Школьная валюта как средство мотивации к обучению
Авторы: Гончарова Ирина Евгеньевна, Волкова Анастасия Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 10.02.2015
Статья просмотрена: 2822 раза
Библиографическое описание:
Гончарова, И. Е. Школьная валюта как средство мотивации к обучению / И. Е. Гончарова, А. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7353/ (дата обращения: 16.12.2024).
Успех любой познавательной деятельности зависит от мотивации. В учебе мотивация имеет решающее значение. Без нее не будет желания добиваться успеха и получать хорошие отметки. Без желания со стороны ученика, даже самый интересный учебный материал становится бесполезным. Поэтому крайне важно поддерживать положительную мотивацию обучающихся на всех этапах учебной деятельности.
Мы занимаемся разработкой технологий и приемов, способствующих поддерживать положительную мотивацию учащихся к процессу получения знаний и к результату. Активизация работы учащихся на уроке, преодоление ошибок и пробелов в знаниях в момент их возникновения или предупреждение их появления позволяет ученикам отлично усваивать учебный материал прямо на уроке, экономит массу нервов, сил и времени и потому является задачей поистине стоящей.
В каждом классе есть ученики, которые малоактивны, стеснительны и нерешительны. Такой ребенок за урок решится поднять руку и ответить один-два раза. Оценить такой ответ невозможно — плохую отметку ставить не хочется, а до пятерки ребенок «не дотянул». Поэтому мы ввели на наших уроках «валюту». За каждый правильный ответ ребенок получает денежный знак. Накопив пять дариков или сантиков, их можно соответственно обменять на пятерку по биологии или математике. Благодаря этому приему активность детей на уроках повысилась. Каждый стремится заработать больше «денег».
Валюта может применяться на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закреплении, повторения, контроля.
Такой прием позволяет учителю включать в учебную деятельность сразу всех, не прилагая к этому особых усилий. Устанавливается живой контакт ученика и учителя. Также это помогает учащимся не выходить из активного рабочего состояния, пока работа не будет завершена на высоком качественном уровне.
Это воздействует на эмоциональную сферу и помогает гармонизировать работу обоих полушарий, что уменьшает утомление, положительно сказывается на результатах работы.
Для активизации детей на уроках мы придумали игру «Собери картинку». В начале года детям раздается картинка, связанная с изучаемым предметом. Необходимо собрать полную картинку. Один элемент — один жетон. Жетоны изготавливаются из самоклеящейся пленки разных цветов. Жетон выдается за пятерку. Такой прием был введен сначала для учащихся 5 классов. Когда эти дети перешли в 6 класс, они попросили продолжить игру. Более того, перейдя в 9, они попросили продолжать, и мы придумывали новые картинки. Дети, собравшие полную картинку, награждаются грамотами «Лучший ученик» и, естественно, все стремятся к этому званию.
Использовалось при изучении природоведения в 5 классе
Использовалось при изучении математики в 6 классе
Использовалось при изучении алгебры в 8 классе.
Использовалось при изучении биологии в 8 классе.
Есть дети, которые очень активны в общественной жизни школы и класса. Они всегда готовы помочь, участвуют во всех мероприятиях. За каждое полезное дело нами выдавался один жетон к кубку, листочек — сбор макулатуры.
Такая система существенно повысила результативность обучения. Теперь даже дети с дивиантным поведением на уроках более активны, старательны и успешны. Количество хорошистов в классах значительно увеличилось.
Так незаметно повседневный рутинный труд из бесполезного, скучного, подневольного, трудного и малоуспешного превращается в полезный, увлекательный, легкий, успешный и радостный.
Полезный — потому, что приобретаются нужные умения и навыки.
Увлекательный — потому, что есть постоянный живой контакт с учителем, работа идет в спокойной деловой обстановке, приходит понимание сути и механизма принятия правильного решения.
Легкий — потому, что его умственная работа хорошо организована, ошибки выявляются в момент их возникновения, когда еще нет к ним привычки и расстаться с ними не представляет особого труда.
Успешный — потому что это доступно каждому обучающемуся.
Радостный — потому, что успех достигнут.
Темп работы становится быстрым, так как благодаря школьной валюте есть реальная возможность помочь всем учащимся успешно овладеть любым алгоритмом учебной деятельности или удачно откорректировать тот, которым они уже владеют, но при этом допускают ошибки.
При помощи школьной валюты все ученики легко включаются в работу, трудятся активно, осознанно используют умственные действия, необходимые и достаточные для успешного выполнения каждого учебного задания, без особых усилий овладевают и необходимыми умственными действиями, и новым учебным материалом.
Сама валюта привлекает внимание ребенка, работа с ней воспринимается им как игра, а к игре дети относятся положительно. Она изгоняет с урока лень и скуку, развивает быстроту реакции, сообразительность, укрепляет внимание, память, приучает соблюдать правила, достигать успеха, вызывает приятные эмоции, направляет интерес учащихся на полезное и разумное, помогает приобрести привычку активно работать на уроке.
Данный педагогический прием помогает в достижении успеха не зависимо от того, используют ли его коллеги. Это принцип позволяет каждому учителю самостоятельно осваивать приемы, технологии успешной деятельности, не ждать, когда остальные «созреют», а самому постепенно использовать на своих уроках эффективные способы и приемы, улучшпать положение своих учащихся и свое вместе с ними; легко достигать значительно лучших результатов и таким образом не только облегчать и делать более успешным свой труд, но и подавать положительный пример другим, повышать свой авторитет в глазах своих руководителей и коллег.