Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 04.06.2014

Статья просмотрена: 4457 раз

Библиографическое описание:

Санинский, В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе / В. И. Санинский. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 87-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5821/ (дата обращения: 24.04.2024).

Социально-экономические изменение в обществе вынуждают современного человека испытывать чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с постоянно возрастающими темпами производства, развитиями технологий, увеличивающимся объемом информации. Вместе с тем доказано, что чтение помогает преодолению стрессовых состояний. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции — библиотерапевтической. Именно книги должны предоставить каждому «лекарство для души».

Ключевые слова: лечение книгой, коррекция, диагностика

Social and economic extremely high psychological and information loadings connected with constantly increasing rates of production, developments of the technologies, the increasing volume of information compel the modern person to experience change in society. At the same time it is proved that reading helps overcoming of stressful states. Therefore life prompted need of implementation of new function — biblioterapevtichesky. Books have to provide everyone «cure for soul».

Keywords:treatment by the book, correction, diagnostics

Социально-экономические изменение в обществе вынуждают современного человека испытывать чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с постоянно возрастающими темпами производства, развитиями технологий, увеличивающимся объемом информации. Вместе с тем доказано, что чтение помогает преодолению стрессовых состояний. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции — библиотерапевтической. Именно книги должны предоставить каждому «лекарство для души». Литературные произведения оказывают высокое воздействие на духовный мир физическое состояние человека. Книги способны вызвать самые различные переживания: страх, печаль, гордость, радость и т. д. Если посмотреть на читающего человека, то по выражению лица можно почти безошибочно определить, что он читает: веселое, трогательное, радостное, захватывающее.

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. Понятие разработано далеко не полностью, т. к. в официальной науке нет точно, принятого всеми авторами, сформулированного определения библиотерапии. Библиотерапия развивается как один из разделов библиотековедения, основой его являются специфические методы обслуживания читателей. Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казаринова, Б. С. Крейденко Б. А. Симонов, Р. Скаллер. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: в журналах «Детская литература», «Библиотековедение», «Библиотека». Решение методологических проблем особенно важно, так как само понятие «библиотерапия», ее цели, структуру авторы видят по разному. Так рассматривают библиотерапию: — как раздел библиотековедения (Б. А. Симонов) [12]; — как комплексную научную дисциплину (Б. С. Крейденко) [13]; — как направление педагогики чтения (Ю. Н. Дрешер) [14]. Но давайте попробуем разобраться, что же такое библиотерапия.

БИБЛИОТЕРАПИЯ [от гр. biblion — книга, therapeia — забота, лечение] — вместе получается лечение книгой. «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», — писал В. М. Мясищев. [7 c.178] Осипава А. А. определяет библиотерапию, как специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния». [7 c. 178] Наиболее оптимальным на наш взгляд является определение библиотерапии, предложенное Ю. Н. Дрешер. Он считает, что библиотерапия — это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю. Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем». [9]

Обращаясь в историю, мы можем заметить, что книгу как лекарство воспринимали еще много лет назад. Например, при входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Аптека для души». В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. [10] Так, английский лекарь XII века Т. Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса. [11] Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание термина относится к 1916 году, использовал его С. М. Кротхерс в «Atlantiс Month», с тех пор появилось множество научных трудов изучавших библиотерапию. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.

В России библиотерапия далеко не сразу получила распространение. Важную роль в изучении библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория, он ввел понятие библиопсихология. Суть его программы представляет собой системное изучение триады: читатель — книга (текст) — автор. В своей работе «Среди книг» он писал, что три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение. [4]. Первые практические шаги по применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И. З. Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. Известный терапевт В. Я. Мудров писал про библиотерапию: «Главнейшее же состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни». [6 c.5] Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации и скорейшего выздоровления тяжелораненых солдат.

Библиотерапия основана на использовании систематического подхода к чтению для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт (психолог, спец. обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При библиорецептур (книг) необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Многие библиотерапевты подбирали литературу в зависимости от диагноза и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, решениях проблем на этих примерах, образцам выхода из подобной ситуации, и чем более похожа «ситуация», описанная в книге или герой на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги. Определенные книги и рассказы имеют силу как терапевтические метафоры, могут изменять и вызывать различные эмоциональные состояния, целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценки. Одни книги могут стать своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения; третьи полезны в ситуации апатии (невозмутимость, бесстрастие), отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку — пережить критический возраст и т. д.

Для многих людей литература начинается со сказки, идущей из детства. В библиотерапии можно отбирать и рекомендовать целый литературный жанр. Для детей — это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться сказкотерапия. А. М. Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми «богата» наша жизнь. [6. C.10] Главные лекарства сказки — это доброта, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные способы, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их. Иногда уход в сказку — это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства. В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, например стихи А. Барто «Девочка чумазая», сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы. В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки. Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель А. П. Чехов в своем рассказе «Дома». Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

Терапевтический эффект библиотерапии проявляется, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Человек, применяющий библиотерапию, должен быть начитан и знать о чем та или иная книга. Необходимо учитывать также физическое и психическое состояние пациента при рекомендации ему литературы. Не все произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии. Например, мрачные, депрессивные, печальные тексты нежелательно использовать в библиотерапии. Рекомендуется составлять индивидуальные списки литературы основываясь на особенностях восприятия каждого конкретного читателя. Главный принцип отбора — герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с возникшими трудностями.

На базе Тамбовской ОДБ, Центральной городской детской библиотеки им. С. Я. Маршака и библиотеки школы № 8 было проведено социологическое исследование. [6] Опрос проводился среди 70 респондентов, детей 7–9 лет, а также среди библиотекарей тамбовских библиотек. Экспериментальным путем отобрано определенное количество текстов художественной литературы для библиотерапевтической работы в библиотеке. В результате проведенного отбора был подготовлен рекомендательный аннотированный библиографический список книг «Читай и радуйся», который может быть использован библиотерапевтами в работе с читателями 7–9 лет. Список включает сказки, рассказы, стихи, природоведческую литературу разных авторов (Б. Заходер, С. Михалков, В. Медведев, Н. Носов, Л. Кассиль, Ю. Сотник, Л. Пантелеев, Д. Хармс, А. Милн, Х. Мякеля и др.). Все эти произведения объединяет одно — жизнерадостный, оптимистический настрой, способность помочь в трудную минуту. Используя терапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать читательские состояния, например, что любят дети, что ждут от чтения:

-        улучшения настроения;

-        легкого чтения;

-        присутствия сопереживания;

-        возможности задуматься о своей жизни. [6]

Для взрослых читателей также разрабатываются библиотерапевтические списки. В статье А. И. Трофимовой [5] приведены данные, полученные кафедрой библиотековедения Алтайского государственного института культуры и искусств, которая с 1993 года проводит многоэтапный, рассчитанный на десять лет библиотерапевтический эксперимент, являющийся составной частью исследования содержания, форм, методов и технологий библиосоциальной работы в селах Алтайского края. В ходе эксперимента не выявлено ни одного произведения художественной литературы, которое вообще никак не повлияло на психическое состояние читателей. Эксперимент показал, что в разряд самых эффективных лекарств для израненных душ сельских пенсионеров, инвалидов, безработных входят рассказы, повести, романы В. П. Астафьева, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова, Ю. В. Бондарева, А. П. Платонова, В. Г. Распутина, М. А. Шолохова, В. М. Шукшина, а также стихи Н. М. Рубцова и С. А. Есенина. Высокое библиотерапевтическое воздействие имеют русской классики (произведения Л. Н. Толстого, А. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского), несколько ниже — произведений популярных советских писателей (К.Симонова, М. Горького, Б. А. Можаева, А. Н. Рыбакова, В. В. Орлова и др.), гораздо выше большинства сочинений современных российских и зарубежных писателей. Негативное, иногда разрушающее воздействие на психику участников эксперимента оказывали так называемые модернистские произведения (Д. Джойса, А. Камю, Ф. Кафки, Ж. П. Сартра, В. Пелевина), в которых обрисованы безысходные, тупиковые жизненные ситуации, неразрешимые конфликты, обреченность персонажей на несчастную жизнь и бессмысленную смерть. [5]

