О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе
Автор: Парфёнова Стелла Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 758 раз
Библиографическое описание:
Парфёнова, С. А. О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе / С. А. Парфёнова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/299/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются этапы реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе.
Ключевые слова: Постфигуративная культура, педагогического образования, инновационная педагогика, технология ТОГИС, Педагогические портфолио, фреймовое обучение.
Особенности экономическй и социокультурной системы требуют постоянного изменения и обновления характера направленности образовательной и профессиональной подготовки будущего выпускника вуза. Рождение нового педагогического сознания и новых обучающих технологий произошло под воздействием ряда исторических и социальных перемен. «Наша традиционно постфигуративная культура,ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, сменяется –конфигуративной и даже префигуративной, определяющей новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим и «у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших»1. В социокультурной ситуации, когда происходит видоизменение типа отношений между поколениями, неизбежно изменение также и типа отношений между учителем и учениками. «Утрачивая характер принуждения, эти отношения приобретают характер сотрудничества, взаиморегуляции равных перед неведомым настоящим».2
Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии. Если анализировать тенденции развития общего образования, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что в будущем учителям необходимо использовать инновационные технологи, ориентированные формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Но учителя для будущего должны готовиться в педагогических ВУЗах уже сегодня, поэтому на кафедре педагогики разработана программа «Подготовка учителя к инновационной деятельности». Основные этапы программы реализуются в теоретическом курсе «Теория и методика воспитания», а практические навыки формируются в процессе педагогической практики.
Последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности, согласно исследователям Сластенину В.А. и Подымовой Л.С. таковы:
Первый этап – развитие творческой индивидуальности будущего учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие критичности мышления. Кафедрой педагогики предусмотрено фреймовое обучение, например, разработка фреймов (таблиц, схем, созданных по единому принципу, которые заполнены дидактическим материалом преподавателем, либо требуют дальнейшего заполнения студентами).
Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику.
Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к обучению, выражая свое мнение в курсовых проектах или в «Педагогических портфолио».
Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Студенты знакомятся с методикой составления авторского проекта (презентации). Студентам предлагается подготовить самостоятельную работу в программе Power Point. Документ должен содержать теоретическую информацию, представленную в визуально приемлемой форме, а также приветствовуется использование таблиц, схем, рисунков, фильмов, фотографий и т.д. Информация может содержаться в предлагаемой литературе и Интернете (технология ТОГИС). Отчёт о самостоятельной работе отражается в подготовленном пакете документов для исследовательской деятельности студентов.
Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический или воспитательный процесс.
Третий год в качестве экспериментальной площадки выступает МОУ СОШ № 2 г. Куйбышев (директор А.В. Яковлев). На этом этапе формируется инновационная позиция будущего учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества. В 2010-2011 учебном году студенты реализуют новый проект «Основы научной деятельности в 5-7 классах». Основная задача студентов – подготовить школьников к научной деятельности. (Выступление школьников на научно-практических конференциях, участие в конкурсах и олимпиадах).
Завершающий этап – это отчет о результате своей работы (подготовка пакета документов по исследовательской деятельности). Результаты проектной деятельности студентов отражены, в созданных преподавателями кафедры педагогики, рабочих тетрадях.
Главным фактором инновационной подготовки будущего учителя является развитие его индивидуального стиля деятельности, творческой активности, проектировочной компетенции.
- Литература:
- 1. Лапин Н.И.,Пригожин А.И. и др. Нововведения в организациях./ Н.И.Лапин, А.И. Пригожин.- М., 1981
- 2.Маркова А.К.Психология труда учителя./ А.К.Маркова. - М., 1993 г.
- 3.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность./ В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. - М., 1997 г.
- Литература: