Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по ФГОС ООО

3. Система образования
04.12.2015
1579
Поделиться
Библиографическое описание
Никулина, В. В. Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по ФГОС ООО / В. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9244/.


 

Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива

Важным условием действенности всех видов внеурочной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Принципы организации внеурочной деятельности:

                    соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

                    опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

                    опора на ценности воспитательной системы МБОУ «Кустовская СОШ»

                    свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

                    собственные ресурсы школы (педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);

                    привлеченные специалисты, работающие на базе школы;

                    педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом и гимнастическим залом со спортивным инвентарем, хореографическим залом, библиотекой, игровой площадкой, актовым залом,

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, есть выход в глобальную сеть Интернет

Содержание внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Данная модель предполагает участие в ее реализации всех педагогических работников школы

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

                    взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

                    организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

                    организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

                    организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

                    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

                    создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

                    формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

                    развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

                    создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

                    развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

                    расширение рамок общения с социумом.

                    Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность позволяет решить важные задачи:

                    оптимизировать учебную нагрузку;

                    улучшить условия для развития учащихся.

Работа школы позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности школьников.

Содержание внеурочной деятельности учащихся школы складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, МКУК «Кустовской МДК», МБУК «ЦБ Яковлевского района» Филиал № 17 Кустовская модельная сельская библиотека, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида».

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1)                 игровая деятельность;

2)                 познавательная деятельность;

3)                 досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

4)                 художественное творчество;

5)                 народное творчество;

6)                 трудовая деятельность;

7)                 спортивно-оздоровительная деятельность;

8)                 туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как кружки, спортивные секции по выбору. Вместе с тем, внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» разработан на основе:

                    Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

                    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

                    Нового образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 2821 -10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

Общее положение.

План внеурочной деятельности МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района Белгородской области» разработан с учетом особенностей и специфики основной образовательной программы основного общего образования.

План внеурочной деятельности определяет:

                    основные направления развития личности обучающихся;

                    перечень занятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;

                    количество часов внеурочной деятельности.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:

                    направленность на развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

                    создание образовательной среды, стимулирующей творчество,

                    исследовательскую активность, инициативность обучающихся;

                    предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям

                    направлений и занятий для осуществления внеурочной деятельности;

                    интегративная связь урочной и внеурочной деятельности, осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 45 минут. Продолжительность занятий — 40 минут. Количество используемых часов — 6 часов на каждый класс

Объекты контроля и анализа:

                    познавательная активность, интерес к учению, школе;

                    сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

                    применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

                    участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

                    выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Ожидаемые результаты:

                    развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

                    приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

                    формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества,ценностного отношения к социальной реальности в целом;

                    воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;

                    получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

                    формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

                    воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

                    формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

 

Литература:

 

  1.                Ривкин, Е. Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е. Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- № 3.-С.100–109
  2.                Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- № 3.-С.4–22
  3.                Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- № 5.-С.64–77
  4.                Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л. В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- № 12.-С.5–12
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный