Виртуальная образовательная среда – миф или реальность?
Автор: Холодова Галина Борисовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2181 раз
Библиографическое описание:
Холодова, Г. Б. Виртуальная образовательная среда – миф или реальность? / Г. Б. Холодова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 198-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/586/ (дата обращения: 15.11.2024).
Появившееся в последнее десятилетие технологии сделали популярными два новых понятия – виртуальная реальность и киберпространство. Виртуальная реальность состоит из двух слов и если разобрать эти два понятия по отдельности, то слово виртуальный или виртуальные это те существительные, которые обозначают что-то недоступное органам чувств, т.е. эти понятия не материальны и не воплощаются в каком-либо предмете. Отсюда следует, что к виртуальным понятиям относятся: власть, собственность, любовь, добро, зло, ценность денег, справедливость, чувства, долг, красота, закон и др. Все виртуальные понятия это лишь продукт мозга многих людей. Нам они подчас кажутся чем-то материальным, но реального материального воплощения они не имеют. Для того, чтобы воплотить виртуальное понятие в жизнь достаточно создать материальные атрибуты.
Перейдём ко второму слову реальность, в переводе с латинского означает вещественный, действительный. Реальность – всё сущее; материальный мир, объективно существующий в действительности. Реальность приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.
С появлением персональных компьютеров, стало общепринятым среди подростков понятие «киберпространство», т.е. такие игры в которых дети играют в компьютерные войны. В конце 20 столетия эти игры были очень популярными и на волне этой популярности создавались коммерческие клубы, где дети часами просиживали время и деньги. Под «киберпространством» же мы будем подразумевать конечную среду, основой которой будут являться компьютерные технологии, предназначенные для создания или имитации виртуальной реальности
Так что же такое виртуальная реальность? Это реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой будут являться нематериальные понятия – информация, мысли и образы. Смысл виртуальной реальности – это «ощущение присутствия» в виртуальной среде. Это область технологии, которая обсуждалась в течении многих десятилетий, но начинает развиваться только сейчас. Термин виртуальная реальность относится к любой ситуации, когда искусственно создаётся ощущение пребывания человека в определённой среде. Например, автомобильный тренажёр-машина, которая даёт человеку ощущение езды на автомобиле в «реальных условиях». В такую машину (или точнее компьютер, который ею управляет) можно ввести характеристики реального автомобиля и тем самым создать ощущение от езды.
В течении последних 10 лет широко распространились виртуальные образовательные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями по разным предметам: по химии, физике, математике, биологии, астрономии. Одна из целей создания виртуальных лабораторий – стремление к всесторонней визуализации изучаемых процессов, а одна из главных задач – обеспечение возможности подготовки обучаемого к наиболее полному восприятию и пониманию их сущности.
В 1972 году свое понимания бытия представил философ нашего столетия Карл Поппер. По его соображениям мир как целое состоит из трех взаимосвязанных миров. Мир первый, по его словам, определяет объективный мир физической реальности, вещей и всех их физических свойств, таких как энергия, движения, вес и многое другое. со всеми неживыми и живыми существами, включая людей. Мир второй определяет субъективный мир сознания - включая намерения, мысли, память, чувства и мечты. Мир третий представляет собой мир объективных, реальных и всем доступных структур, которые являются не обязательно намеренным результатом деятельности разума живых существ, взаимодействующих друг с другом и с Миром Первым. Множество структур Мира Третьего, таких как гнезда птиц, муравейники и пчелиные соты хотя и являются достаточно сложными, но все еще являются отображениями Мира Первого. Гораздо больший интерес, по словам Поппера, являются абстрактные структуры, представляющие собой чистую информацию, такие как формы социальной организации, например, процесс общения. Эти абстрактные структуры имеют ту же, а часто и гораздо большую степень сложности, чем структуры физические. Интересно отметить, что развитие человечества приводит к тому, что множество подобных структур, таких как языки, законы, математика, искусства, наука и религия являются настолько объективными, что являются абсолютно такими же предметами изучения, как и предметы Мира Первого. И более того, любой процесс познания является процессом построения Мира Третьего. Присмотревшись к этому процессу построения, можно отметить, что конечным этапом эволюции Мира Третьего и является Киберпространство как таковое, избавленного от балласта ограничений материального мира и состоящее чисто из абстрактных структур информации. К сожалению, Поппер не дожил всего полтора десятилетия до того, чтобы увидеть четкое проявление своей философии - Всемирную Паутину Интернет [3]. Интернет это громадное пространство живущее по своим законам, являющееся виртуальной реальностью, проникший во все слои общества и в частности в школьное образование.
В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе.
Особое внимание в современных исследованиях уделяется участникам образовательного процесса, создающим виртуальную образовательную среду, или использованию ее отдельных компонентов. Под виртуальной образовательной средой [1] мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса.
Виртуальная образовательная среда создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса.
Под виртуальной образовательной средой [2] (ВОС) понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, т.е. личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы.
По мнению Макаровой Е.Е. специалиста образовательного центра «Школьный университет» ОМУ: «Виртуальная образовательная среда – средство интеграции образовательных процессов средней школы в образовательное пространство высшей школы и в деловую среду». Создание ВОС образовательного центра «Школьный Университет» ОМУ обеспечивает процесс самореализации учащихся вне зависимости от места их проживания; реализацию различного рода ученических конференций и семинаров; отработку механизмов учёта индивидуальных достижений обучающихся; распространение электронных образовательных ресурсов и развитие дистанционных технологий образования; поддержку и развитие системы профильного обучения посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, а также организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Школьнику даётся возможность построить свою систему прохождения обучения по определённой траектории, включающей в себя: изучение базовых материалов по выбранному курсу программы, по интерактивному электронному практикуму. Овладев навыками, ученик реализует свою потребность в их применении, в виртуальной образовательной среде. У ученика появляется возможность выходить на сайт dviger.com, участвовать в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, проектах, что даёт ощущение участия во взрослом деловом мире.
Таким образом, виртуальная образовательная среда, на мой взгляд, это не миф, а реальность, которая существует сегодня и позволяет обеспечить процесс самореализации учащихся вне зависимости от места проживания; построить свою образовательную линию; проявить активную жизненную позицию; приобрести позитивный социальный опыт.
Литература:
1. Алгоритм деятельности при сетевом взаимодействии для решения образовательных задач в виртуальной образовательной среде МГОУ. Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. – М.: Изд-во МГОУ, 2008.- 61с.
2. Калмыков Д.А., Хачатуров Л.А. Опыт реализации виртуальных образовательных сред. Школьные технологии №2, 2002
3. Репкин Д. Виртуальная реальность или киберпространство. 2002 rd_at_virtual.ru