Правомерность санкций США в отношении проекта «Северный поток-2»
Автор: Голикова Юлия Александровна
Рубрика: 20. Международное право
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)
Дата публикации: 16.11.2017
Статья просмотрена: 131 раз
Библиографическое описание:
Голикова, Ю. А. Правомерность санкций США в отношении проекта «Северный поток-2» / Ю. А. Голикова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13313/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье рассматривается проблема влияния американских санкций на реализацию проекта бестранзитного экспортного газопровода «Северный поток — 2». Автор анализирует непростую ситуацию на международной арене, рассматривает непосредственно сам закон «Противодействие противникам Америки посредством закона о санкциях» (H.R.3364 — Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. Latest Action), приводит контраргументы в противовес тем доводам, которые изложены в законе о санкциях США, раскрывая при этом истинные мотивы проведения санкционной американской политики в отношении России.
Ключевые слова: Северный поток — 2, Россия, США, санкции, закон, Газпром, газовый рынок, монополизация, Украина, Германия, политические, экономические, протекционистские мотивы
Как известно, на международной арене сложилась довольно сложная ситуация между такими странами как Россия и США. Многочисленные санкции выступают в качестве инструмента оказания давления на принятие политических решений странами и их поведение.
Так, законопроект (в последующем закон) «Противодействие противникам Америки посредством закона о санкциях» [2] подтверждает предыдущие санкции против России и вводит новые.
В одном из тематических «блоков» прямо указано: «продолжать выступать против трубопровода NordStream 2, учитывая его пагубные последствия для энергетической безопасности Европейского Союза, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ в Украине…» [2].
«Санкции направлены на тех, кто инвестирует в строительство трубопроводов для российских энергоносителей или поддерживает такое строительство», — говорит сенатор-республиканец Майкл Крепо [4].
«Северный поток — 2» — это проект бестранзитного экспортного газопровода из России в Германию через Балтийское море мощностью 55 млрд кубометров газа в год. Компанией, отвечающей за проектирование, строительство и эксплуатацию магистрали, стала NordStream 2 AG, единственным акционером которой является «Газпром».
Почему же проект предполагает транспортировку газа в обход Украины? Дело в том, что речь идёт о задолженности украинской стороны в размере «…4,455 млрд долл.: 1,454 млрд долл. — за ноябрь-декабрь 2013 года и 3 млрд долл. — за апрель-май 2014 года» [5]. С таким ненадёжным партнёром «Газпром» просто отказывается сотрудничать.
Также, по мнению представителей Евросоюза, а именно еврокомиссара по энергетике и климату Мигеля Ариаса Каньете, который выступал в Европарламенте в Страсбурге, «Северный поток — 2» может иметь негативное воздействие на ряд транзитных маршрутов, ведущих в Евросоюз, включая тот, что идет через Украину» [7].
Таким образом, данный маршрут транзита газа не является ни надёжным, ни стабильным, так как внутриполитическая ситуация в стране после смещения президента В. Януковича оставляет желать лучшего. Это выражается в гражданской войне на территории Украины. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данный маршрут транзита газа не является желательным для России.
Вернёмся к американским санкциям. Так в чём же дело? Почему США так агрессивно настроены против данного проекта?
«Countering America's Adversaries Through Sanctions Act» содержит следующую формулировку:
‒ Правительству Соединенных Штатов следует уделять приоритетное внимание экспорту энергетических ресурсов Соединенных Штатов в целях создания американских рабочих мест, оказания помощи союзниками партнерам Соединенных Штатов и укрепления внешней политики Соединенных Штатов [2].
Напрашивается вывод о том, что это является попыткой США монополизировать газовый рынок. «Они пытаются своим законом о санкциях убить проект «Северный поток — 2», который для европейцев очень выгоден, который нужен Германии, он превращает ее в крупнейший газораспределительный центр в Европе. От этого и Меркель, и бизнес вряд ли откажется. И кроме того, в Европе есть серьезные подозрения, что перекрывая сотрудничество по линии «Северного потока — 2», американцы на самом деле хотят заставить покупать американский сланцевый газ по гораздо более высоким ценам, чем им обходится газ российский», — заявил в эфире канала «Россия 24» российский сенатор Алексей Пушков [9].
В данном документе указываются и другие цели проведение санкционной политики в отношении России:
‒ Помочь Украине и союзникам Соединенных Штатов и партнерам в Европе снизить зависимость от российских энергоресурсов, особенно природного газа, которые правительство Российской Федерации использует в качестве оружия для принуждения, запугивания и влияния на другие страны [2];
‒ Сотрудничать с государствами-членами Европейского союза и институтами Европейского союза в целях содействия энергетической безопасности путем развития диверсифицированных и либерализованных энергетических рынков, которые предоставляют диверсифицированные источники, поставщики и маршруты [2];
Таким образом, США нужны поводы для введения санкций в отношении России.
Во-первых, Конгресс утверждает, что российское руководство занималось «хорошо задокументированной коррупционной практикой” для подкупа в европейских и евразийских странах. С этим нельзя согласиться, так как данный проект реализуется в силу официального соглашения, о котором было известно всему миру. 4 сентября 2015 года главы ПАО «Газпром», немецких энергетических компаний E.ON SE и BASF SE/Wintershall Holding GmbH, англо-голландской Royal Dutch Shell, австрийской ОMV AG и французской Engie S. A. (ранее GDF SUEZ S. A.) подписали соглашение акционеров о реализации проекта «Северный поток — 2» по строительству дополнительной инфраструктуры для транспортировки российского газа на рынок ЕС. Таким образом, пять европейских компаний обязуются предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50 % от общей стоимости проекта, которая на данный момент оценивается в 9,5 млрд евро. Вклад каждой из компаний составит до 950 млн евро. Единственным акционером проектной компании Nord Stream 2 AG останется «Газпром», который покроет вторую половину стоимости [2].
Во-вторых, США считают, что Россия нарушает суверенитет Украины, её границы. В частности, они говорят о незаконной аннексии Крыма. При определении будущего статуса и государственной принадлежности Автономной Республики Крым и города Севастополя проводился референдум на соответствующих территориях. По официальным данным обработки 100 % протоколов, на территории АР Крым 96,77 % [10] проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня — «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации», в Севастополе — 95,6 % [8]. Да, действительно, на территории Севастополя находились войска России, однако именно они совместно с отрядом крымской самообороны смогли восстановить порядок, воспрепятствовав властям Украины, сделали возможным проведение этого референдума, обеспечив «безопасность граждан и благоприятные условия для их волеизъявления» [6].
Данный референдум был правомерен, так как Международным судом ООН, а также многими странами была признана независимость Косова [1] также в одностороннем порядке. Данный факт можно рассматривать в качестве прецедента. Независимость Крыма 17 марта была провозглашена на основании Декларации о независимости и результатов референдума, а 18 марта произошло юридическое закрепление присоединения Крыма к Российской Федерации. В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что нарушения границ территории Украины нет.
Таким образом, санкции США в отношении России, затрагивающие проект «Северный поток-2», обусловлены не правовыми мотивами, а политическими и экономическими (протекционистскими). Кроме того, эти санкции затрагивают не только Россию. В Берлине возмущены тем, что хотя «речь идет о санкции за действия России», но при этом «под санкции попадают европейские компании», — передал мнение Ангелы Меркель официальный представитель ее кабинета.
Литература:
1. 2008 Kosovo declaration of independence: act of the Provisional Institutions of Self-Government Assembly of Kosovo от 17. 02. 2008 // Kosova Wiki — 2008/ — 17 февраля.
2. H.R.3364 — Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. Latest Action:Public Law от 08.02.2017 No: 115–44 // Congress.gov — 2017. — 2 августа.
3. Nord Stream 2 AG и европейские энергетические компании подписали соглашения о финансировании // Газпром: сайт. — Режим доступа:http://www.gazprom.ru/press/news/2017/april/article327181//. — Загл. с экрана.
4. Балтачева, М. США намерены санкциями перекрыть «Северный поток — 2» / М. Балтачева, Н. Коваленко, М. Мошкин // ВЗГЛЯД. — 2017. — 16 июня. — С.2.
5. В Берлине прошли переговоры с НАК «Нафтогаз Украины» // Газпром: сайт. — Режим доступа:http://www.gazprom.ru/press/news/2014/june/article192727/. — Загл. с экрана.
6. Встреча с членами фракций политических партий в Государственной Думе. // Kremlin.ru: сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/page/174/. — Загл. с экрана.
7. ЕК: «Северный поток — 2" может повлиять на маршруты транзита газа в ЕС // Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»: сайт. — Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170914/1504745665.html/. — Загл. с экрана.
8. На сессии городского Совета утверждены результаты общекрымского референдума 16 марта 2014 года // Официальный сайт Севастопольского городского совета: сайт. — Режим доступа: http://archive.is/zbExZ/. — Загл. с экрана.
9. Пушков прокомментировал новый проект США о санкциях // Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»: сайт. — Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170914/1504745665.html/. — Загл. с экрана.
10. Результаты общекрымского референдума // Официальный сайт Государственного Совета Республики Крым: сайт. — Режим доступа: http://archive.is/bvjR6/. — Загл. с экрана.
