О самообразовании бакалавров физико-математического образования в условиях креативной образовательной среды
Авторы: Егорова Ирина Сергеевна, Михалкина Елена Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 336 раз
Библиографическое описание:
Егорова, И. С. О самообразовании бакалавров физико-математического образования в условиях креативной образовательной среды / И. С. Егорова, Е. А. Михалкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/637/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации. В условиях глобальной информатизации и глобального рынка, интеграции мировой экономики, реализации долгосрочных планов развития экономики и социальной сферы, включения России в Болонский процесс потенциальный работодатель предъявляет к молодому специалисту новые требования. Сегодня, согласно Болонской декларации, профессионал должен быть: мобильным и конкурентоспособным, способным к принятию нестандартного решения и оценки его эффективности, к проектированию своей деятельности и дальнейшему саморазвитию. Как следствие, возникает необходимость реформ в сфере образования. Стратегической линией последних должно стать создание условий для освоения личностью новых способов деятельности и моделей мышления, что предполагает развитие у неё как критического, так и творческого отношения к миру.
Анализ государственных документов («Национальная доктрина образования РФ (2000 – 2025 гг»), «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» и др.) показал, что современная педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Основная цель образования формулируется как развитие креативных способностей учащихся, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Достижение заявленной цели напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование учителя является необходимым условием его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Вместе с тем, способность учителя к самообразованию не формируется одновременно с получением диплома педагогического вуза. Это должен быть непрерывный, сознательный и специально организованный процесс, осуществляемый в ходе обучения различным профессиональным дисциплинам.
В основе такого непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности. Поэтому одной из важнейших задач высшей школы сегодня становится формирование готовности будущих специалистов к самообразованию и проявлению творческой активности.
В психолого-педагогической литературе отмечают тесную связь самообразования и саморазвития. Первое рассматривая как продукт обучения и высший уровень познавательной деятельности, как готовность личности выходить за пределы учебных требований, предъявляя к себе требования, обусловленные осознанием своих возможностей, новым отношением к себе и своей деятельности. Определяя самообучение через понятие "готовность", ряд исследователей (Н. М.Трофимова, Е. И. Еремина и др.) исходят из того, что это состояние личности, которое характеризуется способностью к выходу за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной деятельности. Считаем, что высшим уровнем готовности личности к самообразованию является формирование креативной компетенции. При этом под креативностью будем понимать творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых идей.[3]
В то же время сложившаяся в практике образования система обучения студентов недостаточно ориентирована на развитие креативности учащихся и чаще выступает фактором, порождающим феномен выученной беспомощности (А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин и др.).
С позиций психологии проблема креативности рассматривается, как правило, в контексте общей теории творческих способностей и одаренности (Я.Л. Пономарев, Б.М. Теплов). Однако в настоящее время науке (психологии и особенно в педагогике) характер связи креативности с различными подструктурами личности мало изучен. В.Н. Дружинина отмечал, что креативность в процессе своего развития может становиться «глубинным свойством личности», но далеко не всегда реализуется в практике обучения и воспитания. Остается актуальным вопрос о понятии, структуре и педагогических условиях формирования креативности как интегративного личностного качества в процессе обучения студента в вузе.
В данной работе остановимся на проблеме формирования креативной компетенции у бакалавра физико-математического образования.
Под креативностью будем понимать творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых идей. Креативную компетенцию рассматривать как способность к творчеству.
В структуре данной компетенции нами было определено 4 компонента: когнитивный (умение использовать математические знания для решения профессиональных творческих задач); мотивационный (наличие системы мотивов, лежащих в основе положительного отношения к творческой деятельности); деятельностный (совокупность таких специальных качеств, как умение формулировать проблему, креативно подойти к ее решению; владение методиками развития творческих способностей учеников через математические знания; умение творчески использовать накопленный опыт и создавать новые методики); рефлексивный (рефлексия по поводу собственной творческой деятельности; рефлексия по поводу своей роли учителя в процессе выполнения учащимися заданий, направленных на формирование креативности).
Считаем, что развитие выделенных составляющих приведет к формированию креативной компетенции бакалавра Педагогического образования в целом на одном из трех уровней:
Пороговый уровень характеризует креативную компетенцию как не сформированную у студента; на занятиях он не проявляет интереса к творческим задачам, способен действовать только по стандартной предложенной схеме.
Типичный уровень показывает, что компетенция сформирована частично, студент проявляет интерес к творческой деятельности и может ее осуществлять совместно с другими участниками образовательного процесса.
Продвинутый уровень отличает сформированность творческой компетенции. Студент имеет высокую мотивацию на решение творческих задач, способен креативно воспользоваться имеющимися математическими знаниями, организовать творческую деятельность других участников образовательного процесса.[1]
Достижения высшего (продвинутого) уровня представляется возможным в специально организованной образовательную среде, способствующей формированию способности к самообразованию и развитию креативной компетенции бакалавра физико-математического образования – креативную образовательную среду.
Под средой в психолого-педагогической литературе подразумевают окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования, формирования и деятельности. Если среда, непосредственно связанна с процессом обучения, воспитания, формирования и развития, то её называют образовательной средой. В такой среде образовательная среда создаются условия для формирования личности, в частности такого качества, как культурное самоопределение.[3]
Под креативной образовательной средой будем понимать образовательную среду, которая не только предоставляет возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку, называется. Основными требованиями к такой образовательной среде являются высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность.
При создании креативной образовательной среды необходимо учитывать ряд принципов: приоритетное внимание к мотивационному обеспечению процесса обучения и самообучения; опора на процессы саморазвития и индивидуализация обучения; постепенное расширение сферы самостоятельности обучающихся и уменьшение доли педагогического руководства ими; обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе; обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельного приобретения знаний; инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии; ведущая ориентация на творчество в учении и познании; активизация совместной деятельности обучающихся; ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий. [2]
С учетом перечисленных принципов нами была разработана программа реализации модели развития креативности бакалавра физико-математического образования при изучении профессиональных дисциплин. Обучение математике обладает заметными преимуществами по сравнению с другими учебными предметами в плане интеллектуального и творческого развития будущих специалистов. Оно предоставляет возможность развивать такие качества мышления, которые позволят не только осваивать новые области знания и обеспечивать успешность профессиональной деятельности, но и приобретать опыт творческого развития. Наряду с абстрактностью, алгоритмичностью, логичностью, в ходе изучения математических дисциплин у студентов формируются также гибкость, оригинальность, широта и глубина мыслительной деятельности студента.
У авторов имеется опыт реализации модели формирования креативной компетенции бакалавра физико-математического образования при изучении дисциплины «Технологии и методики обучения математике». Выбор дисциплины обусловлен тем, что бакалаврам педагогического образования предстоит научить школьников осознанно идти по пути самообразования, самообучения, самовоспитания. И именно при изучении дисциплины «Технологии и методики обучения математике» студенты должны приобрести опыт подобной деятельности.
В реализации модели, наряду с традиционными (лекция, практическое занятие, групповая работа), используются следующие формы организации занятий: подготовленная лекция; поисковый семинар; семинар – презентация проектов; семинар – круглый стол. Среди методов обучения: дискуссия, дебаты, эвристическая беседа, взаимообучение, работа в микрогруппах, разыгрывание различных ситуаций («Поиск», «Будущий специалист»), проблемно-поисковое и проектное обучение.
- В
содержание
обучения дисциплине «Технологии и
методики обучения математике»
мы включаем следующие задания, направленные на формирование
составляющих креативной компетенции: задания, направленные на
формирование определенных профессиональных умений; задания-ситуации,
моделирующие профессиональную творческую деятельность учителя
математики; ситуации реальной школьной практики, ориентирующих
будущих учителей математики на творческую педагогическую
деятельность.
- Остановимся подробнее на заданиях-ситуациях. Разработанный комплект ситуаций реальной школьной практики, ориентирует студента на творческую педагогическую деятельность. Такие задания составляются в соответствии с принципами: практичности (образовательный продукт, получаемый студентами в ходе работы с предлагаемой ситуацией, должен быть практически значимым, полезным в будущей профессиональной деятельности, ориентированным на школу «завтрашнего дня»); межпредметности (предлагаемые ситуации должны способствовать системному усвоению знаний из разных областей; креативности (в предлагаемых студентам ситуациях должна содержаться проблема, имеющая вариативные пути решения, возможность для проявления студентами своих профессиональных позиций, склонностей, своего Я, отличных от принятых стандартных подходов к решению подобных ситуаций). [4]
Рассмотрим пример. На одном из практических занятий при изучении учебного модуля «Организация обучения математике» курса «Технологии и методики обучения математике» студентам предлагается задание-ситуация: «Представьте себя в роли преподавателя дисциплины «Технологии и методики обучения математики», анализирующего конспекты, составленные студентами. Проанализируйте данные конспекты и ответьте на ряд вопросов: учтены ли требования к составлению конспекта урока по математике (если нет, то какие не учтены); прослеживается ли в конспекте логика урока; какие возможны трудности при проведении урока по данному конспекту?» Молодые «преподаватели» должны подготовить и презентовать беседу со студентами по данным конспектам, в которой отражены плюсы и минусы, прокомментированы возможные затруднения при проведении урока и даны рекомендации по их преодолению.
Считаем, что изучение дисциплины «Технологии и методики обучения математике», организованное подобным образом формирует опыт креативной деятельности у студентов, способствует развитию креативной компетенции бакалавра физико-математического образования, а значит, формирует готовность к самообразованию и творческой активности.
Предложенная модель креативной образовательной среды, разработанная в рамках государственного образовательного стандарта послужит основой для разработки и реализации модели формирования креативной компетенции бакалавра Педагогического образования (ФГОС), что позволит удовлетворить социальный заказ общества в сфере подготовки будущих учителей математики.
Литература:
- Егорова И.С., Михалкина Е.А. О реализации модели формирования креативной компетенции бакалавра педагогического образования при изучении раздела «Дифференциальные уравнения». /Материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С.Эльдмана, (отв. ред. С.В. Ларин). – Красноярск: Издательство Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2010. – стр.109-113
Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе / В. Н. Петрова // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". –2007. - №7.– http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/Petrova/
Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра, 1997. – 540 с.
Шкерина Л.В., Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование креативной компетентностно-ориентированной образовательной среды бакалавра – будущего учителя: монография / Л.В. Шкерина, М.А.Кейв, О.В.Тумашева: Краснояр. пед. ун-ит им.В.П.Астафьева. – Красноярск, 2009. – 368с.