Вариативные формы работы, способствующие проявлению детской одаренности
Авторы: Хлынова Лариса Алексеевна, Крупина Светлана Юрьевна, Романенко Ольга Гаррисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 29.04.2014
Статья просмотрена: 339 раз
Библиографическое описание:
Хлынова, Л. А. Вариативные формы работы, способствующие проявлению детской одаренности / Л. А. Хлынова, С. Ю. Крупина, О. Г. Романенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5588/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Одарённые, талантливые дети — это потенциал нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические, экологические и социальные задачи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». Стандарт нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к познанию и творчеству и направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребёнка как носителя ценных установок современного мира. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Личность ребёнка-дошкольника в центре внимания педагога, а его игровая, познавательная, творческая деятельность является ведущей.
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, — одарённостью.
Способность — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребёнка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют того, что ребёнок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, время, состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут и не развиться.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисованию, если его этому не учили. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у ребёнка способности. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приёмы работы, цветовые отношения. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются.
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребёнком, являются сигналом, который должен заставить окружающих насторожиться: не дают ли себя знать зарождающиеся способности?
Наличие у детей интереса — важная составляющая в деятельности дошкольника. Пробуждение интереса к той или иной деятельности, тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития.
При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей.
Система работы воспитателя по развитию способностей дошкольников ориентирует их на проявление интереса в интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности поставленных задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности.
Для совершенствования и развития способностей особо важным является использование хорошо зарекомендовавших себя форм работы с детьми, таких как:
- проекты индивидуальные и групповые по различной тематике;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- ролевые игры;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- индивидуальные развивающие и творческие задания в игровых формах;
- занятия в кружках и секциях дополнительного образования.
Одной из перспективных форм работы, способствующей развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, является работа в проектной деятельности. Дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Деятельность во время подготовки и реализации проекта позволяет педагогу воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности.
Свои интеллектуально-творческие способности дети могут проявить в индивидуальных проектах, подготовленных совместно с воспитателями и родителями.
«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», — писал В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст — время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Дошкольники следуют природной склонности все пробовать на вкус и прочность. Однако исследовательские действия могут быть поверхностными, обеднёнными, не раскрывающими сущностные особенности предмета. Поэтому экспериментальная и исследовательская деятельности почти всегда идут параллельно. Важная особенность детского экспериментирования заключается в том, что в этой деятельности ребёнок сам ищет и создает проблемные ситуации. То, что кажется изведанным и неинтересным взрослым, для детей «передовой край». Дошкольники задают вопросы: «Как это сделать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так…». Выдвигают гипотезы, сравнивают, учатся находить разницу и сходство. В детском саду в совместной и самостоятельной деятельности активно используются опыты с песком, глиной, воздухом, снегом, водой, камнями и т. д. За обыденностью и типичностью исследуемого материала раскрывается главное — практика исследовательских действий.
Наблюдения и открытия дошкольники фиксируют в «Журнале исследований». В помощь маленьким исследователям педагоги вместе с детьми разработали памятку-подсказку, предлагающую необходимые условные обозначения. Ещё одним из используемых в детском саду приёмов является создание «Экрана исследований» (планшета с кармашками и карточками). Работая с ним, дети сами выбирают карточку (исследуемый объект), задают вопросы о том, что их интересует, самостоятельно или в сотрудничестве собирают информацию, проводят опыты, делают зарисовки, в конце исследования анализируют собранные факты и подводят итоги.
Проводимая работа доказала, что в детской экспериментально-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества.
Особой формой работы с одарёнными детьми является игра. ФГОС не зря нацеливает на повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места. Игра для детей — уникальный способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации. В игре ребёнок выше себя, он совершает прыжок над уровнем своего развития. Игра — мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры для одарённых детей особенно важна. Смысловой, понятийный тип обучения доминирует у одаренного ребёнка, поэтому постижение смыслов через игровую форму приобретает для него ещё большую важность. Способности одарённых детей содержат предпосылки к интеллектуальной рефлексии, т. е. осознанию собственных интеллектуальных качеств с дальнейшим формированием регулятивных процессов. Это наиболее полно воплощается в режиссерской игре, т. к. такой вид игры — самостоятельная детская деятельность, где можно не приспосабливаться к ситуации предложенной задачи, а управлять ситуацией, овладеть её содержательными особенностями, будучи автором игры. Ребёнок, не изменяя самого себя (не принимая явно игровой роли), выступает как творец, сценарист и режиссер событий. Причем требования к соответственному предметному оформлению этого мира могут быть очень высоки. В качестве примеров можно привести игры в солдатиков, в автомобильчики у мальчиков, устройство кукольных домиков — у девочек. Можно наблюдать, как мальчики разыгрывают целые баталии, передвигая солдатиков, вводя военную технику. Эти действия часто вслух комментируются ребёнком, имитируя звуки орудий и т. л.
В любом случае игра представляет собой попытку ребёнка организовать свой опыт и себя в рамках этого опыта. В игре дети устремлены к реальности, но свободны от её давления. Поэтому в игре больше всего зреют активность ребёнка, сознание и навыки его творческого отношения к миру.
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги должны найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Одной из форм выявления потенциальных способностей детей является их участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Результатом такой работы можно считать участие детей в различных конкурсах (творческих и интеллектуальных) и спортивных соревнованиях, где дети становятся лауреатами, призёрами и победителями.
Для развития способностей дошкольников необходима система выполнения индивидуальных развивающих и творческих заданий в игровой форме в процессе образовательной деятельности дошкольников. Под системой заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является взаимодействие дошкольника и педагога в процессе их выполнения. Например, при организации изобразительной деятельности мы используем творческое задание «Нарисуй не так, как я», в математике — развивающее задание «Положи в розовый обруч толстые, большие фигуры, а в голубой — все квадратные. Какие фигуры должны быть в пересечении обручей?».
Рассматривая внешнюю среду невозможно отойти от проблемы преемственности и социума. Работая с одаренными детьми, мы обязаны поддержать их высокие стартовые возможности. Но если не обеспечить их преемственностью со специализированными в данном направлении учреждениями, высокоразвитые способности останутся в тени. Поэтому своевременное развитие способностей детей на занятиях в кружках и секциях дополнительного образования является актуальным.
Наше будущее — дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей — архиважный вопрос. Талантливые люди — главное богатство общества.
Литература:
1. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. / Поддъяков Николай Николаевич. — М.: Обруч, 2013.
2. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т.И Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Михайленко Н. Я. Как играть с ребёнком/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., дораб. — М.: Обруч, 2012.
4. Диалоги о воспитании. Книга для родителей/Под ред. В. Н. Столетова; Сост. О. Г. Свердлова. — 3-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1985.