Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Обухова Людмила Ильинична
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 29.09.2014
Статья просмотрена: 744 раза
Библиографическое описание:
Обухова, Л. И. Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. И. Обухова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6221/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются жизненный уровень, биологический и социальный компоненты здоровья, прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
В наши дни физическая культура считается одним из решающих факторов среди всего комплекса условий, определяющих оптимальную жизнедеятельность ребенка. Применительно к дошкольникам надо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов дошкольного образования, воспитателей.
Укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребёнка является приоритетным направлением в работе каждого педагога.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10–15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растёт. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, физкультурно-оздоровительная работа имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями рук и речью.
Основой физкультурно-оздоровительной работы являются разнообразные формы совместной деятельности педагога с детьми: физкультурные, музыкально-ритмические, интегрированные занятия и игровые ситуации, включающие дыхательную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, самомассаж, релаксацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна и др.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше усваивается детьми в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность лучше войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, речевой, кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей.
Ритм речи, особенно стихотворный, способствует развитию координации и произвольной моторики.
Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Пальчиковые игры, самомассаж, упражнения с предметами способствуют не только исправлению звукопроизношения у детей, но и повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, оздоровлению организма в целом.
1. Самомассаж подушечек пальцев
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
2. Упражнение с кистьевым эспандером
Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук. Упражнения с кистьевым эспандером способствуют развитию мышечной силы кисти.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
3. Самомассаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
4. Самомассаж массажным шариком.
«Массажный шарик» — массажер медицинский для интенсивного воздействия в комплекте с двумя кольцевыми пружинами
Су-Джок акупунктура последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек, и, не обращаясь к врачу и медикаментам помочь себе и близким.
Су-Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота.
Су — кисть, Джок — стопа. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определенные точки.
Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время.
С помощью колец удобно массировать пальцы — это оказывает благотворное влияние на весь организм.
Ежик, ежик, не зевай!
Лучше с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке,
Переставляет свои ножки.(катают «ежика в ладошках»)
Свернул влево, убежал — (перекатывают «ежика» по большому пальцу левой руки)
По прямой он побежал. (перекатывают «ежика» по указательному левой руки)
Теперь средняя дорожка,
Отдохнул он здесь немножко, (перекатывают «ежика» по среднему пальцу левой руки)
По безымянной побежал (перекатывание «ежика» по безымянному пальцу левой руки)
И на тропиночку попал. (перекатывание «ежик» по мизинцу левой руки)
Тут лиса его встречает,
А еж иголки выставляет,
Свернулся ежик наш клубком (зажимают «ежика» в кулачок левой руки)
И быстро покатился в дом. (перекладывают и зажимают «ежика» в кулачок правой руки)
То же выполняют правой рукой.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей устойчивую привычку к ЗОЖ.
Продолжать учить детей самопрофилактике, серьезно и бережно относиться к своему здоровью, повышать защитные свойства организма.
Оборудование: Комплекс упражнений после дневного сна, коррекционные дорожки: дорожка «Следы», с ребристой поверхностностью; оборудование для профилактики плоскостопия: сухие каштаны (в коробке), «Палочки», пороговый коврик «Травка» дорожки для солевого закаливания.
Ход: 1. Комплекс упражнений после дневного сна.
(Дети постепенно просыпаются, лежат в кроватях, звучит спокойная музыка в аудиозаписи)
Воспитатель: Просыпается все живое в природе. Не раскрывается резко ни один цветочек, не вскакивает быстро животное. Солнышко своими теплыми лучами ласкает вас. Постепенно ваш организм просыпается, наливается бодростью и свежестью, хочется потянуться.
1 упражнение «Потягивание»
Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное потягивание носков ног вперед, не отрывая пятки от постели. Обеими ногами вместе. (5–6 раз)
2 упражнение «Поза мячика»
Исходное положение то же. Согнуть ноги в коленях, прижать к животу 3–4 сек. Вернуться в и. п. (3–4 раза)
3 упражнение «Поза угла»
Исходное положение то же. Поднять прямые ноги на 5–6 сек. удержать не сгибая в коленях, опустить. (3–4 раза)
4 упражнение «Поза мостика»
Исходное положение: лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни ног от поверхности плавно приподнимать туловище, поднимая его как можно выше, плавно прогибая позвоночник. (3–4 раза)
5 Дыхательные упражнения
Исходное положение: лежа на спине, положить одну руку на грудь, другую на живот. На счет 1–2 сделать носом медленный вдох, надуть живот как «мячик», на 3–4 сделать губы «трубочкой» — медленный выдох. (4–5 раз.)
6 Гимнастика для глаз.
«Филин». На счет 1–4 закрыть глаза, на счет 5–6 широко раскрыть, посмотреть вдаль. (4–5 раз)
«Метелки». Дети, часто моргая (на каждое слово текста) проговаривают: «Вы, метелки усталость снимите, глазки нам поскорей освежите». (1–2 раза)
2. «Дорожка здоровья» — ходьба по коррекционным дорожкам, оборудованию, солевым дорожкам.
4. Самомассаж лица и шеи (сидя на стульях)
Ручки растираем — растирание ладоней
И разогреваем
И лицо теплом своим — разогретыми ладонями
Мы умываем – провести по лицу
Грабельки сгребают — «граблеобразные» движения
Все плохие мысли от середины лба к вискам
Ушки растираем — растирание ушных раковин
Вверх и вниз мы быстро. по краю
Их вперед сгибаем — нагибание ушных раковин кпереди,
Тянем вниз за мочки – оттягивание вниз за мочки
А потом уходим — пальцы на щеки
Пальцами на щечки.
Щеки разминаем — растирание щечек круговыми движениями пальцев
Чтобы улыбались
Глубже разминаем — размять по кругу кулачками рук.
Чтобы надувались. – Затем «надуть» щечки и кулачками — «сдуть»
Тянем подбородок — разминание подбородка
И к ушам щипаем с оттягиванием вниз
А потом по шейке — поглаживание шеи ладонями
Ручками стекаем. (поочередно) от нижней челюсти к ключицам.
5. Дыхательные упражнения
Исходное положение; стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки вверх — глубокий вдох через нос, на выдохе сказать: «На носочки встали, солнышко достали» (3–4 раза).
Педагог говорит об умениях детей, обсуждает с детьми о пользе такой зарядки.
Литература:
1. Глазырина Л. Д. Коррекция речи ребёнка с помощью физических упражнений. — Асвета, 2006.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем звукопроизношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.