Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в Иркутском Государственном Университете на основе применения технологии дифференцированного физкультурного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, А. Ю. Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в Иркутском Государственном Университете на основе применения технологии дифференцированного физкультурного образования / А. Ю. Колесникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9209/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете. Особенностями данной программы является гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе предоставления студентам права свободы выбора содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиции и мотивации деятельности.

Ключевые слова: технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет, физическая культура, учебный процесс.

 

Общее (непрофессиональное) физкультурное образование студентов является обязательным компонентом образования и отражает главные функции физической культуры общества. Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) [6].

ТДФО это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства [3].

Основные положения ДФО:

  1.                Гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе предоставления студентам права свободы выбора содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиции и мотивации деятельности.
  2.                Оптимальное использование возможностей вариативного компонента содержания физкультурного образования при выполнении требований государственного образовательного стандарта.
  3.                Усиление образовательной направленности занятий по дисциплине «Физическая культура» с целью подготовки специалистов к здоровьесберегающей деятельности.
  4.                Гибкая комплексная система оценки успешности обучения.
  5.                Гумманизация и демократизация педагогических отношений.

Для реализации вышеизложенных положений нами разработана программа по дисциплине «Физическая культура» на основе технологии дифференцированного физкультурного образования для студентов Иркутского государственного университета (ИГУ).

Дисциплина «Физическая культура» реализуется в соответствии с Порядком проведения дисциплин (модулей) по физической культуре для обучающихся по программам бакалавриата и специалитета в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» на кафедре физкультурно — оздоровительного центра (ФОЦ), на основании ФГОСТ ВО:

1)                 Базовая часть Блока 1 «Физическая культура» (включает теоретический материал) не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы).

2)                 Элективные курсы по физической культуре в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Базовый блок.

Теоретический материал предусматривает овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни и освоением комплекса ГТО при выполнении учебной, профессиональной, общественной и социальной деятельности. В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются в углубленном освоении учебного материала при самостоятельной работе студентов, что дает возможность выбора путей реализации своей физической активности не только во время обучения в университете, но и позволяет вооружить его знаниями на последующий период жизни.

Элективный курс.

Учебный материал учитывает физкультурно-спортивные интересы и способности студентов, обеспечивая взаимообусловленность мотивационных и инструментальных составляющих физкультурно-спортивной деятельности, творческих возможностей каждой личности, направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, овладение методами и средствами деятельности в сфере физической культуры и спорта, приобретение личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Т ДФО предполагает три ступени дифференциации

  1.                Внешняя профильная (поточная: факультет, курс) дифференциация по физкультурно-спортивным интересам студентов позволяет выделить группы специализаций по видам спорта (их количество зависит от ресурсных возможностей вуза и контингента студентов).
  2.                Внутренняя профильная (группа) дифференциация по четырем индивидуальным направлениям самосовершенствования (их количество определено исходя из основных направлений в освоении ценностей физической культуры, выделенных В. И. Столяровым, И. М. Быховской, Л. И. Лубышевой).
  3.                Внутренняя уровневая (группа) дифференциация, позволяющая выделить три основные группы студентов согласно уровню физических кондиций и уровню мотивации деятельности (готовность к обучению).

На основании результатов медицинского обследования и контрольного тестирования студенты, для проведения практических занятий, распределяются по отделениям: основное, специально-медицинское, спортивное и освобожденные студенты.

Основное отделение — зачисляются студенты, которые по результатам медицинского осмотра определены в подготовительную и основную медицинские группы. Для студентов, отнесенных к основной медицинской группе, имеющих хорошую физическую подготовленность, проявляющих интерес и способности к занятиям спортом, организовано проведение занятий на основе одного из видов спорта — легкая атлетика, оздоровительная аэробика, лыжные гонки.

Специально-медицинское отделение — зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования студенческой поликлиники в специальную медицинскую группу или на основании справки о состоянии здоровья по месту жительства.

Спортивное учебное отделение — группы формируются по видам спорта (системам физических упражнений) с учетом пола, в них зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание заниматься одним из видов спорта, имеющие не ниже II спортивного разряда по виду спорта.

Количество и спортивный профиль учебных групп определяется администрацией университета и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей.

Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок или временно освобожденные — зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам занятий основного отделения) в другое, осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года Перевод студентов в специально-медицинское учебное отделение может проводиться в любое время учебного года по медицинскому заключению и состоянию здоровья.

 

В конце каждого семестра студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу по Элективному курсу по физической культуре допускаются до сдачи зачета по Физической культуре.

Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют требования контроля теоретического и методико-практического разделов содержания учебного материала и контрольные упражнения, отражающие профессионально-прикладную физическую подготовленность.

Студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, выполняют требования контроля по теоретическому и методико-практическому разделам содержания учебной деятельности.

Проверка усвоения теоретического материала по Физической культуре проводится в форме ответов на контрольные вопросы в устной или письменной форме. Контрольные вопросы оформлены в виде билетов и тестов, разработанных и утвержденных ФОЦ ИГУ.

Зачет у студентов принимают преподаватели, закрепленные за учебными группами. Отметка о зачете вносится в ведомость факультета и зачетную книжку студента, с баллами, согласно положения о балльно-рейтинговой системе ИГУ.

В структурировании учебного материала прослеживается нетрадиционная логика, а именно: от частного к общему, а затем — к особенному. Она предполагает выделение приоритетов личности в сфере физической культуры, то есть осознание молодыми людьми своего физического «Я» (диагностика и сопоставление со стандартами, нормами, моделями); выбор и реализация индивидуальных направлений самосовершенствования (на основе полученных знаний, умений и навыков с учетом ценностных ориентаций и психофизических способностей).

Выделение приоритета физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов позволяет в процессе физкультурного образования сориентировать их на осознанное, значимое и действенное освоение общечеловеческих ценностей физической культуры. [5]

Кроме того, согласно учету закономерностей познавательно-практической деятельности программой предусматривается большая по объему методико-практическая подготовка студентов, являющаяся деятельностной основой физической культуры личности и позволяющая самостоятельно (согласно интересам) использовать ее средства, методы и формы в целях самообразования, самосовершенствования.

Критерием успешности усвоения учебного материала выступает комплексная оценка за семестр, определяющаяся в зависимости от прироста результата, теоретических знаний, стабильности посещений занятий, умением осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Таким образом, главными отличительными особенностями планирования и организации разработанной нами программы являются:

  1.                Использование возможностей вариативного компонента содержания физкультурного образования в плане введения специализаций по видам спорта на основе дифференциации физкультурно-спортивных интересов студентов и усиления личностно значимой образовательной направленности занятий с целью подготовки перехода к физкультурному самообразованию.
  2.                Разработка технологии дифференцированного физкультурного образования студентов на основе подбора средств, методов и форм адекватного педагогического воздействия для групп студентов с разным уровнем готовности к обучению.
  3.                Обеспечение инструктивно-консультативного подхода к студентам, строящегося на основных положениях педагогики сотрудничества.
  4.                Использование нетрадиционных форм организации занятий.
  5.                Гибкие критерии оценок по всем разделам программы, стимулирующие творческую активность студентов.

 

Литература:

 

1.                  Баранов В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / А. В. Баранов // Социально-экономические явления и процессы. — № 3–4. — 2011.

2.                  Макаридин Д. Н. Дифференцированное физкультурное образование учащихся 10–11 классов общеобразовательной школы в зависимости от обученности и уровня развития физических способностей: дис. …канд. пед. наук / Д. Н. Макаридин. — Тюмень, 1999. — 191 с.

3.                  Никитина А. А. О сущности дефиниции «Физическая культура» в физическом воспитании студентов / А. А. Никитина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — № 5. — 2006.

4.                  Румянцева, Н. Л. Проблема здоровья в высшем образовании / Н. Л. Румянцева // Культура физическая и здоровье. 2008. — С. 13–16.

5.                  Скляров С. В. Формирование культуры здоровья студентов вуза в процессе общего физкультурного образования: дис. …канд.пед.наук / С. В. Скляров. — Белгород, 2010. — 224 с.

6.                  Чермит К. Д. Роль образовательных учреждений в формировании базовой физической культуры людей и развития массовых форм деятельности в области физической культуры и спорта / К. Д. Чермит, Н. К. Куприна, О. И. Исаков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 4. — 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, вид спорта, дифференцированное физкультурное образование, студент, учебный материал, состояние здоровья, Иркутский государственный университет, педагогический процесс, теоретический материал, физкультурно-спортивная деятельность.

Ключевые слова

физическая культура, учебный процесс, технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет

Похожие статьи

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Теоретическое обоснование инновационного содержания профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

В статье автор рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров на основе повышения практикоориентированности образовательного процесса, теоретически обосновывает новое содержание подготовки ба...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профили Б...

Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры

В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...

Взаимосвязь периодизации тренировочного процесса и сбалансированного питания с физической и умственной продуктивностью во время повышенного уровня стресса

Основная задача работы — внедрение и оценка разработанной методики для построения правильной периодизации тренировочного процесса и системы сбалансированного питания среди работников среднего менеджмента, активно занимающихся спортом (фитнес, пауэрли...

Похожие статьи

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Теоретическое обоснование инновационного содержания профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

В статье автор рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров на основе повышения практикоориентированности образовательного процесса, теоретически обосновывает новое содержание подготовки ба...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профили Б...

Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры

В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...

Взаимосвязь периодизации тренировочного процесса и сбалансированного питания с физической и умственной продуктивностью во время повышенного уровня стресса

Основная задача работы — внедрение и оценка разработанной методики для построения правильной периодизации тренировочного процесса и системы сбалансированного питания среди работников среднего менеджмента, активно занимающихся спортом (фитнес, пауэрли...