Основные цели библиотерапии:

1)      дать читателю информацию о своих проблемах;

2)      помочь проникнуть в их суть;

3)      обсудить новые ценности и отношения;

4)      расширить возможность вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта;

5)      сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:

1.      Целенаправленная — способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2.      Нецеленаправленная — служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1.      Самоподготовка. В нее входит составление собственной библиотерапевтической рецептуры, списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2–3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. В таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

2.      Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров. Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, «Какие ваши самые любимые книги»; «Какие книги произвели на вас большее впечатление? Почему?"; «Какие оказали на вас наибольшее влияние?"; «Какие авторы, вам больше нравятся?"; «В каких персонажах вы видите себя?".

3.      Составление списка. Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.

4.      Выработка системы чтения. Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А. М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов: степени доступности изложения, герой книги должен быть клиенту «по плечу» и максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

Последний принцип особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта [1].

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции. На основе анализа всех библиотерапевтических работ каждого пациента и его родственников, при семейной терапии, можно выстроить достаточно объемный, яркий и образный «портрет неповторимости» как самого пациента, так и всей его семьи и отношения в ней. Когда библиотерапию используют как основной метод лечения,предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного (после прочтения происходит совместный разбор содержания). Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу. Библиотерапия может применяться и как вспомогательный методдля решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т. д.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. При групповой форме библиотерапии необходим подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Группа состоит из 5–8 клиентов, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме. Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.Библиотерапия в групповой психотерапии используется так же как совместное сочинение, сказка по кругу. Беседы могут записываться на магнитофон и анализироваться психотерапевтом, ведущим группу. Диагностический и коррекционный эффекты в библиотерапии основаны на так называемом законе Геннекена, который гласит: главный герой произведения — это всегда автор. Изменив язык выражения — меняем состояние, изменив метафору — меняем представление о мире.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностьюна те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: измененные — для их нормализации; нормальные — для их уравновешивания. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия. Психотерапевтический потенциал библиотерапии основан на таких психологических механизмах, как отреагирование аффекта, катарсис, диссоциация, выявление и коррекция эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов.

Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифическиепроцессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность:

1.           Успокоение.Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.

2.           Удовольствие.Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает клиенту необходимое дополнительное удовольствие.

3.           Чувство уверенности в себе,вера в свои возможности у клиента возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой тем не менее с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.

4.           Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность,которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе с данным клиентом. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.

Для большей эффективности воздействия клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав (диагностика). В зависимости от проблемы клиента психолог либо рекомендует клиенту строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание клиента на определенную область литературы.

Специфическиекоррекционные процессы характеризуются специальной направленностью на личность или психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление.Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это- контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.

Контрольнад психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов (последствия, воздействия психических травм в позднем возрасте);

понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;

осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Эмоциональная проработка. Основное значение — помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет клиенту научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.

Тренировка.Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточно опыт, застенчивость и т. д.), клиент получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

Разрешение конфликта.Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.

Многие направления психотерапии используют эффект облегчения страданий после их проговаривания. Кроме того, диагностический и терапевтический, потенциал библиотерапии просто огромен: от несложных жалоб до тяжелейших состояний и психических расстройств. Художественное сочинение дает возможность красиво и метафорично рассказать практически о чем угодно и «не про себя». Прекрасно работает с детьми, подростками, эндогенными и кризисными пациентами, в клинике психосоматических расстройств.

К техникам библиотерапии относятся:

1.      Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т. п.)

2.      Стихи (использование размера без рифм).

3.      Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т. п.).

4.      Рассказ на заданную (выбранную) тему.

5.      Автобиография в виде литературного произведения.

6.      Чтение литературных произведений.

7.      «Переписка субличностей».

8.      Сочинение «Архетипических легенд».

9.      Сочинение сказки.

10.  Сочинение «по кругу».

11.  Драматургия. [6]

Потребностью сегодняшнего дня является создание в библиотеках психологических служб — библиотечных центров, координирующих библиотерапевтическую работу по читательскому развитию личности в неблагоприятных условиях. Такие службы могут стать для читателей центрами интеллектуального и информационного здоровья, а также информационной защиты личности. Практика свидетельствует, что попытки такого рода по отдельным направлениям библиотерапевтической работы предпринимаются в ряде городов. Успешность такой работы непосредственно зависит от подготовки кадров и скоординированности усилий различных учреждений. Перспективным представляется объединение усилий различных специалистов, так как библиотечное образование не дает соответствующих умений и навыков по групповой работе с читателями в психоаналитическом и библиотерапевтическом направлении, по этому библиотерапия, имеет перспективы для дальнейшего изучения и практического применения.

Литература:

1.      Миллер А. М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977, с. 128–132

2.      Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е издание, 2006 год, Питер. C 64–65.

3.      Журнал «Книголюб» № 2, 2008 ст. Яна Абдеева. Хорошая книга — тоже лекарство. C. 102–105.

4.      Рубакин Н. А. Среди книг: Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и общественных идей. Справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также магазинов. — М.: Наука, 1911- Т.1.Языкознание, литература, искусство, публицистика, этика в связи с их историей. — 1911, с.

5.      Трофимова Р. А. Библиотерапевтический эксперимент в селах Алтайского края (некоторые итоги) //Р. А. Трофимова //Библиотековедение. — 2002. — № 5. — С. 63–68.

6.      «Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: Метод. рекомендации / Сост. Аверьянова Н. В.- Тамбов, 2004. — 24 с. — (Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина; Научно-методический отдел).

7.      Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 Г. C. 178–186.

8.      Словарь иностранных слов. Комлев Н. Г., М. 2006

9.      Дрешер Ю. Н. Книга лечит!: [Выборочный библиографический список публикаций по библиотерапии на русском языке с 1940 по 1997 г.] // Мир библиографии.-1999.-N 4. — С.45–50.

10.  Лечит… книга. Использование методов библиотерапии в библиотечной деятельности: дайджест / сост. В. И. Белик, А. Е. Танчугин; отв. за выпуск 3. Ф. Долина; СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова. — Ставрополь, 2005. — 53 с.

11.  Дорогу осилит идущий: рек. список лит. / МУ НБИС; сост. А. П. Матвейчук. — Нягань, 2009. –13 с. С.3

12.  Симонов, Б. А. О библиотерапии /Б.А Симонов //Библиотековедение. — 1996. — № 6. — С.38–41.

13.  Крейденко В. С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В. С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 1997. — С. 32–51.

14.  Дрешер Ю. Н. Врачевание книгой // Библиотечное дело. — 2003. — № 12. — С. 7–10.

15.  Дрешер Ю. Н. Кого и как лечит книга /Ю. Н. Дрешер //Б-ка. — 1999. — № 3. — С. 68–70.

Основные термины (генерируются автоматически): книга, клиент, проблема, произведение, художественная литература, Чтение, автор, работа, ребенок, эмоциональная проработка.

Ключевые слова

диагностика, коррекция, лечение книгой

Похожие статьи

Особенности применения библиотерапии в работе...

книга, клиент, проблема, произведение, Чтение, художественная литература, эмоциональная проработка, автор, работа, ребенок.

Чтение художественной литературы как средство...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса... художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса, литературное произведение.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень...

Художественная литература как средство обогащения...

Основные подходы к проблеме чтения художественной... художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское...

Художественная литература как фактор формирования...

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов.

Проблемы изучения произведений детской литературы...

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна. Рубрика: Педагогика.

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство...

Похожие статьи

Особенности применения библиотерапии в работе...

книга, клиент, проблема, произведение, Чтение, художественная литература, эмоциональная проработка, автор, работа, ребенок.

Чтение художественной литературы как средство...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса... художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса, литературное произведение.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень...

Художественная литература как средство обогащения...

Основные подходы к проблеме чтения художественной... художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское...

Художественная литература как фактор формирования...

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов.

Проблемы изучения произведений детской литературы...

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна. Рубрика: Педагогика.

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа.

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Чтение художественной литературы как средство...