Формирование научного мировоззрения студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Яхшиева М. Ш., Камолова Ш., Эшонкулов Э. С., Жумартова У. У., Уразолиев Х. А. Формирование научного мировоззрения студентов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 184-186. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6908/ (дата обращения: 12.12.2018).

Формирование мировоззрения является одной из основных задач учебно-воспитательного процесса, поскольку оно накладывает отпечаток на всю психику и деятельность, на отношение к будущей профессии, учебе, коллективу. Мировоззрение выступает наиболее сильным побудителем и высшим регулятором в поведении и деятельности. Оно влияет на ценностную ориентацию людей и в значительной степени определяет направленность в целом, сказывающуюся на характере и всем облике личности. Мировоззрение действенно, если знания, представления, идеи, составляющие его основу, стали убеждениями. В отличие от знаний убеждение — это более сложное образование, представляющее собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых процессов.

Для плодотворного расширения и развития научного мировоззрения у студентов, а также их культуры, мы сочли нужным выражение интеллекта. Совершенство каждой личности следует определять последовательностью: умный человек, сознательный человек, мыслящий человек, человек с научными знаниями, человек с идеями, образованная и духовная личность, культурная и зрелая личность, ученый, мыслитель, мудрец и современный человек. Хотелось бы привести некоторые сведения о вышеперечисленных терминах.

С помощью знаний умный человек может стать человеком с научным мировоззрением, наряду с этим он сможет правильно смотреть на жизнь и жить хорошо, не делая ошибок.

Изучив все пункты, мы приходим к выводу, что: умный человек, исходя из своих знаний, понимает, что нужно делать в жизни. Мудрец же знает даже, и то, что не нужно делать. Умный человек — это такой человек, который выйдет из любой сложной ситуации целым и невредимым, мудрец же даже не попадает в такие ситуации. Человек зрелого ума должен жить со стремлениями к мудрости и эрудированности. Для умных — наука, мудрые и поучительные изречения, служат примером и фундаментом для размышлений.

Умные, знающие люди должны не только передавать свои знания следующему поколению, но и уметь их использовать в жизни, пользоваться ими плодотворно, теорию связывать с практикой и упрощать жизненные трудности. Зрелая личность должна уметь воспитывать не только окружающих, но и себя [1].

Существуют следующие виды сознания: политическое сознание, гуманитарное сознание, индивидуальное сознание. Основу всех этих сознаний составляет сознательный человек. Из-за этого человеческое сознание очень многое знает и понимает. Индивидуальное сознание перерастает в общественное сознание, становится национальным богатством, и на его основе растет культура и духовность в обществе.

Мысль — дума о ком или о чем-либо. Мыслить — значить прийти к какому-либо мнению, сопоставлять события, думать, обсуждать, внимательно смотреть. Мыслящий человек — человек, совершающий все поступки, обдумав их и обсудив.

Свободомыслие включает в себя все стороны интеллектуальной и духовной жизни человека, основное личное право, гарантирующее его свободу и освобождающее его от идеологических притеснений. Каждый человек может выделить для себя духовные ценности, это абсолютное право человека, закрепленное в 29-статье Конституции Республики Узбекистан.

Таким образом выражать свои мысли запрещается законом только в тех случаях, когда это является государственной или какой-либо другой тайной. Хотя мысль является самой простой, она появляется только в случаях возникновения какой-либо проблемы или задачи.

Образование — это знание, обучение, учение, приобретенное в ходе жизненного опыта и жизненного наблюдения.

Образование — самое главное в совершенстве человека. Потому что человек с его помощью находит сам себя, находит место в обществе, семье и добивается славы.

Образованный человек духовно богат и в любом состоянии сознательно анализирует данный случай или сложившуюся ситуацию, а самое главное трезво смотрит на человека и его судьбу, в противном случае же человек духовно беден.

У человека, умеющего мыслить, могут появляться идеи. Есть разница между мыслью и идеей. В то время как мысль выражает личное отношение, идея отражает общественное намерение. Именно поэтому идея – продукт мышления, мысль, имеющая общественную ценность.

Люди из-за наличия у них сознания, ума, мышления смогли найти дорогу в космос, переплыть океаны, раздробить атомы, открыть все тайны забытых мертвых языков, воплотить в жизнь такие идеи как «Телевизор», «Ковер-самолет», «Самоходная телега», «Огненная телега» и многие другие.

Идея возникает как продукт человеческого мышления и имеет следующие свойства, а именно отражение цели и пользы, создание своеобразной системы, развитие и мобилизация, что может быть источником движений и весами правды.

Идеи по отражению цели и пользы бывают следующих видов:

-                   Классовые

-                   Национальные

-                   Имеющие общий облик

-                   Созидательные

-                   Разрушительные и т. д.

По форме существования идеи делятся на:

-                  Политические

-                  Экономические

-                  Религиозные

-                  Художественные

-                  Научные

-                  Философские и многие другие.

Образование — это обучение людей, приобретение навыка и опыта.

Ма’rifat (образование) (от арабского «арафо»- знать) это деятельность направленная на повышение человеческого сознания и культуры знаний на основе воспитательных, экономических, политических, философских, религиозных идей.

Ма’rifat (от арабского «арафо»- знать, понимать, соображать) понятие тасоввуф; один из мотивов тасоввуфа, превосходство духовности, иметь представление о вселенной, премудростях природы, а так же быть в курсе человеческих вечных тайн и секретов. Никакие отрицательные силы не смогут победить образованный народ, а именно образованный народ нельзя сбить с дороги или навести на ложный путь. Потому что образованный народ свой жизненный путь определяет с умом и соображением, и заранее видит будущее.

Прежде всего, арабское слово «ma’naviyat», обозначает совокупность понятий, а это значит, что духовно развитый человек должен быть всесторонне развитым, хозяином жизни. В этом случае должны учитываться знания и представления, потому что такие понятия как «совесть», «нравственность», «убеждение», «воля», «мировоззрение», «мышление», присущи только человеку.

Духовность — это основа философских, правовых, научных, творческих, нравственных, религиозных представлений.

«Духовность» зарождается в человеке через молоко матери, отцовскую честь, наставления старшего поколения.

Культура — это «сливки» всех побед. Культура – оружие просвещения. Культура — это твоя душа. (Николай Рерих).

Личная культура — культура, сформированная у человека на протяжении его жизненной деятельности.

Наряду с этим культурный человек должен быть правдивым, справедливым, умным, мастером своего дела, образованным, потому, что в развитии культуры огромную роль играют профессиональные создатели, творцы, искусные мастера, учителя и наставники.

В этом случае такие мыслители как Алишер Навои, Абу Наср Фароби, Юсуф Хас Ходжиб играют роль путеводной звезды.

Говоря в целом, культурный человек – красота общества, махалли, семьи. Когда говорим о совершенном человеке, мы представляем себе умного, мыслящего, образованного, разумного человека.

Совершенные люди чрезвычайно правдивы, чистоплотны, верующие, умные, устремленные, терпеливые, щедрые и искренние.

Согласно теории «двух прав», открывающие науку, изобретенные совершенства, знания, ведут к научной правде, знаниям, полученным посредством пророков, знания — ведут к религиозной правде.

Совершенный человек воплощает в себе эти 2 истины и постигает их суть.

1.                  Абу Али ибн Сино. В его биографии можно встретить много сведений. «Когда мне было что-либо непонятно, я шел в мечеть и молился, и всевышний помогал мне, и Коран мне давался, и все проблемы находили свое решение».

2.                  Мирзо Улугбек. Он был ученым, падишахом, покровителем развития наук, также наряду с этим он был реформатором системы образования. Таким образом, он покровительствовал образованию и оставил свой след в истории.

3.                  В Бухаре над входом в медресе, построенное Улугбеком, имеется надпись «учиться — священный долг каждого мусульманина». Даже это свидетельствует о том, что справедливый падишах возвеличивает обе науки.

4.                  Абу Наср Фаробий. Написал много поучительных книг, которые внесли большой вклад в воспитание совершенной личности. По его мнению никто не рождается совершенным, им становится.

Ученый — человек, старающийся познать мир, его создание и существование своим умом.

Ориф — человек, стремящийся к возвышенному через сердце, веру, дух.

Фозил — человек, ученый изучивший все научные теории.

Аллома — арабское слово, означающее у народов Средней Азии ученого, изучившего несколько областей в науке [2].

Аллома — ученый, личность с сильно развитой тягой к учению.

Великие ученые стремятся к совершенству. В настоящее время их считают великими мыслителями. У них сильно развиты духовность, науколюбие, чистоплотность, вера, стремление к правде, терпение, искренность.

