Вариативные формы работы, способствующие проявлению детской одаренности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хлынова, Л. А. Вариативные формы работы, способствующие проявлению детской одаренности / Л. А. Хлынова, С. Ю. Крупина, О. Г. Романенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5588/ (дата обращения: 17.12.2024).

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Одарённые, талантливые дети — это потенциал нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические, экологические и социальные задачи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». Стандарт нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к познанию и творчеству и направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребёнка как носителя ценных установок современного мира. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Личность ребёнка-дошкольника в центре внимания педагога, а его игровая, познавательная, творческая деятельность является ведущей.

Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, — одарённостью.

Способность — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребёнка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют того, что ребёнок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, время, состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут и не развиться.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисованию, если его этому не учили. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у ребёнка способности. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приёмы работы, цветовые отношения. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребёнком, являются сигналом, который должен заставить окружающих насторожиться: не дают ли себя знать зарождающиеся способности?

Наличие у детей интереса — важная составляющая в деятельности дошкольника. Пробуждение интереса к той или иной деятельности, тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития.

При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей.

Система работы воспитателя по развитию способностей дошкольников ориентирует их на проявление интереса в интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности поставленных задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности.

Для совершенствования и развития способностей особо важным является использование хорошо зарекомендовавших себя форм работы с детьми, таких как:

-        проекты индивидуальные и групповые по различной тематике;

-        экспериментально-исследовательская деятельность;

-        ролевые игры;

-        конкурсы, викторины, соревнования;

-        индивидуальные развивающие и творческие задания в игровых формах;

-        занятия в кружках и секциях дополнительного образования.

Одной из перспективных форм работы, способствующей развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, является работа в проектной деятельности. Дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Деятельность во время подготовки и реализации проекта позволяет педагогу воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности.

Свои интеллектуально-творческие способности дети могут проявить в индивидуальных проектах, подготовленных совместно с воспитателями и родителями.

«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», — писал В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст — время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Дошкольники следуют природной склонности все пробовать на вкус и прочность. Однако исследовательские действия могут быть поверхностными, обеднёнными, не раскрывающими сущностные особенности предмета. Поэтому экспериментальная и исследовательская деятельности почти всегда идут параллельно. Важная особенность детского экспериментирования заключается в том, что в этой деятельности ребёнок сам ищет и создает проблемные ситуации. То, что кажется изведанным и неинтересным взрослым, для детей «передовой край». Дошкольники задают вопросы: «Как это сделать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так…». Выдвигают гипотезы, сравнивают, учатся находить разницу и сходство. В детском саду в совместной и самостоятельной деятельности активно используются опыты с песком, глиной, воздухом, снегом, водой, камнями и т. д. За обыденностью и типичностью исследуемого материала раскрывается главное — практика исследовательских действий.

Наблюдения и открытия дошкольники фиксируют в «Журнале исследований». В помощь маленьким исследователям педагоги вместе с детьми разработали памятку-подсказку, предлагающую необходимые условные обозначения. Ещё одним из используемых в детском саду приёмов является создание «Экрана исследований» (планшета с кармашками и карточками). Работая с ним, дети сами выбирают карточку (исследуемый объект), задают вопросы о том, что их интересует, самостоятельно или в сотрудничестве собирают информацию, проводят опыты, делают зарисовки, в конце исследования анализируют собранные факты и подводят итоги.

Проводимая работа доказала, что в детской экспериментально-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества.

Особой формой работы с одарёнными детьми является игра. ФГОС не зря нацеливает на повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места. Игра для детей — уникальный способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации. В игре ребёнок выше себя, он совершает прыжок над уровнем своего развития. Игра — мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры для одарённых детей особенно важна. Смысловой, понятийный тип обучения доминирует у одаренного ребёнка, поэтому постижение смыслов через игровую форму приобретает для него ещё большую важность. Способности одарённых детей содержат предпосылки к интеллектуальной рефлексии, т. е. осознанию собственных интеллектуальных качеств с дальнейшим формированием регулятивных процессов. Это наиболее полно воплощается в режиссерской игре, т. к. такой вид игры — самостоятельная детская деятельность, где можно не приспосабливаться к ситуации предложенной задачи, а управлять ситуацией, овладеть её содержательными особенностями, будучи автором игры. Ребёнок, не изменяя самого себя (не принимая явно игровой роли), выступает как творец, сценарист и режиссер событий. Причем требования к соответственному предметному оформлению этого мира могут быть очень высоки. В качестве примеров можно привести игры в солдатиков, в автомобильчики у мальчиков, устройство кукольных домиков — у девочек. Можно наблюдать, как мальчики разыгрывают целые баталии, передвигая солдатиков, вводя военную технику. Эти действия часто вслух комментируются ребёнком, имитируя звуки орудий и т. л.

В любом случае игра представляет собой попытку ребёнка организовать свой опыт и себя в рамках этого опыта. В игре дети устремлены к реальности, но свободны от её давления. Поэтому в игре больше всего зреют активность ребёнка, сознание и навыки его творческого отношения к миру.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги должны найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Одной из форм выявления потенциальных способностей детей является их участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Результатом такой работы можно считать участие детей в различных конкурсах (творческих и интеллектуальных) и спортивных соревнованиях, где дети становятся лауреатами, призёрами и победителями.

Для развития способностей дошкольников необходима система выполнения индивидуальных развивающих и творческих заданий в игровой форме в процессе образовательной деятельности дошкольников. Под системой заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является взаимодействие дошкольника и педагога в процессе их выполнения. Например, при организации изобразительной деятельности мы используем творческое задание «Нарисуй не так, как я», в математике — развивающее задание «Положи в розовый обруч толстые, большие фигуры, а в голубой — все квадратные. Какие фигуры должны быть в пересечении обручей?».

Рассматривая внешнюю среду невозможно отойти от проблемы преемственности и социума. Работая с одаренными детьми, мы обязаны поддержать их высокие стартовые возможности. Но если не обеспечить их преемственностью со специализированными в данном направлении учреждениями, высокоразвитые способности останутся в тени. Поэтому своевременное развитие способностей детей на занятиях в кружках и секциях дополнительного образования является актуальным.

Наше будущее — дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей — архиважный вопрос. Талантливые люди — главное богатство общества.

Литература:

1.         Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. / Поддъяков Николай Николаевич. — М.: Обруч, 2013.

2.         Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т.И Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3.         Михайленко Н. Я. Как играть с ребёнком/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., дораб. — М.: Обруч, 2012.

4.         Диалоги о воспитании. Книга для родителей/Под ред. В. Н. Столетова; Сост. О. Г. Свердлова. — 3-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способность, игра, одаренный ребенок, возможность, деятельность, дополнительное образование, игровая форма, ответственная личность, развитие способностей дошкольников.

Похожие статьи

Развитие детской одаренности через активизацию проектной деятельности

Различные формы деятельности на уроках словесности, способствующие выявлению и развитию одарённости

Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой конструктивной деятельности учащихся

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат

Похожие статьи

Развитие детской одаренности через активизацию проектной деятельности

Различные формы деятельности на уроках словесности, способствующие выявлению и развитию одарённости

Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой конструктивной деятельности учащихся

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат