Некоторые причины социального сиротства и возможные пути их устранения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Величко, Е. В. Некоторые причины социального сиротства и возможные пути их устранения / Е. В. Величко, А. Е. Вайнер, В. В. Постнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5441/ (дата обращения: 16.12.2024).

На протяжении почти всего прошлого столетия политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания интересам самого ребёнка, фактически оно не решало его проблемы, а скорее их «консервировало». [4]

Сиротство — одна из тех проблем и сегодня, которые крайне остро стоят перед нашим обществом и в ближайшем будущем она должна быть решена.

В свете сегодняшнего дня статистика количества детей, оставшихся без попечения родителей, падает с каждым годом, хотя в нашей стране по-прежнему ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей [7. с.57].

В 2012 году в России были выявлены 74724 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. На семейные формы устройства в 2012 году были переданы 61,4 тыс. детей, из них 6,5 тыс. — на российское усыновление, 2,6 тыс. на иностранное усыновление, 37,3 тыс. — на безвозмездную форму опеки (попечительства), 15 тыс. — на возмездную форму опеки (попечительства), 0,2 тыс. — на патронатное воспитание. Из выявленных за 2012-й год детей 7 380 вернулись к своим родителям [8].

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов заявил, что в ближайшие 5–8 лет в России будут закрыты большинство детских домов и интернатов. По его словам, воспитанников данных социальных учреждений заберут приемные родители. Для того чтобы этот процесс проходил активнее, Астахов предложил высвобождаемые от содержания детдомов и интернатов деньги направлять в приемные семьи». Это, с одной стороны, послужит дополнительным стимулом для приемных родителей взять к себе на воспитание ребенка, с другой — позволит направить дополнительные средства на содержание и обучение приемных детей», — считает П. Астахов. [2].

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребёнка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких (депривация) отрицательно сказывается на развитии детей.

Е. А. Стребелевой отмечено, что у ребёнка с депривацией родительского внимания, помещённого в условия стационарного учреждения, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние.[1]

Современные исследования подтверждают, что у него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и впоследствии тормозится интеллектуальное развитие [6. с.8.]. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой — сам факт разрыва с семьей.

Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Представления большинства из нас о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» являются ошибочными. Дети точно довольно остро чувствуют боль утраты близких отношений, но у них отсутствует возможность оградить себя от этого.

Ни в коем случае нельзя считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются и если такая любовь имеет место, то у ребёнка, наверняка психические отклонения. Однако сохранение привязанности к родителям является признаком нормально психологического развития ребёнка. Потребность любить и быть любимым естественна для любого психически здорового человека. Необходимо помнить, что эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Детям трудно понять причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки — как агрессоров. Зачастую воспитанники интернаторных учреждений испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей.. Но каковы бы ни были реакции ребёнка, взрослым нужно помнить: уход из семьи — самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в его жизни.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими.

Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями — невозможно, и утрата семьи, даже если она была неблагополучной, — серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –жизненная необходимость

Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита.

Потребность в привязанности — врожденная для каждого из нас, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-сирот, а не «наследственность» и органические нарушения.

Если взрослый с теплотой относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т. е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде. [2. c.5–6]

Существует множество причин по которым дети переживают разрыв с семьёй и назвать их все довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие). Однако по крайней мере некоторые причины такого явления можно назвать. [1. с.61].

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

-        умерли;

-        лишены родительских прав;

-        ограничены в родительских правах;

-        признаны безвестно отсутствующими;

-        недееспособны (ограничено дееспособны);

-        отбывают наказание в местах лишения свободы;

-        обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

-        уклоняются от воспитания детей;

-        отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Однако государство прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. [5. с.43–52].

Таким образом, в нашей стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

-        сохранение ребенка в родной семье;

-        возвращение в семью,

В наше время приходится говорить об отсутствии системной работы с пациентками наркологических клиник и родителях, находящихся в местах лишения свободы, которые в свою очередь являются потенциальными отказниками. В настоящее время в домах ребёнка и детских домах нет специалистов по социальной работе, которые могли бы сопровождать мать или отца в тюрьмах и наркологических лечебницах. Специально такой работой не занимается никто. Поэтому в ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звездочка» на добровольных основах ведётся своеобразная работа в данном направлении.

В 2010 году, в рамках социального сотрудничества были решены многие вопросы реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого стартовал совместный проект между Специализированным дом ребёнка «Звездочка», и исправительно-трудовой колонией № 8 и ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер».

В рамках проекта проходили выставки детского творчества на территории ИТК и женского отделения Областной наркологического диспансера, цель которого –избежание рецидива преступлений среди заключённых в колонии и наиболее успешное лечение алкоголизма и наркомании среди женщин, страдающих вышеназванными заболеваниями.

В ходе данной работы были проведены беседы с родителями, желающими вернуться к детям, которые на данный момент находились в государственных учреждениях. Каждый из них искренне сознавал свои ошибки и был абсолютно готов к их исправлению. Еженедельно, после старта проекта, в учреждения, где находятся их дети стали приходить письма, в которых родители интересуются своими детьми и выражают свою искреннее раскаяние. В каждом из таких писем они описывают свои планы на будущее, которое уже не воспринимают отдельно от своих детей.

Такое сотрудничество, несомненно, поможет выявить проблемы в семьях, скоординировать работу педагогов, юристов, медицинских работников, психологов, а также ускорит процесс социализации бывших заключённых, наркоманов и алкоголиков.

Таким образом, можно говорить об инновационной модели профилактики рецедива алкоголизма, наркомании и преступлений со стороны органов Внутренних дел и профилактики отказов от детей, разрабатываемой в рамках деятельности инициативных команд педагогов.

Описанная выше модель работы с родителями группы риска представляет собой эффективную систему сопровождения женщин и мужчин, попавших в трудную жизненную ситуацию, с целью предотвращения отказа от ребёнка и создания условий для его развития в семье. Необходимо учесть, что подобный опыт приобретался без какого-либо финансирования. Такая профилактика является всего лишь пилотным проектом инициативной команды специалистов. Система профилактики социального сиротства по настоящему заработает в тех случаях, когда очаги инновационного опыта станут распространяться на всю государственную систему защиты детства; когда услуги предоставляемые сейчас, в рамках локальных (и по сути временных) проектов, перейдут в повсеместную и постоянную практику; наконец, когда наиболее эффективные и отработанные технологии найдут своё законодательное закрепление.

Литература:

1.                  Арефьев А. Л. Беспризорные дети России //Социологические исследования. 2003, № 9. С. 61

2.                  Большинство российских детдомов в ближайшие годы закроются. ИТАР-ТАСС, Информационно-телеграфное агенство 28 февраля 2012, [Электронный ресурс]. URL:http://itar-tass.com/obschestvo/571814. (Дата обращения: 28.02.2014).

3.                  Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграфсервис, 1998. — 336 с.

4.                  Попечение сирот в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.psylist.net/pedagogika/00211.htm (Дата обращения: 19.03.2014).

5.                  Пучкина Ю. А. Профилактика Ранних отказов от детей в контексте проблем социального сиротства // Вестн. Том. ГОС. УН-ТА. Философия. Социология. Политология. 2009. № 1. С.43–52.

6.                  Сатышева С. Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей: автореф. дис.... канд. психолог. наук: 19.00.01 / Сатышева Светлана Николаевна; Новосиб. гос. пед. ун-т Новосибирск, 2003 -20 c.

7.                  Трушкина С. Проблема отказа от новорожденных детей // Социальная работа. 2006, № 3. С. 57.

8.                  Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. Усыновление в России. Интернет-проект министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2012/2/ (Дата обращения: 27.03.2014).



[1] Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграфсервис, 1998. – 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, попечение родителей, родитель, семья, место лишения свободы, родная семья, сохранение ребенка, учреждение.