы

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

                    взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

                    организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

                    организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

                    организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

                    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

                    создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

                    формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

                    развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

                    создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

                    развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

                    расширение рамок общения с социумом.

                    Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность позволяет решить важные задачи:

                    оптимизировать учебную нагрузку;

                    улучшить условия для развития учащихся.

Работа школы позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности школьников.

Содержание внеурочной деятельности учащихся школы складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, МКУК «Кустовской МДК», МБУК «ЦБ Яковлевского района» Филиал № 17 Кустовская модельная сельская библиотека, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида».

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1)                 игровая деятельность;

2)                 познавательная деятельность;

3)                 досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

4)                 художественное творчество;

5)                 народное творчество;

6)                 трудовая деятельность;

7)                 спортивно-оздоровительная деятельность;

8)                 туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как кружки, спортивные секции по выбору. Вместе с тем, внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» разработан на основе:

                    Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

                    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

                    Нового образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 2821 -10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

Общее положение.

План внеурочной деятельности МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района Белгородской области» разработан с учетом особенностей и специфики основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности определяет:

                    основные направления развития личности обучающихся;

                    перечень занятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;

                    количество часов внеурочной деятельности.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:

                    направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

                    создание образовательной среды, стимулирующей творчество,

                    исследовательскую активность, инициативность обучающихся;

                    предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям

                    направлений и занятий для осуществления внеурочной деятельности;

                    интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 45 минут. Продолжительность занятий — 40 минут. Количество используемых часов — 6 часов на каждый класс

Объекты контроля и анализа:

                    познавательная активность, интерес к учению, школе;

                    сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

                    применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

                    участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

                    выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Ожидаемые результаты:

                    развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

                    приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

                    формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом;

                    воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;

                    получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

                    формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

                    воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

                    формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

 

Литература:

 

  1.                Ривкин, Е. Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е. Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- № 3.-С.100–109
  2.                Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- № 3.-С.4–22
  3.                Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- № 5.-С.64–77
  4.                Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л. В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- № 12.-С.5–12
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основное общее образование, создание условий, образовательный процесс, основная образовательная программа, школа, Яковлевский район, Белгородская область, внеурочное время, Российская Федерация.

Похожие статьи

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО)

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Похожие статьи

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО)

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии