Бытовой подряд | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Внуков, Н. А. Бытовой подряд / Н. А. Внуков. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/171/ (дата обращения: 17.12.2024).

Потребности современного человека растут с каждым годом. Если каких - то два - три десятка лет назад среднестатическому россиянину хватало сделать один раз в 12 лет ремонт квартиры, пошить один костюм раз в три года, и один раз в жизни построить дачный домик, то теперь перечень потребностей вообще невозможно описать. Многие из нас теперь не подбирают мебель под параметры своей квартиры, а заказывают ее по желаемым размерам. Проходит время "мастеров на все руки", автолюбители теперь предпочитают отдавать своих железных коней на профилактику в специализированный автосервис, а не валяться под ними самим часами напролет. Все реже жены заставляют своих мужей самим "забивать гвозди в стену" и тем самым выступать в роли "настоящих хозяйственных мужиков", все чаще граждане доверяют свое обслуживание опытным и узкоспециализированным профессионалам. В этих особенностях выражается общая тенеденция XXI века, а именно — каждый производит, именно то, в чем результат его деятельности наиболее эффективен, а собственные потребности — удовлетворяет привлечением таких же профессионалов, как и он сам, но в иных сферах общественно полезной деятельности.[1] В настоящее время такие отношения устанавливаются и регулируются так называемыми договорами "бытового подряда", который относится к числу потребительских договоров.

Однако закон связывает потребительский характер не с результатом, а с самой работой, которую выполняет подрядчик. Так, не будет бытовым подрядом договор, заключенный гражданином ООО на изготовление по специальному заказу железобетонных блоков. Хотя результат работы и имеет потребительский характер, однако сама работа и возникающие при этом отношения не могут рассматриваться как отношения бытового подряда ввиду отсутствия потребительского характера самой работы, т.к. договор бытового подряда является публичным договором (п. 2 ст.730 ГК РФ). Таким образом, подрядчик в договоре бытового подряда – это лицо, имеющее статус предпринимателя (или приравненный к нему), основным направлением деятельности которого является выполнение работ по заказам граждан.

Попытки дать определение потребительского договора уже встречались в научной литературе[2]. Однако данное определение не отражает в полной мере правовую природу данного договора, а также не учитывает целый ряд деталей и тонкостей договорных отношений с участием потребителей. И так, по нашему мнению потребительский договор - это соглашение, на основании которого одна сторона хозяйствующий субъект (исполнитель, продавец, импортер, изготовитель, если он выполняет функции продавца либо исполнителя) обязуется передать имущество в собственность или во временное владение и (или) пользование, по заданию заказчика выполнить работу или оказать услугу (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), в пределах предусмотренных договором, в пользу другой стороны – гражданина-потребителя (предназначенные исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), а последний обязуется принять это имущество, результат работ и уплатить обусловленную стоимость (цену).

Для более детального уяснения сущности договора бытового подряда необходимо рассмотреть основные особенности договора подряда в целом, определить понятие договора бытового подряда и его прпизнаках. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (ст. 730 ГК РФ).

Договор бытового подряда является публичным договором (п. 2 ст.734 ГК РФ), то есть - к договорам, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится[3]. Аналогичные обязанности, по смыслу данной статьи, существуют также и у индивидуальных предпринимателей. В связи с этим предлагается дополнить норму ст. 426 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и индивидуальным предпринимателем устанавливающий их обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такие субъекты по характеру своей деятельности должны осуществлять в отношении каждого, кто к ним обратится.

Анализ п. 1 ст. 732 и ст. 735 ГК РФ дает основания считать, что договор бытового подряда имеет специфику по сравнению с общими правилами о подряде с точки зрения содержания, т.е. существенных условий, при отсутствии соглашения по которым договор считается незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Заказчик в соответствии с п. 1 ст. 732 ГК РФ обязан оплатить выполненную работу по цене, объявленной подрядчиком еще до заключения договора бытового подряда. Следовательно, наряду с предметом и сроком существенным условием договора бытового подряда является цена. Цена в договоре бытового подряда согласно ст. 735 ГК РФ определяется соглашением сторон, однако она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами[4]. Предметом договора бытового подряда является результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан.

Подрядчик обязан до заключения договора предоставить информацию о себе, правилах выполнения работ, правах заказчиков и т. п. В соответствии со ст. 732 ГК РФ обязательно предоставление информации о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о цене и форме оплаты, а также об иных сведениях, относящихся к договору, в частности, таких, как указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу. Если, предоставленная информация окажется неполной либо недостоверной, что приведет к заключению договора на выполнение работы, не отвечающей требованиям заказчика, последний вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Работа по договору бытового подряда может выполняться как из материала подрядчика, так и заказчика. Наряду с общими требованиями, предусмотренными нормами о подряде, в бытовом подряде особо устанавливаются правила оценки и расчетов за материалы. Так, при выполнении работ из материала заказчика обязательно указание в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику, точного наименования, описания и цены материала. Цена материала заказчика должна быть определена соглашением сторон, однако в практике часты случаи, когда приемщик настаивает на заниженной цене материала и заказчик вынужден с этим согласиться. В этом случае закон предоставляет право заказчику оспорить произведенную оценку материала в суде (ст. 734 ГК РФ).

Ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность подрядчика в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от заказчика, в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию заказчика изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные заказчиком.

В практике деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей сферы обслуживания нередки случаи навязывания гражданам дополнительных работ или услуг. Например, гражданин хотел бы заказать пошив пиджака, а ему предлагается пошив только костюма в целом. Другой пример, заказчик обратился в часовую мастерскую с заказом на ремонт часов. Подрядчик предложил ему не только отремонтировать часы, но и доставить их по указанному заказчиком адресу. Заказчик принял предложение подрядчика, но подрядчик не уточнил, что эта услуга будет оказана на возмездной основе. Перед сдачей часов заказчику по указанному адресу подрядчик потребовал оплатить доставку в размере стоимости проезда. Заказчик отказался, мотивируя свой отказ тем, что в договоре стороны не оговорили стоимость дополнительной услуги, следовательно, заказчик не соглашался на то, чтобы ему оказывали эту дополнительную услугу на возмездной основе. В данном случае, очевидно, что услуга по доставке результата работы не была включена в договор, потому что стороны не договорились об условиях ее предоставления.

За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться неустойка, установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. от 29.06.2010) предусмотрено, что суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.

Ст. 738 ГК РФ предусматривает права подрядчика в случае неявки или иного уклонения заказчика от приемки выполненной работы. Подрядчик вправе, письменно предупредив заказчика, по истечении двух, месяцев с момента предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом причитающихся ему платежей, внести в депозит.

Правила безопасности подчеркивают специфику бытового подряда и при обнаружении недостатков в выполненной работе. Так, устранение недостатков производиться в соответствии общими правилами ст. 723, 725 ГК РФ, однако недостатки, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, как заказчика, так и других лиц, подлежат устранению независимо от сроков их обнаружения. Требование об их устранении может быть предъявлено в течении 10 лет (ст. 737 ГК РФ)[5].

Современное состояние правил бытового обслуживания во многом не соответствует сложившимся экономическим условиям. Совершенствование данных правил является необходимым условием эффективного развития отрасли, создания благоприятного предпринимательского климата и привлечения инвестиций. С учетом появления новых видов бытовых услуг и необходимости исключения устаревших нуждается в доработке Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

Автор предлагает дополнить данные правила статьей о выполнении работ по изготовлению фотоснимков, изложив ее в следующей редакции: При изготовлении фотоотпечатков с фотопленки исполнителя фотоизображение должно в наибольшей степени соответствовать оригиналу.

Исполнитель обязан изготавливать фотоснимки в зависимости от назначения документа, для которого они выполняются, определенных размеров на фотобумаге в соответствии с требованиями, предъявляемыми к личной фотографии соответствующими органами исполнительной власти.

Также дополнить статью о ремонте бытовой техники с программным обеспечением: При ремонте и техническом обслуживании оборудования информационных технологий исполнитель обеспечивает сохранность программного обеспечения, значений показателей быстродействия оборудования, неизменность уровня защиты от несанкционированного доступа, конфиденциальность информации, принадлежащей потребителю.

После проведения ремонта и технического обслуживания оборудование информационных технологий должно нормально функционировать во всех режимах, предусмотренных инструкций по эксплуатации или в объеме, согласованном с потребителем.


Литература:

  1. Бытовой подряд [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ktp-group.ru/advices/articles/206.shtml

  2. См. например: Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров. Дисс... канд. юрид. наук. – Казань. - 2007.

  3. Например, см.: Брагинский М.И. Применение статьи 426 «Публичный договор» Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. - 2001. - № 9. - С. 70-71; Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. - 2004. - № 6. - С. 80-81; Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. - 2004. - № 4. - С. 30-32.

  4. Договор бытового подряда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yurforum.ucoz.ru/publ/dogovor_bytovogo_podrjada/1-1-0-69

Основные термины (генерируются автоматически): бытовой подряд, ГК РФ, договор, выполнение работ, заказчик, оказание услуги, оказание услуг, подрядчик, потребительский характер, публичный договор.