Рассматриваются особенности подготовки современных специалистов по туризму. Определены различия в подготовке специалистов по туризму по ФГОС 3+ и согласно рекреационно-экологической подготовке.
Ключевые слова:рекреация, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, экологоориентированность
Современное общество, освободившись от ручного труда, все больше занято интеллектуальным, что требует значительного времени на восстановление моральных и физических сил, то есть на рекреацию. В современном понимании все нерабочее время считается рекреационным и должно обеспечить эмоциональную и психофизическую устойчивость человека в процессе труда. Это возможно благодаря смене окружающей обстановки, характера информации, впечатлений, то есть при помощи рекреационной деятельности.
Рекреалогия — это междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на научных принципах экологии человека. Системообразующая связь рекреационной системы это деятельность отдыхающих и организаторов отдыха. Следовательно, рекреация — одна из основ туризма. Экологический туризм в свою очередь имеет рекреационную основу и должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, отражающий максимальный уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды.
Существует также определение рекреационного экотуризма (Л. В. Деточенко), главным объектом которого являются территории, видоизмененные человеком, с вторичной квазиприродой, но относительно экологически благоприятной для целей рекреации и туризма. При этом основой для развития рекреационного экотуризма являются региональные природные ресурсы.
Рекреационная деятельность обладает рядом существенных характеристик и отличительных черт. Одна из особенностей рекреационной деятельности состоит в том, что при формировании программ отдыха существует возможность заменить одно рекреационное занятие другим. В нынешних неблагоприятных экологических условиях есть потребность и потенциальная возможность организовать более щадящий вид рекреации. Для этого необходима особая подготовка работников туриндустрии. В настоящее время основное назначение специалистов по туризму — формирование, продвижение и реализация комплексного туристского обслуживания. Рекреационно-экологически подготовленные специалисты будут обладать знаниями и навыками организации рекреации населения в условиях негативной экологии, в измененных антропогенным воздействием ландшафтах. Специфика подобных специалистов будет заключаться в готовности формировать, продвигать и реализовывать комплексное туристское обслуживание, не наносящее вред окружающей среде.
Обратимся к понятию «готовность», «готовность к профессиональной деятельности» и «профессиональная готовность». С точки зрения психологии, готовность — это состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого, приобретенного ранее опыта. В общем понимании готовность — это согласие сделать что-либо, желание содействовать чему-либо.
Готовность к профессиональной деятельности предполагает психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении цели.
Профессиональная готовность — это интегральное, социально обусловленное личностное образование, состоящее из трех компонентов: информационный (знания), операциональный (способы деятельности) и мотивационный (потребности). Сформированность всех компонентов, особенно отношений между ними, дает оптимальный результат (профессиональную готовность).
Следовательно, профессиональная готовность рекреационно-экологически подготовленных специалистов по туризму будет состоять из необходимых для организации рекреации знаний, умений и опыта организовывать рекреацию населения как в экологически благоприятной, так и неблагоприятной среде, а также желание работать в подобных условиях.
Представим в виде таблицы 1 различия в подготовке специалистов по туризму по ФГОС 3+ и рекреационно-экологической подготовки.
Таблица 1
Сравнительная характеристика подготовки специалистов по туризму согласно 43.02.10 Туризм (ФГОС 3+) и рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму в рамках ФГОС 3+ (РЭП):
ФГОС 3+ |
РЭП |
Область профессиональной деятельности выпускников: | |
формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания |
формирование, продвижение и реализация комплексного туристского обслуживания, не наносящего вред окружающей среде |
Объекты профессиональной деятельности выпускников: | |
1) запросы потребителей туристских услуг;
2) туристские продукты;
3) туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения; 4) услуги: гостиниц и иных средств размещения; общественного питания; средств развлечения; экскурсионные, транспортные; туроператорские; 5) технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
6) справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;
7) первичные трудовые коллективы; |
1) запросы потребителей туристских услуг и ответственно относящихся к окружающей среде рекреантов; 2) экологичные, безопасные для окружающей среды туристские продукты и услуги; 3) туристские ресурсы, в том числе воссозданные природные и социально-культурные рекреационные объекты;
4) туристские и рекреационные услуги, оказываемые с учетом бережного отношения к окружающей среде, рациональное использование существующих ресурсов; 5) экологичные технологии формирования, продвижения и реализации экологичного туристско-рекреационного продукта; 6) справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги, учитывающие современное экологическое состояние дестинаций; 7) первичные трудовые коллективы, обладающие экологическими знаниями и экологической культурой, а также способами организации рекреации населения в условиях квазиприроды; |
Специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности: | |
предоставление турагентских услуг;
предоставление услуг по сопровождению туристов;
предоставление туроператорских услуг;
управление функциональным подразделением организации. |
предоставление турагентских услуг, не наносящих вред окружающей среде; предоставление услуг по сопровождению туристов, в том числе в условиях неблагоприятной экологической обстановки и без нанесения ущерба окружающей среде; формирование и продвижение экологоориентированных, удовлетворяющих спрос любителей отдыха на природе, конкурентоспособных на туристском рынке услуг и продуктов; управление функциональным подразделением организации, поддерживающей бережное отношение к природе, рациональное использование ресурсов, повышение уровня экологической культуры коллектива и населения страны. |
Таким образом, специалисты по туризму должны иметь расширенные объекты профессиональной деятельности и быть готовыми к экологоориентированным видам туристско-рекреационной деятельности. РЭП дополнит существующий образовательный стандарт подготовки специалистов по туризму необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями для организации рекреации населения в условиях современного состояния окружающей среды.
Содержание РЭП будет состоять из организационных и педагогических мероприятий для приобретения ЗУНов и формирования профессионально важных качеств.
Рекреационно-экологически подготовленные специалисты по туризму должны обладать следующими знаниями:
о способах организации экологоориентированного, удовлетворяющего спрос любителей отдыха на природе, конкурентоспособного на рынке туристских услуг туризма;
о способах обеспечения сохранения окружающей среды, роста благосостояния местного населения туристских дестинаций благодаря рациональному использованию туристско-рекреационных ресурсов;
о способах оценки экологичности туристско-рекреационных услуг на основе существующих критериев и индикаторов;
о деятельности международных организаций в сфере экологичного туризма.
Данные специалисты должны иметь навыки научного анализа экологичности туристской деятельности, уметь заменить существующие рекреационные занятия на более экологичные, иметь практический опыт формирования, продвижения и реализации комплексного туристского обслуживания в условиях вторичной квазиприроды.
Литература: