Имущественные права несовершеннолетних, как наиболее незащищенной категории граждан в силу их психологической, физической и социальной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства. Несмотря на то, что политика государства основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, меры по защите имущественных прав несовершеннолетних, в условиях существующих социально-экономических проблем, являются недостаточными и требуют качественной доработки.
В этих условиях именно прокуратура, в рамках предоставленных ей полномочий, обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, принимает меры к их восстановлению. Эффективность работы органов прокуратуры в данной сфере зависит от грамотной организации надзорной деятельности.
В научной литературе под организацией работы в органах прокуратуры понимается создание оптимальных условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей функциональной деятельности органов прокураты [1, С. 33].
Вопросы организации надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних регламентируются Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». Так, в ст. 3.3, указанного приказа, перед прокурорами ставится задача своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению, ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т. д.), в котором проживают несовершеннолетние.
Основными элементами организации надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних являются:
- Анализ состояния законности.
Осуществляется посредством проведения информационно-аналитической работы, заключающейся в постоянном получении, использовании информации и ее обработки. Так, используя статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных и гражданских дел, данные контролирующих органов, различные обращения граждан, сообщения, полученные из средств массовой информации, прокурору необходимо выделить из общего массива поступивших материалов наиболее значимые и изучить их. Данная работа должна базироваться на принципах оперативности, полноты, достоверности и своевременности получения информации [2, С. 59].
В качестве источника информации о соблюдении имущественных прав несовершеннолетних прокурорами активно используются данные, опубликованные в местных СМИ, а также сети Интернет, в которых могут содержаться сведения о неисполнении родителями алиментных обязательств, нарушении жилищных прав детей и иные данные.
Важным источником информации выступают статистические данные, предоставляемые поднадзорными органами. Так, анализ предоставленных поднадзорными органами форм, утвержденных Приказом Росстата от 14 января 2013 г. N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений», позволяет получить сведения об учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о финансировании и расходах учреждений, реализующих программы общего образования, о финансировании и материально-технической базе образовательных учреждений начального профессионального образования и другие сведения.
Постоянный сбор систематических данных позволяет сделать выводы о состоянии законности в указанной сфере. Например, путем проведения сравнительного анализа текущих показателей с показателями прошлых лет.
- Планирование работы.
Осуществляется по результатам анализа состояния законностисоблюдения имущественных прав несовершеннолетних. Прокурор определяет цели деятельности, определенные мероприятия для достижения этих целей, сроки их исполнения. Организация планирования начинается с предложения о внесении в план тех или иных мероприятий. К ним обычно относятся: подведение итогов деятельности за предыдущий год, надзорные проверки, обобщение практики прокурорского надзора, проведение коллегий [3, С. 65].
- Контроль исполнения поручений, актов прокурорского реагирования.
Заключается в истребовании информации об исполнении организационно-распорядительных документов, поручений прокурора, разрешении обращений, в том числе на оперативных совещаниях, проведение проверки соблюдения требований организационно-распорядительных документов органов прокуратуры в случае выявления нарушений.
- Работа с кадрами, повышение их квалификации.
В соответствии с п. 14 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» к работе по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи привлекаются наиболее квалифицированные и опытные работники. Данное положение связано с особой сложностью рассматриваемых дел, требующих от прокурорских работников высокого уровня подготовки, опыта, ответственности.
Для прокуроров, на которых возложен надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, организуются мероприятия по повышению их квалификации: круглые столы, конференции, лекции, учебно-методические семинары.
Существуют и другие элементы организации надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних, такие как взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, и общественными организациями, взаимодействие между органами прокуратуры, материально-техническое обеспечение надзорной деятельности и другие.
Итак, грамотно построенная организация надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних способствует своевременному восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также способствует повышению эффективности деятельности органов прокуратуры.
Литература:
- Смирнов А. Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник — ИПК РК Ген. прокуратуры Российской Федерации. Москва,2004.
- Кобзев Ф. М. Основные организационно-распорядительные, информационно-справочные и иные документы по вопросам организации работы в прокуратуре города, района: сб. примерных образцов. Москва, 2010.
- Воеводина Т. Г., Кремнева Е. В., Огурцова М. Л. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних: Монография. Москва, 2016.