Эта последовательность позволяет повысить интеллектуальный уровень и развивает научное мировоззрение студентов, а также направляет на верный путь и позволяет пользоваться им в процессе воспитания.

 

Литература:

 

1.                 Абдураҳмонов А. Саодатга элтувчи билим. Тошкент: Мовароуннаҳр, 2002. — 720 б.

2.                 Фалсафа: қомусий луғат. Тошкент: Шарқ, 2004. 476 б.

Основные термины (генерируются автоматически): умный человек, образованный народ, знание, идея, научное мировоззрение, культурный человек, индивидуальное сознание, зрелая личность, арабское слово, сознательный человек.

Похожие статьи

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими

Идея воспитания гармонично развитой личности всегда была органической частью национальной культуры узбекского народа.

Развитие взглядов в истории о достоинстве человека

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных

Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.

Понятие “достоинство человека” и его научно-философская...

Связь современного образования и культуры | Статья в сборнике...

Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных...

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

Формирование личности подрастающего человека требует систематического и целеустремленного воздействия.

Идея формирования научное мировоззрение молодежи в образовательной программе Ибн Сины (Авиценны).

Язык и духовная культура общества | Статья в журнале...

Ключевые слова: язык, духовная культура, общество, личность, духовность.

Во всех сферах духовности общества сознания и нравственных отношениях, языковой культуре и моральной

Однако, не следует забывать, что человек создает культуру, а культурачеловека.

Формирование гармонично развитой личности как цель...

Формирование мировоззренческой культуры специалиста... Итогом культурного развития личности является сформированный уровень ее индивидуальности и самосознания, приемы и. В мировоззрении человека гуманистическое воспитание выдвигает на первый план...

Культурные установки как границы индивидуального сознания

Библиографическое описание: Барановская О. Б., Полянская Е. Б. Культурные установки как границы индивидуального сознания [Текст]

С возрастом люди не задумываются над тем, почему именно это понятие соответствует такому типу отношений или какой-либо ситуации.

Философия как вид мировоззренческого знания

Эти особые знания называют мировоззренческими, а их совокупность — мировоззрением. Содержание мировоззрения образуют взгляды субъекта на мир, на свое место в нем, ставшие убеждениями субъекта и основой его действий [1; 2; 3]. В процессе эволюции человека и...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

В литературе мировоззрение часто рассматривают с позиции научного знания или отождествляют с идеологической составляющей сознания человека. В современном мире представляет интерес взгляд на мировоззрение через творческий аспект...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими

Идея воспитания гармонично развитой личности всегда была органической частью национальной культуры узбекского народа.

Развитие взглядов в истории о достоинстве человека

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных

Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.

Понятие “достоинство человека” и его научно-философская...

Связь современного образования и культуры | Статья в сборнике...

Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных...

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

Формирование личности подрастающего человека требует систематического и целеустремленного воздействия.

Идея формирования научное мировоззрение молодежи в образовательной программе Ибн Сины (Авиценны).

Язык и духовная культура общества | Статья в журнале...

Ключевые слова: язык, духовная культура, общество, личность, духовность.

Во всех сферах духовности общества сознания и нравственных отношениях, языковой культуре и моральной

Однако, не следует забывать, что человек создает культуру, а культурачеловека.

Формирование гармонично развитой личности как цель...

Формирование мировоззренческой культуры специалиста... Итогом культурного развития личности является сформированный уровень ее индивидуальности и самосознания, приемы и. В мировоззрении человека гуманистическое воспитание выдвигает на первый план...

Культурные установки как границы индивидуального сознания

Библиографическое описание: Барановская О. Б., Полянская Е. Б. Культурные установки как границы индивидуального сознания [Текст]

С возрастом люди не задумываются над тем, почему именно это понятие соответствует такому типу отношений или какой-либо ситуации.

Философия как вид мировоззренческого знания

Эти особые знания называют мировоззренческими, а их совокупность — мировоззрением. Содержание мировоззрения образуют взгляды субъекта на мир, на свое место в нем, ставшие убеждениями субъекта и основой его действий [1; 2; 3]. В процессе эволюции человека и...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

В литературе мировоззрение часто рассматривают с позиции научного знания или отождествляют с идеологической составляющей сознания человека. В современном мире представляет интерес взгляд на мировоззрение через творческий аспект...

Задать вопрос