Стратегический вектор обеспечения международной информационной безопасности на пространстве СНГ
Авторы: Вус Михаил Александрович, Макаров Олег Сергеевич
Рубрика: 6. Информационное право
Опубликовано в
Дата публикации: 29.09.2016
Статья просмотрена: 380 раз
Библиографическое описание:
Вус, М. А. Стратегический вектор обеспечения международной информационной безопасности на пространстве СНГ / М. А. Вус, О. С. Макаров. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11056/ (дата обращения: 17.12.2024).
Освещаются вопросы подготовки Стратегии обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ, представляющей платформу для дальнейшего развития исследований и решения проблем укрепления информационной безопасности на пространстве взаимодействия государств — участников СНГ.
Ключевые слова: информационная безопасность, СНГ, стратегия обеспечения, информационный суверенитет
Covers the preparation of the Strategy for information security of the States — participants of the CIS, representing a platform for the further development of research and problem solving to enhance information security in the interaction space of States — participants of the CIS.
Key words: information security, CIS, strategy support, information sovereignty
Содружество Независимых Государств (СНГ), отмечающее своё 25-летие, внесло существенный вклад во взаимодействие государств — участников. Уникальную работу по формированию общего правового пространства проводит Межпарламентская Ассамблея (МПА СНГ). Сегодня, в условиях стремительного развития информационной сферы и глобализующегося мира, особую актуальность приобретают вопросы формирования активной согласованной информационной политики государств — участников СНГ, развития общего информационного пространства, создания совместного потенциала по противодействию информационным угрозам правам и свободам граждан и интересам государства и общества.
Научная и нормотворческая активность в СНГ в области обеспечения международной информационной безопасности имеет исторический задел и тенденцию к нарастанию. [1, с. 8–11] Ещё в 2008 г. Советом глав правительств СНГ была утверждена Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, представляющая согласованную совокупность официальных взглядов и положений о целях, принципах и основных направлениях межгосударственного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Позже была утверждена Стратегия сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества (2012), отражающая общее видение путей построения информационного общества на пространстве СНГ. Одним из основных направлений сотрудничества в этом документе определена гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области информационно-коммуникационных технологий. Отдельным направлением обозначена проблема обеспечения информационной безопасности.
В последние годы наблюдается активность в правовом обеспечении международной информационной безопасности уже на уровне документов прямого действия. Так, например, в 2014 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности [2], а в 2015 г. — Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [3].
На межгосударственном уровне проходит сегодня апробацию инициатива введения в политический оборот понятия «информационный суверенитет», ведется работа по внедрению данного подхода в систему правовых воззрений союзнических государств. Продвигается позиция, согласно которой информационная безопасность является состоянием, достигаемым только симметричной защищенностью совокупности прав и интересов субъектов как в плане обеспечения защиты информационных ресурсов, инфраструктуры, технологий, так и в аспекте защиты конституционного строя, устоев общества, культурных ценностей, нравственности, морали, психического здоровья человека. [4, с. 27–30]. В результате формируется альтернатива «западному подходу», рассматривающему информационную безопасность только как защиту от преступных посягательств на информационные ресурсы и инфраструктуру и при этом, не желающему видеть в правовом поле информационное воздействие на психику человека, его духовные ценности. [5, с 94–103]
В русле данных тенденций по заказу МПА СНГ коллективом российских и белорусских ученых был разработан проект документа «Стратегия обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ». Разработка этого документа (Стратегии) обуславливалась, в первую очередь:
актуальностью дальнейшего развития системы организационно-правовых мер обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ и перехода от концептуально-доктринального определения теоретических основ информационной безопасности к стратегическому планированию направлений достижения приемлемого (заданного) уровня информационной безопасности;
необходимостью охраны и защиты информационных интересов национальных государств — участников СНГ и Содружества в целом в контексте динамичного изменения геополитической обстановки и возникновения новых угроз информационному развитию и государственному суверенитету, расширения спектра информационных угроз, реализующихся в экономической, политической, социальной, научно-технологической, военной и иных сферах;
важностью международной интеграции законодательства государств — участников СНГ в сфере информационной безопасности, согласования подходов правового регулирования национального и модельного законодательства.
Методологическая основа разработанной интернациональным научным коллективом Стратегии информационной безопасности базируется на концептуальных положениях заключённых государствами — участниками Содружества договоров и соглашений и на национальных концепциях безопасности. Её нормативную базу составляют Конституции стран Содружества, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государств — участников СНГ, стратегии, концепции и доктрины развития информационного общества, национальное законодательство государств — участников СНГ, регулирующее вопросы формирования и развития системы обеспечения национальной и информационной безопасности.
Предметом Стратегии выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения информационной безопасности. В состав предметной области охватываемой замыслом Стратегии её разработчиками были отнесены проблемы как в организационно-управленческой области, так и в организационно-технической области. При разработке Стратегии необходимо было сформулировать принципы, на которых государства — участники СНГ включаются в глобальные и международные сетевые системы и своими усилиями и средствами готовы их реализовывать в интересах всего Содружества и каждого государства — участника СНГ в отдельности, при соблюдении условий обеспечения информационной безопасности.
Стратегия отражает согласованную «…совокупность официально принятых государствами взглядов на состояние, цели, задачи, основные направления и первоочередные мероприятия по дальнейшему развитию системы обеспечения информационной безопасности». [6] Этот документ создает методологическую основу согласования деятельности государств в области совершенствования организационного и правового обеспечения информационной безопасности Содружества и может быть использован при планировании деятельности по обеспечению информационной безопасности государств — участников СНГ.
Основным правовым средством согласования, гармонизации механизмов регулирования информационных отношений, в соответствии с обсуждаемой Стратегией, представляется объединение правового регулирования по выделенным направлениям в единый правовой статус (личности, общества и государства). В качестве правового информационного статуса государства Стратегия определяет информационный суверенитет. Его достижение и поддержание должно обеспечить исключительное право государства, в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права, самостоятельно и независимо, с соблюдением баланса интересов объектов безопасности, определять и реализовывать национальные интересы в информационной сфере, проводить внутреннюю и внешнюю государственную информационную политику, распоряжаться собственными информационными ресурсами; формировать инфраструктуру национального информационного пространства, создавать условия для интеграции в мировое информационное пространство.
После прохождения процедур парламентской экспертизы и межпарламентского согласования Стратегия информационной безопасности государств — участников СНГ была принята на 41-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление от 28.11.2014 г. № 41–13). [6, с. 27–57] Значение этого принятого МПА СНГ документа состоит в том, что он представляет платформу для решения проблем укрепления информационной безопасности на пространстве взаимодействия государств — участников Содружества.
Принятие Стратегии информационной безопасности государств — участников СНГ придало новый импульс усилиям в направлении создания совместного потенциала по противодействию информационным угрозам правам и свободам граждан и интересам государства и общества, обозначило вектор их приложения, сформировало цели реализации. Однако на сегодня актуальным остаётся вопрос практического внедрения данной разработки в практику международного взаимодействия государств — участников СНГ.
В 2014 ̶ 2016 гг. рассмотрение Стратегии проходило в рабочих органах Экономического совета и Исполнительного комитета СНГ. Комиссия по экономическим вопросам Экономического совета СНГ, рассмотрев принятый МПА СНГ документ, направила его на согласование в правительства государств — участников СНГ (2014). Экспертная группа Исполкома СНГ согласовала доработанный с учётом поступивших от ряда государств Содружества замечаний документ (2015). В 2016 г. документ направлен в Совет постоянных полномочных представителей государств — участников Содружества при уставных и других органах Содружества для включения вопроса о его рассмотрении в повестку дня очередного заседания Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ.
Разработанные российскими и белорусскими учёными в 2013 г. теоретические конструкции Стратегии информационной безопасности государств — участников СНГ остаются актуальными и сегодня. Вместе с тем представляется, что в условиях возрастающей динамики информационных отношений, при настойчивом социальном заказе на концептуальные и правовые основы информационной безопасности затягивание процесса принятия Стратегии является сдерживающим фактором развития сотрудничества в области совершенствования международной информационной безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств.
Литература:
- Парламентское измерение информационной безопасности в рамках СНГ и ОДКБ на современном этапе / [Бондуровский В. В. и др.] // Информатизация и связь. 2014, № 3.
