Деятельность Комиссии ООН по границам континентального шельфа (на примере заявки России на расширение арктического шельфа) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Владимирова, Е. Д. Деятельность Комиссии ООН по границам континентального шельфа (на примере заявки России на расширение арктического шельфа) / Е. Д. Владимирова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11573/ (дата обращения: 19.12.2024).



Деятельность Комиссии ООН по границам континентального шельфа (на примере заявки России на расширение арктического шельфа)

Владимирова Екатерина Дмитриевна, студент

Иркутский государственный университет

Комиссия ООН по границам континентального шельфа (далее — Комиссия) является одним из трех специализированных органов, учрежденных в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее — Конвенция).

Комиссия призвана содействовать соблюдению Конвенции в части определения внешних границ континентального шельфа, выходящего за установленные Конвенцией пределы: согласно статье 76 Конвенции, когда шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, внешние границы своего континентального шельфа прибрежное государство определяет самостоятельно на основе рекомендаций Комиссии [1].

Изучение деятельности Комиссии является актуальным направлением исследования в связи со стремлением Российской Федерации расширить зону арктического шельфа. В 2001 году Россия направила в Комиссию заявку на участок, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева. Тогда эксперты ООН отклонили ее «за недостатком информации». В августе 2015 года, спустя четырнадцать лет, опираясь на результаты проведенных научных экспедиций и на обширные выкладки ученых, Российская Федерация повторно подала в Комиссию представление о границах арктического шельфа.

Настоящей статьей автор стремится привлечь внимание к арктическому региону и к деятельности специализированных учреждений ООН на примере одного из них. Указанное направление исследования представляется актуальным в связи с возросшим интересом государств к арктическим пространствам. В борьбе за нефтегазоносный потенциал указанных территорий государства стремятся путем предусмотренного Конвенцией механизма расширить зону своего континентального шельфа. Так как единого многостороннего договора, регулирующего правовой статус территорий Арктики, на сегодняшний день не существует, нередки споры государств относительно той или иной территории. Наиболее остро стоит вопрос о государственной принадлежности хребта Ломоносова, поэтому деятельность Комиссии в статье рассматривается на примере заявки Российской Федерации 2015 года.

В своей деятельности Комиссия опирается на три базовых документа, это: Правила процедуры Комиссии от 04.09.2008 г.; Научно-техническое руководство Комиссии от 13.05.1999 г.; Внутренний кодекс поведения для членов Комиссии 2005 г.

Комиссия состоит из 21 члена — специалистов в области гидрографии, геологии, геофизики, выступающих в личном качестве, при этом участие в работе Комиссии специалистов в области права Конвенция не предусматривает, что, по-видимому, может создать определенные трудности и даже повлечь постановку вопроса о компетентности Комиссии в случае возникновения вопросов толкования положений Конвенции [2, с. 35].

Процедуру рассмотрения заявки Российской Федерации в Комиссии можно разделить на три этапа: подача и обнародование представления, рассмотрение представления и вынесение рекомендаций Комиссией.

В соответствии со ст. 4 Приложения II Конвенции, прибрежное государство, намеревающееся установить внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, должно представить заявку (представление) в Комиссию. Согласно Правилам процедуры Комиссии 2008 г., представление состоит из трех отдельных частей: резюме, основной части (аналитическо-описательной) и обосновывающих научно-технических данных. Представление подается на имя Председателя Комиссии на одном из официальных языков Комиссии в печатном или электронном виде. В случае если представление подается только в печатном виде, прибрежному государству необходимо предоставить двадцать два экземпляра резюме, восемь — основной части и два — обосновывающих научно-технических данных. Если документы предоставляются в электронном виде, то все части представления подаются в количестве двух экземпляров: один в защищенном, не подлежащем изменению формате, второй — в открытом. Далее представление регистрируется Генеральным секретарем ООН, который после внесения соответствующей регистрационной записи уведомляет прибрежное государство, а также Комиссию и государства-члены ООН о получении соответствующего представления. Резюме представления подлежит обнародованию, после чего вопрос о его рассмотрении включается в предварительную повестку дня следующей очередной сессии Комиссии, при этом сессия проводится не ранее, чем через 3 месяца после дня обнародования.

В случае с заявкой Российской Федерации, наше доработанное представление успешно прошло первый этап процедуры рассмотрения, результатом чего стало опубликование на официальном сайте Комиссии резюме заявки России [3]. В сопроводительном письме к документу сообщалось, что его рассмотрение «будет включено в предварительную повестку следующей (39-й) очередной сессии, которая пройдет в штаб-квартире ООН с 12 октября по 27 ноября».

Не позднее, чем за 60 дней до начала работы сессии прибрежное государство уведомляется о дате и месте первого рассмотрения и приглашается к участию в нем без права голоса. По истечении предусмотренного трехмесячного срока после даты обнародования Комиссия собирается на сессию, в предварительную повестку дня которой включаются следующие пункты: презентация представления прибрежным государством; рассмотрение информации о спорах, имеющих отношение к представлению; рассмотрение порядка последующей работы; учреждение подкомиссий. Рассмотрение представления на данном этапе осуществляется в соответствии с правилом конфиденциальности, поэтому о том, что было озвучено нашими представителями в Комиссии на этой сессии мы можем узнать только из информации, содержащейся в опубликованном резюме российской заявки. Таким образом, Комиссии были даны пояснения к картам предполагаемых границ; обозначены применимые положения ст. 76 Конвенции (п.п. 1, 3, 4, 5, 6, 7); было отмечено, что при подготовке заявки научные консультации оказывались доктором И. Ф. Глумовым, доктором Ю. Б. Казминым и доктором Г. Брекке. Относительно споров, имеющих отношение к представлению, приведем информацию по хребту Ломоносова. На него помимо России претендуют Дания и Канада. На сессии было отмечено, что Российская Федерация провела консультации отдельно с Данией и отдельно с Канадой, и в обоих случаях государства достигли договоренности о том, что если одно государство представит свою заявку в Комиссию, другое государство незамедлительно направит Генеральному секретарю ООН дипломатическую ноту, в которой будет указано следующее: «1. одно государство не возражает против рассмотрения Комиссией заявки другого государства и вынесения Комиссией рекомендаций по этой заявке; 2. рекомендации, сделанные Комиссией в отношении заявки другого государства, не наносят ущерба правам государства при рассмотрении Комиссией его собственной заявки; 3. указанные рекомендации не наносят ущерба вопросам разграничения континентального шельфа между этими двумя государствами».

Результатом работы сессии является назначение подкомиссии, ответственной за рассмотрение представления. Согласно Правилам процедуры 2008 г., изучение заявки от имени Комиссии и подготовка окончательных рекомендаций на рассмотрение Комиссии являются прерогативой и обязанность подкомиссии. В ее функции входят: предварительный анализ представления и его основное научно-техническое изучение. При выполнении первой функции подкомиссия решает такие вопросы как: проходит ли прибрежное государство проверку принадлежности, нужно ли рекомендовать ему проконсультироваться у специалистов или заручиться сотрудничеством соответствующих международных организаций и какой примерно срок необходим подкомиссии для обзора всех данных и подготовки своих рекомендаций в адрес Комиссии. На этой стадии подкомиссия может при необходимости запросить разъяснения прибрежного государства по тому или иному вопросу. Взаимодействие в этом случае осуществляется через Секретариат. Первоначальное изучение завершается максимум в недельный срок, после чего подкомиссия уведомляет Комиссию о времени и консультативной помощи, которые могут потребоваться для завершения обзора представления и подготовки рекомендаций по нему, а также уведомляет прибрежное государство о примерном графике изучения заявки. Далее подкомиссия переходит к выполнению второй функции (научно-технического изучения представления), в рамках которой осуществляет анализ третьей структурной части заявки. Вся деятельность на этом этапе направлена на удостоверение в том, что как с количественной, так и с качественной точки зрения представленных данных достаточно для обоснования предлагаемых границ. Здесь также, в случае необходимости предоставления дополнительных данных, информации или разъяснений, подкомиссия обращается к прибрежному государству с просьбой предоставить такие данные или информацию либо дать разъяснения. Завершается этап непосредственного рассмотрения заявки так называемым «продвинутым» этапом, в рамках которого подкомиссия приглашает делегацию прибрежного государства на одно или несколько заседаний, где она делает комплексную презентацию своих мнений и общих заключений, сформированных за период рассмотрения заявки. Прибрежному государству, в свою очередь, предоставляется возможность откликнуться на выкладки подкомиссии на той же сессии и (или) на более позднем этапе.

После встречи с делегацией прибрежного государства подкомиссия переходит к подготовке рекомендаций. Каждый член подкомиссии составляет записки по результатам рассмотрения представления, которые потом кладутся в основу сводного проекта рекомендаций. На следующей сессии этот сводный проект рассматривается в первом чтении, при этом любой член подкомиссии может предлагать в письменном виде поправки. При принятии итогового варианта рекомендаций подкомиссия в первую очередь старается прийти к консенсусу, если же такого достичь не получается, решение по рекомендации принимается путем голосования, проводимого обычно в форме поднятия рук, большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов. Рекомендации, подготовленные подкомиссией, представляются в письменном виде Председателю Комиссии через Секретариат, после чего подлежат рассмотрению на следующей сессии, где Комиссия может внести свои поправки. Рекомендации Комиссии утверждаются в том же порядке, что и рекомендации подкомиссии. После утверждения они направляются прибрежному государству в письменном виде. В соответствии с п. 8 ст. 76 Конвенции внешние границы континентального шельфа, установленные на основе рекомендаций Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны. В случае несогласия государства с рекомендациями оно в течение разумного периода времени делает новое или пересмотренное представление Комиссии.

В научном обществе ведутся дискуссии на предмет «окончательности» и «обязательности» границ шельфа, установленных на основе рекомендаций Комиссии. Приведем позицию Ассоциации международного права: «окончательность» означает, что границы, установленные таким способом, впредь не могут быть изменены; «обязательность» — обязательство третьих государств признавать такие границы [4, с. 41]. Этот подход представляется автору разумным.

В заключение хотелось бы выразить надежды на то, что заявка России на расширение арктического шельфа будет рассмотрена Комиссией в нашу пользу. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 г. Россия намеревается «установить внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности для разведки и разработки его минеральных ресурсов», а по оценкам экспертов, расширение зоны континентального шельфа в Северном Ледовитом океане позволит увеличить запасы углеводородов на 5 млрд. тонн условного топлива. В условиях сложившей в мире ситуации, «победа» в этом вопросе не только увеличит экономический потенциал страны, но и укрепит авторитет Российской Федерации на мировой арене.

Литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву // Собр. законодательства РФ. — 1997. — № 48 (1 дек.). — Ст. 5493.
  2. Губанов А. И. Разграничение континентального шельфа в Арктике: международно-правовые проблемы и перспективы. — М.: Зерцало-М, 2015. — 312 с.
  3. Частично пересмотренное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане // Официальный сайт Комиссии по границам континентального шельфа. URL: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2015_08_03_Exec_Summary_Russian.pdf (дата обращения: 30.11.2016).
  4. Губанов А. И. Разграничение континентального шельфа в Арктике: международно-правовые проблемы и перспективы. — М.: Зерцало-М, 2015. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прибрежное государство, континентальный шельф, Российская Федерация, Комиссия, арктический шельф, граница, основа рекомендаций Комиссии, подкомиссия, рассмотрение представления, россия.

Похожие статьи

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Особенности регулирования параллельного импорта лекарственных препаратов в Европейском Союзе

Историография локального конфликта на постсоветском пространстве (на примере Карабахского конфликта)

Совершенствование базы экономических статистических информаций (на примере Узбекистана)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО и ЕАЭС

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Похожие статьи

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Особенности регулирования параллельного импорта лекарственных препаратов в Европейском Союзе

Историография локального конфликта на постсоветском пространстве (на примере Карабахского конфликта)

Совершенствование базы экономических статистических информаций (на примере Узбекистана)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО и ЕАЭС

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)