Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента

4. Дошкольная педагогика
08.04.2014
126
Поделиться
Библиографическое описание
Данилович, Т. Г. Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента / Т. Г. Данилович. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5335/.

Ключевые слова: краеведение, социальная адаптация, среда, формы работы, опыт.

С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению. Многообразные, индивидуальные приспособления возникают в условиях естественной жизни или вырабатываются человеком специально, преднамеренно Комплексно и в то же время нетрадиционно решить поставленные задачи по социализации у детей старшего дошкольного возраста помогает целенаправленная работа по краеведению, интеграция различных видов деятельности и проектный метод.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни — наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своим городом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для более сложных социальных чувств.

Мы живем в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного лесосибирца, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту его архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном.

Совместно с родителями мы запустили проект «Мой город на карте», который включал в себя несколько этапов:

-       беседы о родном городе и людях, прославивших его;

-       рассказы на исторические темы;

-       работа с картой города;

-       экскурсии по городу, в музей леса; просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, фотоальбомов; игры наших родителей;

-       детские работы на тему «Мой город»; совместные работы детей и родителей;

-       создание мини-музея.

Мероприятия в рамках проекта: КВН для родителей «Знатоки родного города»; интегрированное занятие «Енисей».

Принципы проекта следующие:

1.                  Реализация задач всестороннего развития детей.

2.                  Проведение работы в разных видах деятельности — учебной, бытовой трудовой, игровой.

3.                  Работу начинаю с ближнего окружения, постепенно горизонты расширяю.

4.                  Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми.

Подробнее хочется остановиться на наиболее значимых этапах проекта.

В нашей группе стало традицией отмечать праздник День города. Это мероприятие и подготовка к нему расширяют детский кругозор, решают задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В работе по ознакомлению детей с городом помогают родители. Для закрепления знаний совершили экскурсию по городу. В качестве домашнего задания родители сделали фотографии, совместные с детьми рисунки. На основе собранного материала появился альбом «Мы и наш город». Затем появился альбом «Где я бывал, что видал» (фото и рассказы детей об отдыхе в других городах).

В нашей группе открыт мини-музей. Здесь собран материал о нашем городе. Игры созданные детьми и их родителями, художественная литература о нашем городе, крае, стихи местных поэтов, карты, макеты, загадки, считалки. Иногда мы приглашаем родителей, детей других групп и проводим для них экскурсию (в роли экскурсовода — ребёнок). Родители помогают экспонатами (рассказы о них) — самодельные плетеные коврики, вязаные салфетки, деревянные ложки, плетеные корзинки, фотографии с видами г. Лесосибирска, книжки о городе.

Так появилась благотворительная акция «Из бабушкиного сундучка», а точнее из прабабушкиного сундука, т. к. многие родители детей ещё молоды и для них самих многое открытие.

Деятельность музея способствует приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию патриотизма и любви к родному краю, городу.

Через музеи люди выражают свое отношение к историческому наследию. Одним из разделов является ознакомление с государственной символикой России: каждый город имеет свой собственный герб, где пытается вместить: героические страницы истории; те профессии и ремесла, которыми он исстари славился; уникальные природные объекты, то чем город гордиться.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, — человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
краеведение
социальная адаптация
среда
формы работы
опыт

Молодой учёный