Ключевые слова
Россия, США, Германия, Украина, закон, санкции, монополизация, Северный поток — 2, Газпром, газовый рынок, политические, экономические, протекционистские мотивыПохожие статьи
Противодействие санкционному давлению как инструмент повышения экономической безопасности
В представленной статье исследуется взаимозависимость экономической безопасности региона и хозяйствующих субъектов, находящихся на его территории. Определён характер и перечень санкций со стороны США и Евросоюза, направленных на предприятия Санкт-Пет...
Санкции как инструмент политического и экономического давления на деятельность транснациональных компаний России
В статье авторы пытаются определить возможные варианты функционирования транснациональных корпораций России в условиях налагаемых на них санкций.
Экономические последствия санкций ЕС против России и российских контрсанкций
В статье рассмотрены экономические последствия для российской экономики санкций Европейского Союза и контрсанкций России. Сделан вывод о том, что они не оказали значительного негативного влияния на российскую экономику.
Энергетический фактор во внешней политике России: состояние, проблемы и перспективы
В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России. Уточнены актуальные угрозы и вызовы внешней энергетической политики, проведен SWOT-анализ условий ее разработки и реализации. Предложены ...
Влияние «Северного потока — 2» на Балтийское море
В статье автор пытается определить экологическое влияние «Северного потока — 2» на Балтийское море.
Коррупция в России: сущность и конституционные основы противодействия
В статье автор рассматривает понятие «коррупция» с законодательной точки зрения; указывает на возможные негативные последствия от данного явления; изучает нормы права, содержащиеся в Конституции РФ, связанные с противодействием коррупции в Российской...
Газопровод «Сила Сибири»: анализ российско-китайского контракта
В статье представлен анализ выгод российско-китайского контракта «Сила Сибири» для формирования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазохимических комплексов во взаимосвязи со стратегиями развития добывающих компаний. Показано, что контракт ...
Влияние реторсий и репрессалий на рынок автоперевозок в России
В настоящей статье раскрывается суть понятий «санкций», «реторсий» и «репрессалий». Анализируется влияние антироссийских санкций 2014–2020 годов на объем сельскохозяйственного импорта и рынок автоперевозок в Российской Федерации.
Вопрос использования санкционного режима как способа защиты иностранных и государственных инвестиции в Российской Федерации
В статье автор рассматривает различные варианты и изыскивает возможности по использованию санкционного режима как способа защиты иностранных и государственных инвестиции в российской федерации, делает вывод о необоснованности такого использования при...
Развитие возобновляемой энергетики в Республике Казахстан: взгляд на международный опыт
Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связ...
Похожие статьи
Противодействие санкционному давлению как инструмент повышения экономической безопасности
В представленной статье исследуется взаимозависимость экономической безопасности региона и хозяйствующих субъектов, находящихся на его территории. Определён характер и перечень санкций со стороны США и Евросоюза, направленных на предприятия Санкт-Пет...
Санкции как инструмент политического и экономического давления на деятельность транснациональных компаний России
В статье авторы пытаются определить возможные варианты функционирования транснациональных корпораций России в условиях налагаемых на них санкций.
Экономические последствия санкций ЕС против России и российских контрсанкций
В статье рассмотрены экономические последствия для российской экономики санкций Европейского Союза и контрсанкций России. Сделан вывод о том, что они не оказали значительного негативного влияния на российскую экономику.
Энергетический фактор во внешней политике России: состояние, проблемы и перспективы
В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России. Уточнены актуальные угрозы и вызовы внешней энергетической политики, проведен SWOT-анализ условий ее разработки и реализации. Предложены ...
Влияние «Северного потока — 2» на Балтийское море
В статье автор пытается определить экологическое влияние «Северного потока — 2» на Балтийское море.
Коррупция в России: сущность и конституционные основы противодействия
В статье автор рассматривает понятие «коррупция» с законодательной точки зрения; указывает на возможные негативные последствия от данного явления; изучает нормы права, содержащиеся в Конституции РФ, связанные с противодействием коррупции в Российской...
Газопровод «Сила Сибири»: анализ российско-китайского контракта
В статье представлен анализ выгод российско-китайского контракта «Сила Сибири» для формирования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазохимических комплексов во взаимосвязи со стратегиями развития добывающих компаний. Показано, что контракт ...
Влияние реторсий и репрессалий на рынок автоперевозок в России
В настоящей статье раскрывается суть понятий «санкций», «реторсий» и «репрессалий». Анализируется влияние антироссийских санкций 2014–2020 годов на объем сельскохозяйственного импорта и рынок автоперевозок в Российской Федерации.
Вопрос использования санкционного режима как способа защиты иностранных и государственных инвестиции в Российской Федерации
В статье автор рассматривает различные варианты и изыскивает возможности по использованию санкционного режима как способа защиты иностранных и государственных инвестиции в российской федерации, делает вывод о необоснованности такого использования при...
Развитие возобновляемой энергетики в Республике Казахстан: взгляд на международный опыт
Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связ...