Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству
Автор: Хазиева Фируза Владиковна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 05.05.2014
Статья просмотрена: 703 раза
Библиографическое описание:
Хазиева, Ф. В. Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству / Ф. В. Хазиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 204-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5594/ (дата обращения: 16.12.2024).
Работа с подростками и молодежью в области подготовки к осознанному родительству на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений осуществление которого, приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем.
К сожалению, анализ педагогической литературы показывает, что подготовкой к осознанному родительству подрастающего поколения сегодня ни родители, ни учителя в школе должным образом не занимаются. Подготовка к осознанному родительству осуществляется в лучшем случае эпизодически в форме «сексуального информирования», этим чаще всего занимаются медицинские работники в центрах репродуктивного здоровья, гинекологических отделениях детских больниц, иногда в школах. Однако «информационный» подход недостаточен, так как он не способствует формированию у подростков ценностного отношения к своему здоровью.
В последние годы специалисты обращают все больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и — нередко — в последующей жизни. Эта актуальная сфера человеческой, в том числе и особенно — детской и подростковой, жизни до недавнего времени не была предметом систематических научных исследований, и широко бытующие обыденные представления о ней искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных, догм. Интимность психосексуальных переживаний часто вырождается в ханжеское замалчивание всего связанного с полом. Считается едва ли не само собой разумеющимся, что до наступления пубертатного периода дети не требуют специального внимания к их психосексуальному развитию. Даже думающие иначе родители и воспитатели обычно не могут преодолеть в общении с детьми эмоциональные или предрассудочные поведенческие барьеры. Нередко порожденное этими затруднениями чувство собственной несостоятельности провоцирует у них сверхбдительность в отношении развития ребенка как представителя пола. Педиатр обычно является тем первым лицом, от которого ждут мотивированного и обоснованного совета, помощи и руководства. В данном разделе мы остановимся на вопросах, вызывающих наибольшие трудности в повседневной работе с детьми. Современные медицинские и социологические исследования свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в период полового созревания. Особую опасность в последние годы приобретает прогрессивный рост у подрастающего поколения венерических и гинекологических заболеваний, нарушений в сексуальном развитии, частоты случаев асоциального полового поведения.
Одной из причин сложившегося положения является то, что сами дети в этот период плохо заботятся о своем здоровье и приобретают немало вредных привычек. Способствует этому как неблагополучная обстановка в семье, так и учеба в школе, чаще всего не приносящая подросткам удовлетворения, а также ранние половые отношения и как следствие нежелательная беременность. В то же время важно заметить, что именно в подростковом возрасте у человека не только формируется сексуальность, но и активно вырабатывается свой образ жизни. И от того, как это происходит, в значительной степени зависит качество его последующей жизни. Вот почему именно в период полового созревания важно побудить и научить человека укреплять собственный организм, заняться саморегуляцией и, конечно, правильно управлять своей сексуальностью.
С ранними браками связан целый комплекс проблем: от демографических до социально-экономических. Изменившаяся социально-экономическая и политическая система страны способствует изменению моральных ценностей, которые не способствуют осознанному отношению молодых людей к браку и семейной жизни. В результате изучения мотивационных и смысловых оснований сексуальности подростков психологи и педагоги получили данные о психологических причинах негативных тенденций в половом поведении детей переходного возраста. Анализ этих данных показал, что в структуре мотивационной сферы сексуальности современных подростков существует противоречивость побуждений, что, естественно, не может не препятствовать становлению у них правильного полового поведения. Она состоит прежде всего в том, что эротические и сексуальные потребности подростков не являются составной частью общей мотивации здорового образа жизни. Выходом из создавшейся ситуации может служить объединение усилий специалистов медицины и педагогики в деле нравственно-полового воспитания.
Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает воспитание у них осознанного родительства.
Родительство — является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства.
Важным фактором подготовки к ответственному родительству является, разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев.
Демографы объясняют печальную статистику разводов на 2013 год тем, что в 2013 году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся. Также статистика показывает, что неподготовленные к семейной жизни молодые люди не могут справляться с семейными проблемами. Отсюда и выдвигаются основные проблемы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству. Ежегодно более половины детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, у подрастающего поколения отсутствуют четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом и государством. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно неполноценных молодых людей. Это подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества. Во многом проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека, его социализации и самореализации. Задача педагогов — направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.
Литература:
1. Агарков, С. Т. Основы сексологии и семейной жизни. V-XI классы / С. Т. Агарков. — М.: Изд. центр «Просвещение»,2005. — 369с.
2. Афанасьева Т. М. Семья / Т. М. Афанасьева. — М.: Изд. центр «Просвещение»,2004. — 169с.
3. Александрова, В. В. Книга молодой семьи / В. В. Александрова. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 252с.