Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность
Авторы: Екимова Марина Михайловна, Койра Ирина Владимировна, Копылова Валентина Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 437 раз
Библиографическое описание:
Екимова, М. М. Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность / М. М. Екимова, И. В. Койра, В. А. Копылова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6280/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в педагогике возрос интерес к изучению проблем одаренности, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одаренных учащихся.
Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляет её по-своему. Большинство специалистов определяют одарённость, как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже имеющиеся достижения в одной или более областях. Выделяют следующие области проявления способностей:
- интеллектуальные способности,
- специфические способности к обучению,
- творческое или продуктивное мышление,
- способности к изобразительному искусству или музыке,
- психомоторные способности,
- социальные способности.
Безусловно, эти описания не исчерпывают всё многообразие одарённости, но могут помочь не только в определении одарённости ребёнка, но и найти у него те качества, которые можно стимулировать и развивать.
Наша школа занимается развитием психомоторных способностей, в частности физических. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или плавание. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Как бы мы не рассматривали роль и место природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Исследования и практика работы в школе показывают, родители делятся на три категории.
Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.
Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей — единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу, не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.
Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена, так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Наша школа решает данную проблему через урочную и внеурочную деятельность. Стали традиционными мероприятия — «Дни открытых дверей», на которые с каждым годом приходит все больше родителей. Учителя физической культуры и администрация организуют для родителей совместные внеклассные тематические встречи, внеклассные мероприятия, соревнования: «Папа, мама и я — спортивная семья», «День здоровья ", «Вместе с мамой не скучаю», «Крещенские посиделки».
Для обучающихся проводятся традиционные общешкольные соревнования — «Веселые старты», «Букварь спорта», соревнования на призы Деда Мороза, кругосветки, конкурс «Спортсмен года». Данные мероприятия направлены на формирование интереса к выбранному виду спорта, мотивирование на здоровый образ жизни, и развитие таких качеств как выносливость, быстрота, сила.
Реализовать свои способности одаренный ребенок может в кружках и секциях, функционируют на базе школы. Для обучающихся 2–11 классов представлен по интересам ряд объединений, кружков и секций:
- каратэ;
- легкая атлетика;
- общая физическая подготовка;
- русская лапта;
- футбол;
- волейбол.
Вырастая профессионально и добиваясь определенных положительных результатов, учителя физической культуры предлагают ребенку продолжить обучение на базе специализированных учреждений дополнительного образования (ДОУ). На протяжении ряда лет у школы сложились добрые дружеские отношения с учреждениями дополнительного образования г. Томска.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и школы.
Развитие двигательных (физических) способностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Одной из основных составляющих развития психомоторной одаренности у детей в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа.
Так, например, уже в 1 классе на уроках физической культуры учитель по своим наблюдениям, результатам контрольных нормативов, а также используя Дневник личностного роста школьника (авторская разработка учителей физической культуры школы № 54 Екимовой М. М., Копыловой В. А.), может выделить психомоторные способности ребенка. Применение гендерного подхода на уроках физической культуры позволяет создать комфортную образовательную среду. Хорошей успеваемости добиваются и благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указывают последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняют, как избежать травм.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития, развивает умение работать самостоятельно.
И как результат работы по развитию детской одаренности мы гордимся успехами выпускников школы: воспитанник школы бокса, Афонин Илья стал призером международных соревнований по кикбоксингу. Попов Дмитрий, победитель и призер всероссийских и международных первенств по подводному плаванью в ластах. Башилов Михаил, Гаврилов Сергей, Волощук Валерий, Макурин Антон являются ведущими футболистами, теперь уже разных российских команд. Манапов Ринат, победитель и призер всероссийских и международных первенств по фехтованию.
В высшие учебные заведения на спортивные факультеты поступает до 10 % выпускников.
Литература:
1. Волков И. П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
3. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
4. Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. — М., 1981.