Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя
Автор: Янова Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 27.12.2014
Статья просмотрена: 2179 раз
Библиографическое описание:
Янова, Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7007/ (дата обращения: 17.12.2024).
Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные организации. В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма.
В своей педагогической деятельности в качестве музыкального руководителя детского сада я активно осваиваю и внедряю информационно-коммуникационные технологии, составной частью которых являются и мультимедиа-технологии. Мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников — это средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей. Использование современных мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения в процессе музыкального развития дошкольников позволяют организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом развивался в разнообразных видах музыкальной деятельности. В данной статье я остановлюсь на рассмотрении возможностей использования мультимедийных презентаций в музыкальном образовании дошкольников.
В своей работе я использую презентации, прежде всего, как средство наглядности. Помимо того, что мультимедийные презентации помогают превратить учебную наглядность из статической в динамическую, использование презентаций активно способствует развитию аудиовизуального восприятия. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать предлагаемый материал.
Например, несколько лет назад мы знакомили детей с жанрами оперы и балета, инструментами симфонического оркестра только с помощью аудиоматериала в сочетании со статичной наглядностью (иллюстрации, фотографии и т. п.). На данном этапе разработанные мною презентации «Оперный театр» и «Волшебный мир балета» помогают мне более наглядно и полно давать детям представление об этих жанрах. Знакомство с различными музыкальными инструментами и видами оркестров также более эффективно осуществляется с помощью разработанных видеороликов «Симфонический оркестр» и «Русские народные инструменты». Данные видеоролики позволяют наглядно представить музыкальные инструменты, звучание любого из них как соло, так и в оркестре. Кроме видеороликов в формате презентаций разработан дидактический материал и творческие задания для более полного представления о музыкальном инструменте: иллюстрации, познавательная информация о том, как устроен инструмент. С помощью мультимедиа-технологий детям можно не только рассказать и показать историю инструмента, как он используется, но и организовать дидактическую викторину на развитие тембрового слуха в необычной, сказочной обстановке.
Такие презентации, как «П. И. Чайковский», «М. П. Мусоргский», «Великий Моцарт» и другие, помогают знакомить детей с великими композиторами и их творчеством. Например, в презентации по теме «П. И. Чайковский. «Детский альбом» демонстрируется слайд с портретом композитора, а далее идёт представление пьес сборника с демонстрацией соответствующих иллюстраций или видеоряда. Работа с презентаций подразумевает обязательное использование дидактических и развивающих заданий: «определите жанр пьесы, расскажите о герое пьесы, придумайте движения к музыке и т. п». Заключительный слайд презентации можно оставить пустым, предложив ребятам дома нарисовать рисунок к понравившейся пьесе, который будет позже включен в содержание презентации. На следующем занятии структура презентации меняется: дети слушают произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию.
Цикл презентаций «Музыкальное путешествие», посвященный музыкальному искусству разных стран и народов, способствует познавательной активности ребенка-дошкольника, воспитанию толерантности и осознанию того, что язык музыки понятен всем жителям планеты.
Для развития музыкально-сенсорных способностей неоценимую помощь оказывают музыкально-дидактические игры и задания, созданные, например, в программе Power Point. В ходе таких игр и заданий дети развивается чувство ритма, мелодический слух, способность различать характер и настроение музыки; развивают способность различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра. Презентации-сказки «Путешествие в Королевство Музыки», «Карандаш и кисточка», «Песня-танец-марш», «Веселые матрешки» и другие надолго привлекают внимание дошколят и позволяют более эффективно решать задачи музыкального развития детей.
Рассмотрим для примера методику работы над презентацией — ритмической сказкой «Снежинки». Данная презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
На предварительном этапе работы идет освоение дошкольниками понятий длинный (ТА) и короткий (ТИ) звуки, знакомство с паузой.
На ознакомительном этапе дети просматривают сказку в режиме «стоп-кадр»: дети располагаются перед экраном. Педагог говорит, что Царевна Снежинка прислала в детский сад видеописьмо с ритмическими загадками, которые нужно отгадать. Дети смотрят вступительную часть — видеоряд под соответствующую музыку. Далее появляются ритмоформулы из снежинок. Дети сначала произносят их (ТА — большие снежинки, ТИ — маленькие снежинки), а затем прохлопывают ритм (сначала ритм воспроизводят более развитые дети, остальные учатся и запоминают). После нескольких удачных воспроизведений ритма сольно, детям предлагается сыграть ритмоформулы тутти на детских музыкальных инструментах. Затем педагог предлагает ребятам пройти на «зимнюю полянку» (нужно заранее разложить снежинки по ковру) и сочинить свой, непохожий ни на чей другой, танец со снежинками.
Заключительный этап — повторные просмотры с включением мнемокарточек и звучащих жестов: дети играют ритмофомулы по цепочке, по подгруппам; все воспроизводят метр, а солист (сначала педагог, затем ребенок) воспроизводит заданный ритм (ритмическое двухголосье); дети воспроизводят ритм, чередуя и комбинируя звучащие жесты и т. д.
Очень любят дошкольники и так называемые сказки-шумелки. Сказки-шумелки и подражалки — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Это материал, позволяющий педагогу побуждать детей к импровизации на шумовых инструментах, имитируя те или иные звуки, издаваемые в природе и жизни человека. Использование презентаций к данным сказкам делает этот вид деятельности еще более привлекательным для детей, активизируя их внимание и творческую активность.
Использование метода мнемотехники для быстрого разучивания стихотворений широко известен: самый часто приводимый пример мнемотехники — заучивание цветов радуги по первой букве слова (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Так же широко известна мнемотехника запоминания цифр по мелодии: например, номера телефона.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию песен увлекает детей, превращает занятие в игру. Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время обучения. Ниже приведен алгоритм разучивания текста песни по презентации-мнемотаблице:
- Педагог поет песню с музыкальным сопровождением. Дети определяют характер музыки, рассказывают о чем поется в песенке.
- Педагог поет песенку а’капелла, меняя слайды соответственно тексту.
- Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», объясняя детям значение каждой картинки.
- Дети работают по картинкам, восстанавливая текст песни.
- Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла.
- Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок). Варианты исполнения: акапелла, под фонограмму, цепочкой, мальчики-девочки и т. д.
Как мы видим, прежде всего, активизируется слуховое восприятие детей, затем проводится краткий анализ музыкального произведения, то есть дети учатся не только вслушиваться в текст, но и рассуждать о нем.
Далее идет комбинированное влияние (визуальное и аудиальное), причем пение акапелла, то есть слуховое восприятие в его, так сказать, чистом виде, где мелодия, по сути, тоже является мнемониконом — средством запоминания.
Третья и четвертая позиции дают детям возможность разобраться в значении каждой картинки, соотнести визуальный ряд с речевым.
В пятой позиции добавляется еще одна задача: соотнести звуковысотность голоса с речью и визуальным сопровождением, т. е. воспроизвести мелодию и воссоздать текст песни по картинкам.
И последний, заключительный этап — когда мы ребенка вовлекаем в активные творческие действия — придумываем вместе с детьми образные движения по тексту.
Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, видео-партитуры для оркестра, визуальные подсказки для маленьких музыкантов при разучивании танцев и песен, видео-иллюстрации для слушания музыки, видео-тесты, конкурсные задания, викторины, дидактический материал и другие мультимедийные материалы, используемые на музыкальных занятиях, являются стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.
Таким образом, использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников позволяет разрабатывать современные дидактические материалы, повышает эффективность образовательного процесса, делает его более наглядным и насыщенным. Но при этом необходимо помнить, что мультимедиа-технологии — это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом. Поэтому основная роль в музыкальном воспитании дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем.
Литература:
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
3. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.