Нотариальная защита корпоративных прав
Автор: Семенкова Валентина Михайловна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2018)
Дата публикации: 01.04.2018
Статья просмотрена: 1034 раза
Библиографическое описание:
Семенкова, В. М. Нотариальная защита корпоративных прав / В. М. Семенкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14079/ (дата обращения: 17.12.2024).
С принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [2] компетенция нотариусов в сфере корпоративных правоотношений расширилась. Указанным Федеральным законом параграф 2 гл. 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) был дополнен ст. 67.1 «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах», п. 3 которой установлены правила о возможности подтверждения принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при его принятии участников путем нотариального удостоверения. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] были внесены корреспондирующие изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [4] (далее — Основы). В число нотариальных действий включено удостоверение решения органа управления юридического лица (п. 29 ст. 35); введена гл. XX.3, ст. 103.10 которой содержит правила, регламентирующие порядок совершения указанного нотариального действия.
В соответствии со ст. 103.10 Основ с 1 января 2015 г. по просьбе лица, организующего проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, нотариус может подтверждать не только решения общих собраний акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, но и собраний или заседаний органов управления любых юридических лиц в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица. Однако нотариальное удостоверение для подтверждения решения собрания в публичных акционерных обществах использовать нельзя. В этом случае нотариус может присутствовать на собрании и выдавать свидетельство только при условии, что на этом собрании присутствовал и осуществлял функции счетной комиссии реестродержатель и он удостоверил состав участников собрания и принятые им решения. Для того, чтобы соблюсти данное правило, нотариусу, как и при совершении других нотариальных действий, необходимо установить правовой статус юридического лица. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — ФЗ № 99) разделил акционерные общества в ст. 66.3 на публичные и непубличные: «публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными».
«Важным моментом для нотариуса является то обстоятельство, что п. 4 ст. 97 ГК РФ для публичных акционерных обществ установлена обязанность по ведению реестра акционеров. Эта функция у публичных акционерных обществ передается специализированной независимой организации, имеющей предусмотренную законом лицензию, — регистратору, осуществляющему функции счетной комиссии. Сведения о реестродержателе в соответствии с п. «д« ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в обязательном порядке входят в содержание сведений государственного реестра о юридическом лице в отношении акционерных обществ» [5, с. 28].
Необходимо отметить то, что в наименовании акционерного общества указание на его публичность либо непубличность может отсутствовать в связи с тем, что ч. 7 ст. 3 ФЗ № 99-ФЗ юридическим лицам позволено приводить наименования юридических лиц, а также учредительные документы, созданные до дня вступления ФЗ № 99-ФЗ, в соответствие новеллам гл. 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Нотариус должен будет сам определить какое акционерное общество обратилось за совершением нотариального действия. Однако, определить статус акционерного общества можно и с помощью правила, установленного п. 11 ст. 3 ФЗ № 99, согласно которому акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на день вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Закрытые акционерные общества, не объявившие себя публичными, считаются непубличными.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников непубличных акционерных обществ решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. С 1 января 2016 г. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [6] (далее — ФЗ «Об ООО») дополнен новым правилом, согласно которому факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения. Однако, невозможно представить, что данный вопрос может быть единственным в повестке дня общего собрания. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда протокол общего собрания подлежит удостоверению в целом при наличии в нем решения вопроса об увеличении уставного капитала, и недействительного решения иного вопроса протокола. Применительно к сделкам в подобных случаях действует правило ст. 180 ГК РФ согласно которому: «недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части», но ГК РФ не содержит оговорки о возможности применения норм главы 9 ГК РФ «Сделки» к главе 9.1 ГК РФ «Решения собраний». Представляется, что нотариальное удостоверение подобного протокола не представляется возможным, так как нотариус в таком случае вынужден будет удостоверить в составе протокола и заведомо недействительное решение.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ «Об ООО» общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. В связи с этим возникает вопрос о необходимости подтверждения путем нотариального удостоверения фактов принятия решений об увеличении уставного капитала и составе участников общества, принятых единственным участником общества с ограниченной ответственностью единолично. Решением Верховного Суда РФ от 16.06.2016 № АКПИ16–427 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФНС России от 24.02.2016 № ГД-3–14/743@» [7] он разрешен однозначно. Так, Верховный Суд указал, что согласно пп. «д«, «к« п.1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [8] в едином государственном реестре юридических лиц содержатся кроме прочего сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого). Приведенный федеральный закон не содержит разграничений в объеме подобных сведений, содержащихся в названном реестре в отношении обществ с ограниченной ответственностью, имеющих единственного участника или двух и более участников. Норма о нотариальном удостоверении факта принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества обеспечивает достоверность сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и исходя из ее целевого назначения, имеет характер общего предписания относительно любых случаев увеличения уставного капитала общества. Соответственно никаких изъятий для обществ с ограниченной ответственностью в этой части не предусмотрено.
Учитывая тот факт, что наиболее распространенным видом судебных споров применительно к корпоративным правоотношениям является оспаривание факта принятия решения органом управления юридического лица и правомочности проведения собрания, участие нотариуса в корпоративных отношениях позволит сократить количество таких споров и обеспечить законность и достоверность принятого решения.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ [9] в Основы внесены изменения, вступившие в силу с 1 июля 2017 г., согласно которым установленный ст. 35 перечень нотариальных действий расширен за счет включения в него следующих таких действий как внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата и выдача выписок из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата.
«Расширение компетенции нотариуса посредством предоставления ему полномочий по ведению реестра участников обществ с ограниченной ответственностью — давно назревшая необходимость, продиктованная потребностью в недопущении участившихся на практике проблем с получением сведений из реестра участников общества. Смерть генерального директора общества или его уклонение (как правило, недобросовестное) от выдачи сведений из реестра с неизбежностью влекли невозможность для заинтересованных лиц получить требуемую информацию и, как следствие, создавали препятствия для отчуждения долей. На практике выписки из реестра участников общества предоставляются в органы государственной власти, банки, нотариусам и др». [10, с.10]
Статьей 31.1 ФЗ «Об ООО» предусмотрено ведение списка участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Обязанность по ведению списка участников общества возложена на единоличный исполнительный орган, однако уставом общества такая обязанность могла быть вменена какому-либо органу данного общества.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ в указанную статью ФЗ «Об ООО» внес изменения о возможности решением общего собрания участников общества или единоличным решением единственного участника общества делегировать полномочия по ведению и хранению списка участников общества Федеральной нотариальной палате (далее — ФНП) с использованием единой информационной системы нотариата. При этом, в соответствии с п. 6 ст. 31.1 Закона «Об ООО» на единоличный исполнительный орган, иной орган, предусмотренный уставом общества, и участников общества возложена обязанность своевременно сообщать нотариусу об изменении сведений, подлежащих внесению в реестр.
Вносить сведения в реестр списков участников обществ вправе любой нотариус Российской Федерации. В соответствии с требованиями п.1 ст. 31.1 Закона «Об ООО» список участников общества должен содержать сведения о каждом участнике общества, о размере доли участника в уставном капитале общества, об оплате участником общества доли в уставном капитале общества, о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. В соответствии с п. 8 ст. 11 Закона «Об ООО» сведения о размере номинальной стоимости доли каждого участника также содержатся и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), однако ЕГРЮЛ в рамках общего доступа содержит в отношении участника — физического лица, сведения о фамилии, имени и отчестве, и индивидуальном номере налогоплательщика, что не позволяет без проведения дополнительных проверок идентифицировать такого участника. Реестр же списков участников обществ содержит все идентифицирующие сведения. Обеспечение достоверности сведений, содержащихся в реестре возложено на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, если иной орган не предусмотрен уставом общества, а в случае передачи ведения списка участников ФНП ответственность за достоверность сведений, внесенных в список, возлагается на нотариуса, внесшего такие сведения, поэтому нотариус обязан вносить сведения в реестр списков участников обществ только на основании документов, подтверждающих достоверность сведений. К сведениям, вносимым в реестр списков участников обществ, как и к другим сведениям о совершенных нотариальных действиях, ограничен, а перечень лиц, обладающих правом на получение выписки, является исчерпывающим. Выписка подтверждает принадлежность доли участнику, факт ее оплаты, состав участников общества на данный момент в случаях обращения третьего лица для определения действительности решения общего собрания участников об одобрении крупной сделки или сделки с заинтересованностью; подтверждения статуса участника общества для лица, требующего предоставления информации о деятельности такого общества, поскольку право предоставления информации принадлежит только участникам хозяйственного общества [11]; подтверждения статуса участника общества при рассмотрении арбитражным судом иска о признании недействительным корпоративного решения, поскольку истец должен представить доказательства наличия у него статуса участника как на момент проведения собрания, так и на момент его обращения в суд [12].
Передача права ведения и хранения списка участников обществ нотариусу обусловлена необходимостью защиты интересов и реализации прав как участников общества от недобросовестных действий единоличного исполнительного органа, например, при отказе в предоставлении сведений об адресах участников общества участнику, инициировавшему проведение общего собрания, для их уведомления о проведении собрания во исполнение требований п. 4 ст. 35 и п.1 ст. 36 Закона «Об ООО». Судебной практикой также подтверждено то, что новелла способствует защите прав третьих лиц от последствий недостоверности сведений списка участников, в случае ведения его обществом и в случае злостного уклонения директора от обязанности вносить изменения в список участников [13], а также защите прав наследников участников общества по своевременному обеспечению участия в управлении обществом и их прав по управлению долей до истечения установленного срока для принятия наследства [14].
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
- Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-I).
- Илюшина М. Н. Новеллы законодательства и правоприменительной практики нотариального удостоверения решения собрания и состава участников хозяйственного общества, присутствовавших при его принятии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 3.
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2016 № АКПИ16–427 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФНС России от 24.02.2016 № ГД-3–14/743@».
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Левушкин А. Н., Долганова И. В. Новые нотариальные действия: Современные реалии, оценка законодательных изменений, практика их применения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 3.
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2015 № Ф07–6069/2015 по делу № А21–3136/2024.
- Определение Верховного суда Российской Федерации от 11.01.2016 № 309-ЭС15–16776 по делу № А71–12450/2014.
- Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.01.2012 № ВАС-12653/11 по делу № А36–3192/2010.