Роль попечительского совета МАОУ СОШ № 10 в формировании культуры гражданского самосознания личности учащегося | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Байбородова, С. А. Роль попечительского совета МАОУ СОШ № 10 в формировании культуры гражданского самосознания личности учащегося / С. А. Байбородова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7184/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ключевые слова: образовательная организация, попечительский совет, гражданское самосознание.

 

Традиции попечительства в отечественном просвещении имеют давнюю и богатую историю. Традиционно выделяется два направления благотворительности: государственно-общественная линия и общественно- государственная. Издавна государственные деятели, дворянство и купечество почитали за честь патронировать образовательные учреждения, активно участвовать в обустройстве их жизни. С течением времени произошел «самороспуск» попечительских советов. В современном Законе «Об образовании в Российской Федерации» попечительские советы могут формироваться как коллегиальный орган управления образовательной организацией. [1.ст.26]. Использование законодателем в данной норме слов «могут формироваться» означает необязательность, факультативность. Вместе с тем выделим ряд противоречий:

-        между необходимостью осуществления общественно-государственного характера управлением образовательной организации и недостаточностью привлекаемых структур гражданского общества;

-        между необходимостью развития материального благосостояния школ и отсутствием выстроенной системы привлечения дополнительных внебюджетных средств на финансирование того, что не подпадает под общие нормативы государственного финансирования;

-        между необходимостью создания оптимальной образовательной среды, направленной на становление общегражданских качеств учащихся, и отсутствием в образовательном процессе практических образцов проявления гражданского самосознания.

Данные противоречия выявили проблему необходимости существования в образовательной организации такой структуры, которая бы способствовала укреплению соуправления образовательной организацией, системному привлечению дополнительных внебюджетных средств, представляла собой образец проявления качеств человека-гражданина.

Таким образом, считаем необходимым функционирование в системе управления образовательной организацией такого коллегиального органа как попечительский совет, членами которого на добровольной основе могут являться выпускники школы. В данной работе хотелось бы коснуться определенного аспекта, именно поэтому нами выбрана тема: «Роль попечительского совета МАОУ СОШ № 10 в формировании культуры гражданского самосознания личности учащегося».

Актуальность темы:

Сегодня воспитание Гражданина-это заказ времени, общества. Гражданское образование не связано с отдельно взятой учебной дисциплиной, а должно представлять системную, целенаправленную деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением. Гражданственность выступает как деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта.

Сформулируем гипотезу: если в образовательной организации будет создан попечительский совет, усилия которого (в числе других) будут направлены на решение задача гражданского образования, то его деятельность будет способствовать формированию культуры гражданского самосознания личности учащихся школы.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация. Общепризнанно, что активную жизненную гражданскую позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает навыки гражданского поведения. Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания школьников является их включение в окружающий мир во всем его многообразии. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь. В контексте данной работы под гражданским образованием мы будем понимать различные направления работы школы, направленные на формирование гражданских качеств и выработку гражданской позиции у подрастающего поколения молодых граждан. Понятие гражданин имеет здесь не столько юридический характер, сколько социально-культурный и нравственный, а гражданственность не отождествляется с гражданством того или иного государства.

Решению названных выше задач существенно способствует попечительский совет, созданный в школе в октябре 2013 года. Членами Совета являются выпускники школы разных лет: Кольцов Е. И., выпускник школы 2007 года, директор ООО «Партнер», Агеев С. Ю. — выпускник школы 1998 года, Акулов И. В., выпускник 1986 года, директор компании ЗАО Ремонтно-строительное предприятие СРЦУ Центр, Дрыгин К. Д., выпускник 1990 года, индивидуальный предприниматель.

В толковом словаре русского языка В. И. Даля записано: «Попеченье — забота, усердие, раченье и старанье. Попеченье опекуна о питомцах своих». Раньше на Руси друга называли «сострадальником» за поддержку и помощь, понимание и участие. Вот такими «сострадальниками», только современными и являются члены нашего попечительского совета, которых в школе знают все субъекты образования всех возрастов.

Как же изменилась жизнь школы с появлением в ней попечительского совета?

На первом же заседании члены попечительского совета сошлись во мнении, что видят свою основную цель в повышении имиджа образовательного учреждения, в создании условий для формирования у нынешних учеников школы таких гражданских качеств, как патриотизм, сопричастность общему делу, социальная активность, осознание своей принадлежности к школьному сообществу, имеющему возраст более 75 лет.

По инициативе и поддержке (материальной, организационной) наших попечителей в школе были проведены ярчайшие мероприятия.

Баскетбольный турнир, посвященный памяти выпускника школы, Героя России гвардии полковника С. Н. Стволова собрал учеников 5–11 классов, были привлечены спортсмены из цеха № 8 ПНТЗ, представитель Федерации баскетбола г. Первоуральска А. Н. Попов.

Попечительский совет был уверен, что это мероприятие будет способствовать сохранению памяти о легендарном выпускнике школы.

Турнир послужил своеобразным толчком для занятия баскетболом среди школьников. Более тридцати учащихся стали посещать секцию в школе и пять юношей записались в городскую секцию при ДЮСШ. За много лет команда старшеклассников стала призером в городских соревнованиях.

Следующим шагом в деятельности попечительского совета стала поддержка школьной научно-практической конференции, которая, к слову сказать, в школе № 10 к этому моменту уже стала традиционной. Представили попечительского совета были членами жюри, внесли предложения представить проекты городской общественности. Проекты учеников начальной школы были представлены на Межтерриториальной научно-практической конференции «Одиссея Разума», посвященной Году культуры в России. Ученики нашей школы приняли активное участие в конференции и стали призерами и победителями. Проект «Березовая роща» Итяйкиной Юлии был представлен на детско-юношеском консультационном совете при главе администрации.

14 марта2014 года проектом уже заинтересовался глава администрации Алексей Дронов и как сказано в пресс-релизе, идеи школьницы привели его в настоящий восторг. Папка с наработанными материалами тут же попала на стол к главному архитектору Константину Гартману. В мае 2014 года старшеклассники школ города начали работу по благоустройству рощи с генеральной уборки при активной поддержке отдела по молодежной политике Управления образования, Новотрубного завода и других заинтересованных лиц города.

Поддержка данной конференции попечительским советом имеет резонанс и в этом учебном году: количество участников конференции увеличилось на 50 %. Надо отметить и возрастающий интерес учителей школы в подготовке проектов с учащимися.

В декабре 2013 года по инициативе и поддержке попечителей проведены «Семейные старты» для учащихся и родителей младших классов с приглашением известных спортсменов. Родители на соревнования приготовили детям сюрприз — настоящий олимпийский факел, один из родителей учеников был участником передачи эстафеты Олимпийского огня в Свердловской области. Семейные старты прошли в Олимпийский год, поэтому передача олимпийского факела на школьном стадионе стала значимым событием для учащихся школы. Сплочение ученического и родительского коллективов, развитие ответственности, воспитание чувства гордости за свою страну — основные мотивы этого праздника.

В апреле 2014 года МБОУ СОШ № 10 стали инициаторами проведения общеобразовательной акции «Тотальный диктант» в городском округе Первоуральск. Проходит акция уже более 15 лет, но только 2 года назад она стала всероссийской, а сейчас уже и международной. Организатор и идейный вдохновитель тотального диктанта Игорь Акулов. Поучаствовать в акции и проверить свои знания, приглашались не только школьники, но и взрослые, состоявшиеся в жизни люди, многие из которых известные люди: врачи, политики, спортсмены. «Грамотным быть модно!» — таков девиз тотального диктанта. В течении полугода проходила подготовительная работа по привлечению спонсорских средств, по приобретению дополнительного оборудования, по изготовлению рекламной продукции.

Бывший актер, выпускник школы Владимир Соколов был диктатором текста диктанта. Ученики школы были привлечены к проведению диктанта в качестве волонтеров. Проведение этой акции было направлено не только на проверку грамотности, но и на воспитание ответственности у молодых людей, на повышение интереса и любви к русскому языку.

Заметим, что поддержка данных мероприятий попечителями, людьми очень занятыми, и как говорится «состоявшимися», сама по себе представляет ярчайший образец проявления гражданских качеств. Кроме того, их управленческий опыт, мужской взгляд на воспитательные процессы в школе имеют свое положительное влияние не только на учащихся, но и на учительский коллектив.

В связи с гражданским образованием особенно остро встает вопрос о способах достижения поставленных целей. Вспоминается притча: «Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от 90 % боли.

— Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? — спросила сороконожка.

— А это уже твоя проблема. Я только даю советы, — ответила сова».

Видимо, можно дать много полезных советов и назвать много способов по развитию гражданского образования, вот только невозможно превратить сороконожку в одно мгновение в белку или другого зверька. Нет быстрых решений и чудодейственных средств. Однако любые изменения следует начинать с осмысления той ситуации, в которой ты оказался.

На наш взгляд, вот из таких поступков взрослых людей и складывается гражданское самосознание школьников. Воспитание гражданских качеств я могу сравнить с маленьким зеленым листочком. А чтобы он не увядал, а развивался, нужны благоприятные условия: тепло, питание, солнце, любовь. Всё это и формирует человека с детства, закладывая «правильные, верные кирпичики», из которых и складывается человек — патриот, гражданин, любящий свою страну, малую родину, отчий дом, уважающий окружающих людей, умеющий считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое. Главное не быть равнодушным, ибо это серость и скука. Настолько многогранно и многолико это понятие, нет чётких границ и определений и где та грань, за которой ты гражданин или нет…. [2]

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.);

2.      Материалы сборника «Успешный опыт работы управляющих советов в образовательных учреждениях Перми и Пермской области»

3.      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/

4.      http://edu-sovet.ru/content/ps-mou-shkola-no1-chusovogo?page=19

Основные термины (генерируются автоматически): попечительский совет, образовательная организация, гражданское образование, выпускник школы, гражданское самосознание, образовательное учреждение, образовательный процесс, олимпийский факел, русский язык, тотальный диктант.

Ключевые слова

образовательная организация, попечительский совет, гражданское самосознание

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение в детском объединении социально-педагогической направленности «Комсомольцы»

Деятельность педагогов МБОУ СОШ с. Тербуны в условиях сетевого взаимодействия

Статья посвящена деятельности педагогов МБОУ СОШ села Тербуны в условиях сетевого взаимодействия, работе школьного университета BITEDUCATION.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9–11-х классов

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение в детском объединении социально-педагогической направленности «Комсомольцы»

Деятельность педагогов МБОУ СОШ с. Тербуны в условиях сетевого взаимодействия

Статья посвящена деятельности педагогов МБОУ СОШ села Тербуны в условиях сетевого взаимодействия, работе школьного университета BITEDUCATION.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9–11-х классов

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы