Налоговое право в Республике Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Каримбекова, А. С. Налоговое право в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11444/ (дата обращения: 17.12.2024).



Экономическую независимость, политическую стабильность, финансовое благополучие страны и его будущее в том числе, определяет налогово-бюджетное планирование на макроуровне. При этом налогово-бюджетное планирование базируется на стратегических документах развития страны на перспективу и зависит от состояния развития национальной и мировой экономики. Поскольку в настоящее время существуют мощные глобальные и внутренние вызовы. К ним относятся: угрозы продовольственного и энергетического кризиса, острый дефицит воды, исчерпаемость природных ресурсов, нарастающая социальная нестабильность, а также угрозы новой мировой дестабилизации и др. В данных условиях странам очень важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и улучшением качества жизни людей. Эту задачу должно выполнить грамотное налогово-бюджетное планирование на макроуровне, так как через доходную и расходную части государственного бюджета реализуется вся экономическая, фискальная, инвестиционная, инновационная, структурная и социальная политика государства, включающая в себя развитие человеческого капитала. От качества планирования доходов и расходов государственного бюджета страны, способов и механизмов стимулирования развития тех или иных сфер экономики через налоги, государственные расходы, трансферты и др. инструменты государственного регулирования экономики зависит повышение уровня жизни людей. [1]

Ровно 25 лет назад наше государство приобрело свою независимость и потребовало создания собственной налоговой системы. Начало такой системы было положено путем принятия ряда законодательных актов по налоговым вопросам. [2]

Республика Казахстан, как и другие страны СНГ, приступив к реализации радикальных мер по реформированию экономических отношений, заметно продвинулся на пути трансформации административно — плановой экономики в рыночную. Для этого необходимо было создать соответствующую нормативно — правовую базу, которая уже за первые годы независимости страны претерпела значительные изменения. К моменту принятия первого в истории не только РК, но и стран СНГ «Налогового кодекса», в разработке которого принимали участие М.Т. Оспанов, М.Т. Есенбаев, А.С. Павлов и руководители центрального аппарата, высококвалифицированные налоговики и финансисты страны. Налоговое законодательство в нашей стране состояло из трех указов Президента РК и 45 законов. Из них 18 актов регулировал систему налоговых отношений, виды налогов и порядок налогообложения, 11 — порядок деятельности целевых внебюджетных фондов, 22 — устанавливали налоговые льготы. Все это привело к незамедлительному началу работы по реформированию налоговой системы, что и было заложено в Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса. Большую помощь по подготовке и проведению реформы оказали специалисты и эксперты МЦНИ во главе с его Президентом господином Даниэлем Виттом. [3]

Привлечение капитала является не единственным способом понижения налоговых ставок. Следует рассмотреть требование к налоговой системе в целом. Конечно же, есть плюсы в использовании государством налоговых льгот. Во–первых, достижимость быстрого привлечения капитала, особенно в условиях реформирования и стимулирования развития экономики. Также, нельзя забывать о необходимости пополнения бюджета государства. Предоставляя льготы, но, тем не менее, получая хоть какие — то суммы в виде налогов, на уплату которых не была предоставлена льгота, государство имеет возможность пополнить бюджет. [4]

В связи со сложившимися обстоятельствами в Казахстане в 90-х годах была избрана налоговая система согласно североамериканскомустандарту. В системе налоговых отношений вместо действующих налогов, особое место было выделено новой совокупности налогов, которые соответствовали рыночной системе государства. Особенно изменилась экономическая суть многих существующих налогов. Необходимо отметить, что налоговая система пока не стала главным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана. Принятая Конституция РК регулирует правовые отношения в политической, экономической, социальной сферах. Благодаря этому углубились рыночные отношения, создаются и развиваются финансовые институты. Экономика Казахстана все более открытой и доступной для мирового бизнеса. И все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы. [11]

Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране. Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. А все другие функции налоговой системы не выполняются в целом. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ. [5]

В ноябре — декабре 1991 года, в апреле — мае 1992 года с целью оказания технической помощи в области улучшения налогового аппарата находились рабочие группы МВФ в составе Парто Шоме, Франсуа Корфма, Кунрада Ван дер Хидена, Госты Билхолма и Ксавье Марэ.

Налоговая система должна быть построена с учетом общепринятых в мировой практике принципов: справедливости, простоты и экономической нейтральности. Также было важно сократить до минимума количество налогов, их ставок и налоговых льгот, максимально упростить расчеты с бюджетом. И, конечно же, предстояло привести в соответствие с этими задачами и механизм налогового администрирования: до перехода к рыночным отношениям, в условиях жестко централизованной плановой экономики, сбор налогов не представлял особой сложности и не требовал соответствующего специализированного, профессионально подготовленного исполнительного и контролирующего аппарата. [2]

Данные все вопросы нашли отражение в положениях вступившего в действие с 1 июля 1995 года Указ Президента РК, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (первого Налогового кодекса). Его основными целями являлись:

– снижение налогового бремени через сокращение количества действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет,

– приближение к прогрессивному опыту международной практики налогообложения,

– обеспечение справедливости, простоты и ясности в понимании налоговой системы. [6]

Налоговая система любой страны независимо от уровня экономического развития должна обеспечивать решение таких проблем, как сбалансированность государственного бюджета, сокращение дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования регионов. И тем самым главной задачей налоговой системы государства является создание условия для выполнения функций, присущие налогам. Эффективное функционирование налоговой системы призваны обеспечивать налоговые органы с помощью налогового администрирования. Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, ориентированную на увеличение уровня собираемости налогов. Такая цель оправдана, так как реформирование налоговой системы и налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнута полная собираемость налогов. [7]

Несмотря на определенные отличия налоговых систем в странах СНГ, может выделить общие направления их совершенствования:

  1. создание стабильной налоговой системы;
  2. установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  3. формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов, содействующие развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности;
  4. повышение действенности налогового законодательства путем формирования единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые нарушения, улучшения налогового администрирования;
  5. повышение ответственности за нарушение налогового законодательства.

Для Казахстана эти направления совершенствования налоговой системы дополняются следующими: обеспечение оптимального соотношения фискальной и распределительной функции налогов в налоговой системе; упрощение налогового администрирования; снижение уровня налогообложения несырьевого сектора. [8]

В условиях рыночных отношений, а в особенности в переходныйк рынку этап налоговая система считается одним из особенных финансовых регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Насколько правильно построена система налогообложения, находится в зависимости эффективное функционирование народного хозяйства.

В общем, можно сказать, что в ближайшей перспективе ожидаются значительные реформы налоговой системы, в особенности касающиеся эффективности налогообложения. В 2015 году в своем ежегодном Послании народу Казахстана,81 глава государства поставил ряд задач, касающихся налоговой политики. Основой этих задач стала необходимость оптимизации и повышение прозрачности налоговой системы. В дано время перед правительством стоит задача справедливого распределения налоговой нагрузки в экономическом пространстве страны. Так как принцип справедливости при налогообложении является именно тем самым фактором, игнорирование которого снижает эффективность любых реформ. [9]

В программе Стратегия «Казахстан — 2050» — новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях представлен план налоговой политики. Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. В настоящее время эта работа уже началась, и надо усовершенствовать данную задачу, сделав ее максимально эффективной. Также мы должны продолжить политику либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Надо упростить и минимизировать насколько возможно налоговую отчетность. Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов. С 2020 года нужно внедрить практику налогового кредитования, где главной задачей является стимулирование инвестиционной активности предпринимателей. Новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Таким образом, налоговая политика должна стимулировать внутренний рост и отечественный экспорт на внешние рынки, а также на уровне граждан стимулировать их накопления. [10]

Таким образом, налоговая политика является неотъемлемой частью экономической политики. В общем перспектива развития налоговой системы вызывает интерес в связи с изменениями стратегических задач, поставленных перед государством. С момента становления и по сегодняшний день налоговая система Казахстана формировалась со сложившимися на тот момент требованиями. Иными словами, налоговая политика РК до настоящего момента являлась активным элементом денежно-кредитной политики, которая была необходима для повышения уровня экономики страны. Действующая модель налоговой системы не требует кардинальных изменений основополагающих задач, но тем не менее, необходимо продолжить реализацию преимущества Казахстана среди других стран мира.

Литература:

  1. Кучукова Н.К. Налогово-бюджетное планирование // Международный журнал экспериментального образования . — 2015. — № 3. — с. 242.
  2. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. — Алматы: ТОО «Изд-во НОРМА-К», 2003.–304 с.
  3. Нурумов А.А. Налоги и финансы рыночной экономики. — Астана: Елорда, 2004. — 304 с.
  4. Филимонов Д.Н., Касенова Г.Т., Кенжасарова З. Международное налоговое право. — Алматы: «Данекер», 2001. — 108 с.
  5. Сейдахметов Ф.С. Налоги в Казахстане. — Алматы: LEM. 2002. — 160 с.
  6. Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение. — М.:Юнити, 2000.- 495 с.
  7. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А., Налоги и налогообложение в Республике Казахстан. — Астана: «Сарыарка», 2007. — 400 с.
  8. Мукашева Б.А., Дёмушкина Л.О. Государственное регулирование экономики: теория и практика. — 2 изд. — Астана: Акад.гос.упр.при Президенте РК, 2008. — 291 с.
  9. Налоговая система Казахстана: решения и вызовы, Тайбекулы А. // Институт мировой экономики и политики
  10. Стратегия «Казахстан — 2050» — новый политический курс состоявшегося государства.
  11. Алибеков C.T. Налоговое право Республики Казахстан. — 2 изд. — Алматы, 2013. — 991 с.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, налоговая политика, Казахстан, налоговое администрирование, налог, налоговое законодательство, отношение, страна СНГ, главная задача, государственный бюджет.