Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кишиневская, М. А. Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях / М. А. Кишиневская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8096/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается инновационный подход к проблеме устранения лексико-грамматической недостаточности с помощью языкового LEGO-моделирования. Языковое LEGO-моделирование подразумевает использования конструктора LEGOдля моделирования языковых отношений, что позволяет сделать их наглядным и доступным для понимания. Использование LEGO-моделирования на логопедических занятиях во многом позволяет интегрировать различные образовательные области и сделать коррекционные занятия увлекательными.

Ключевые слова: язык, моделирование, LEGO, языковые отношения, логопедические занятия.

 

В настоящее время мы наблюдаем глобальный пересмотр принципов образования, что затрагивает и заставляет пересматривать подходы к коррекционной помощи детям особыми образовательными потребностями. Заметим, что современные дети легко осваивают информационно — коммуникативные средства, и традиционными наглядными пособиями их уже сложно увлечь. Поэтому логопеды стремятся не только использовать разнообразные приёмы и методы, но и постоянно ищут инновационные подходы к коррекции речевых нарушений.

Постепенно логопеды приходят к пониманию, что «речь о речи» не всегда приносит желаемый результат. Современному ребёнку необходимо «живое знание» о родном языке. Перефразируя Н. А. Бернштейна [1], можно сказать, что детям мало слушать рассказы о языке, им надо знать, как он устроен внутри, как функционирует, как рождается. Никакие рассказы о языке не могут заменить «живого действия» с самим языком, отношениями внутри него. А ведь формирование чувства родного языка (то есть интериоризированной структуры языка) и есть задача логопеда, работающего с лексико-грамматическими нарушениями или системным речевым недоразвитием.

Подчеркнём, что вне опыта нет языка и речевой деятельности. Только в опыте языковые явления становятся реальностью, обретают существование и раскрываются как особый мир смыслов, измерения, логики. Понимание данного положения очень важно, особенно в наше время, когда дети всё больше подчиняются «диктату обучения за столом» и всё меньше накапливают реальных умений и представлений о мире вообще и о языковых явлениях в частности.

Язык и речь — это эмоциональный, психофизический и интеллектуальный опыт. Научиться говорить и осознать языковые явления можно в интеграции этих трёх компонентов, ни один из которых не может игнорироваться. Детство отличает единство восприятия, осмысления и созидания, а потому и коррекция речевого недоразвития должна строиться по принципу: «Чувствую + делаю + думаю = понимаю» [3].

Поиск игровых форм работы, представляющих живой, непосредственный интерес для детей, на которые они готовы откликнуться соучастием привёл к пониманию необходимости интеграции разных форм детской деятельности на логопедических занятиях.

Одним из таких интеграционных подходов мы считаем языковое LEGO-моделирование — моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO.

Благодаря LEGO-моделированию языковых отношений особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании и моделировании быстрее развивается моторная функция речи, так как тонкая моторика рук связана с речевыми центрами. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть моторными составляющими письма.

Практика логопедической работы дала положительный ответ на вопрос о принципиальной возможности строить обучение на основе практического моделирования языковых отношений.

Логопедические занятия с использование языкового LEGO-моделирования решают следующие задачи:

-        создание условий для приобретения детьми разностороннего практического опыта языкового моделирования как основы для коррекции речевого недоразвития;

-        создание условий для индивидуальных способов самовыражения и самопознания средствами языкового LEGO-моделирования;

-        всестороннее развитие речевых и языковых способностей детей.

Предварительная работа предполагает подбор речевого материала и/или примеров языковых отношений для LEGO-моделирования. Также требуется определить наиболее эффективные формы построения занятия на основе творческого LEGO-моделирования с учётом возраста и характера речевых нарушений. Параллельно необходимо давать тематические консультации основным педагогам (воспитателям и/или классным руководителям), родителям, что позволяет скоординировать инновационную модель языкового LEGO моделирования с общим направлением речевого развития ребёнка.

Само по себе моделирование — это изучение объектов и явлений окружающего мира на их моделях. В нашем случае объектом познания является язык, особенности его строения и функционирования.

Процесс языкового LEGO-моделирования включает три элемента:

-         субъект (исследователь) — ребёнок с речевым нарушением;

-         объект исследования — языковые отношения и явления;

-         модель — конструктивное воплощение компонентов языка.

Языковая LEGO-модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о настоящей языковой системе в самом широком смысле. Игровая конструктивная LEGO-модель — это упрощённое представление реальных языковых процессов и явлений.

Моделирование языковых отношений в инновационном подходе исследуется как технология в её условном отрыве от образно-ассоциативно-игрового и подчас смыслового наполнения. В структуре же логопедического занятия с эти компоненты принципиально неразрывны.

Рассмотрим конкретные языковые отношения, которые возможно моделировать с помощью конструктора LEGO:

-        темп — частота постановки блоков обозначает скорость говорения (быстро = близкое расположение блоков, умеренно, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);

-        метр и размер — используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование — использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения ударных и безударных слогов);

-        ритм — используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;

-        предложно-падежные отношения — используется естественное пространственное моделирование, возможно цветовое моделирование;

-        динамика — конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости речи и переходы динамики;

-        монологичные, диалогичные и полилогичные отношения, возможность моделирования речевых канонов — использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их позволяет акцентировать внимание на пространственных компонентах аудиальной сцены;

-        речевая форма — создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения;

-        представления о структуре предложения — отражение грамматической основы, характер и степень распространённости предложения;

-        выделение интонационных компонентов высказывания, логического ударения — отражение цветом и размером модулей в линейном и/или трёхмерном пространстве.

Построение и исследование языковых моделей облегчает изучение реализации в естественной речи свойств и закономерностей использования языка. Моделирование можно считать обязательной частью исследования языкового мира детьми, неотъемлемой частью его жизни, поскольку сложность любого произведения и окружающего ребёнка мира бесконечна вследствие малого опыта взаимодействия, — как внутри себя, так и с внешней средой [3].

В процессе языкового моделирования с помощью конструктора LEGOрешаются следующие задачи:

-        научить ребёнка использовать все свои возможности;

-        активное применение фантазии, логики и способности к творчеству;

-        ребёнок учится выражать свои чувства и мысли через осязаемое моделирование;

-        дети исследуют возможности конструирования, изучают пространство вокруг нас;

-        развиваются речевые и языковые способности;

-        дети учатся использовать ум для планирования и реализации своих целей;

-        у детей развиваются способности к концентрации внимания, тренируются нервно-психические процессы.

Одни и те же произведения или отдельные языковые отношения могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе языкового LEGO-моделирования лежит создание игровой модели для речевого творчества. Её педагогическое наполнение трёхъярусное: смысловое, образно-ассоциативное и аналитико-грамматическое. Языковая теория «прячется» в образе и предлагаемом способе действования. Главным признаком игровой модели в нашем случае является её открытость для дальнейших трансформаций, импровизации без потери смыслового и логико-грамматического наполнения.

В процессе языкового LEGO-моделирования можно выделить несколько этапов.

Первый этап построения языковой модели предполагает наличие определённых знаний о конкретном произведении или компоненте языковых отношений. Естественно, что любая языковая LEGO-модель замещает оригинал лишь в строго определённом смысле. Из этого следует, что для одного произведения или компонента языковых отношений может быть построено несколько по-своему уникальных моделей, которые концентрируют внимание ребёнка на определенных сторонах исследуемого компонента или же характеризующих высказывание с разной степенью детализации.

На втором этапе языковая модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» речевых коррекционных игр, во время которых мы сознательно изменяем условия функционирования модели и систематизируем данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о языковой модели.

На третьем этапе логопед помогает детям осуществить перенос знаний с языковой модели на оригинал (произведение или компонент языковых отношений) — происходит формирование множества знаний о языке и закономерностях его существования.

Четвёртый этап — практическая проверка получаемых с помощью языковых моделей знаний и их использование для построения теории языка, доступной для понимания ребёнком. Инновационный подход подразумевает индуктивный принцип построения логического умозаключения самими детьми.

После прохождения всех этапов моделирования, полученные знания и представления о явлениях или языковых отношениях закрепляются в конкретных речевых навыках.

Вместе с тем, можно использовать моделирование и для обратного процесса: от общего к частному. Например, логопед предлагает детям с уже сформированными навыками выделения ударного слога, построить модель некоторых слов, сделать своё знание видимым. Данный вид работы позволяет дополнить осознанным понимаем до сей поры неосознаваемое умение и так или иначе расширить представления ребёнка о языке.

Таким образом, моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в логопедической работе, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития ребёнка. Использование LEGO-моделирования на логопедических занятиях способствует формированию прочных понятий о языковых явлениях и помогает устранению лексико-грамматического недоразвития.

 

Литература:

 

  1. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. — 160 с.
  2. Томме Л. Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи // Дефектология. — 2015. — № 1. — С.51–59.
  3. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи: творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: КД «Либриком», 2012. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, языковой LEGO-моделирования, ребенок, моделирование языковых отношений, помощь конструктора, языковая модель, инновационный подход, компонент языковых отношений, отношение, явление.

Ключевые слова

моделирование, язык, Лего, языковые отношения, логопедические занятия, LEGO

Похожие статьи

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Интегрированный урок в 8-м классе по предмету «География» на тему «Минеральные ресурсы и их использование»

В данной статье описан процесс разработки и внедрения методического пособия для урока «География» с использованием элементов предметно-языкового или контекстно-языкового интегрированного обучения (CLIL), которое считается одним из наиболее перспектив...

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку

В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...

Применение онлайн-технологий в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся 9-го класса

В статье рассматривается развитие лексико-грамматических умений на уроке английского языка у учащихся 9-го класса. В качестве инструмента развития лексико-грамматических навыков предлагается разработанный комплекс упражнений с помощью дидактической п...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Имитационное моделирование на занятиях по английскому языку. Создание виртуального путешествия

В статье представлена характеристика основных способов эффективного использования компьютерных технологий на занятиях по английскому языку. Привлечение информационных технологий помогает создать более реалистичную языковую ситуацию и повысить уровень...

К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)

Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...

Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка

В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...

Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...

Похожие статьи

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Интегрированный урок в 8-м классе по предмету «География» на тему «Минеральные ресурсы и их использование»

В данной статье описан процесс разработки и внедрения методического пособия для урока «География» с использованием элементов предметно-языкового или контекстно-языкового интегрированного обучения (CLIL), которое считается одним из наиболее перспектив...

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку

В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...

Применение онлайн-технологий в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся 9-го класса

В статье рассматривается развитие лексико-грамматических умений на уроке английского языка у учащихся 9-го класса. В качестве инструмента развития лексико-грамматических навыков предлагается разработанный комплекс упражнений с помощью дидактической п...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Имитационное моделирование на занятиях по английскому языку. Создание виртуального путешествия

В статье представлена характеристика основных способов эффективного использования компьютерных технологий на занятиях по английскому языку. Привлечение информационных технологий помогает создать более реалистичную языковую ситуацию и повысить уровень...

К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)

Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...

Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка

В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...

Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...