- Закон Республики Беларусь № 179-З 14.07.2014 «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности».
- Закон Республики Беларусь № 234-З 04.01.2015 «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».
- Кучерявый М. М. — Информационное измерение политики национальной безопасности России в условиях современного глобального мира / автореферат дисс. доктора политич. наук, сп. 23 00 04. — СПб, 2014.
- Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России / А. И. Смирнов, И. Н. Кохтюлина. — М.: ВНИИгеосистем — 276 с.
- Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: проект. — Режим доступа: http://www.agentura.ru/dossier/russia/sovbez/docs/concept/. — Дата доступа: 22.09.2016.
- Информационный бюллетень МПА СНГ. № 62. Часть 2. — 2015.
Похожие статьи
Опыт формирования Европейского страхового рынка
Статья посвящена изучению опыта формирования и функционирования Европейского страхового рынка. Авторами выявлены особенности регулирования и саморегулирования страховых рынков стран Европейского союза, рассмотрены основные формы регулирования в данны...
Правовое обеспечение информационной безопасности РФ
Рассматриваются проблемы правового обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в Российской Федерации, развития и систематизации информационного законодательства, а также рассматриваются зарубежное законодательства...
Социально-мировоззренческая специфика обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере в условиях обострения геополитических отношений
В статье проанализированы основные социальные, культурные и духовные риски и вызовы глобализации и информатизации в контексте снижения социальной и политической стабильности и безопасности России. Выделены основные субъекты деструктивного информацион...
Правовое обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан
Статья посвящена правовому обеспечению информационной безопасности в Республике Казахстан. В данной статье рассматриваются приоритетные направления информационно-технических угроз, в том числе борьба с киберпреступностью, а также пути совершенствован...
Дифференциация содержания понятия «информационная безопасность» в национальном законодательстве Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки как сдерживающий фактор прогрессивного развития международно-правового регулирования
Статья содержит обзор существующих различий понимания в правовом аспекте Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки информационной безопасности как современного феномена, что является главным барьером на пути создания и развития эффективных...
Формирование перспективной модели системы мониторинга состояния экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасности подразумевает разработку механизмов защиты национальных интересов страны и регионов в области экономики, системы управленческих процедур, позволяющих своевременно и эффективно отражать угрозы этим интересам. Нео...
К вопросу разработки модельного закона «О государственной тайне» для государств ОДКБ
Обсуждаются актуальные аспекты состояния и развития законодательства о государственной тайне в контексте поиска подходов к его гармонизации в рамках ОДКБ.
Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур
В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...
Ключевые проблемы информационной безопасности сферы образования
В статье на основе анализа фундаментальных нормативно-правовых документов проводится анализ возможных опасностей и угроз современного образовательного процесса с точки зрения обеспечения информационной безопасности. Раскрыты основные угрозы информаци...
Похожие статьи
Опыт формирования Европейского страхового рынка
Статья посвящена изучению опыта формирования и функционирования Европейского страхового рынка. Авторами выявлены особенности регулирования и саморегулирования страховых рынков стран Европейского союза, рассмотрены основные формы регулирования в данны...
Правовое обеспечение информационной безопасности РФ
Рассматриваются проблемы правового обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в Российской Федерации, развития и систематизации информационного законодательства, а также рассматриваются зарубежное законодательства...
Социально-мировоззренческая специфика обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере в условиях обострения геополитических отношений
В статье проанализированы основные социальные, культурные и духовные риски и вызовы глобализации и информатизации в контексте снижения социальной и политической стабильности и безопасности России. Выделены основные субъекты деструктивного информацион...
Правовое обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан
Статья посвящена правовому обеспечению информационной безопасности в Республике Казахстан. В данной статье рассматриваются приоритетные направления информационно-технических угроз, в том числе борьба с киберпреступностью, а также пути совершенствован...
Дифференциация содержания понятия «информационная безопасность» в национальном законодательстве Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки как сдерживающий фактор прогрессивного развития международно-правового регулирования
Статья содержит обзор существующих различий понимания в правовом аспекте Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки информационной безопасности как современного феномена, что является главным барьером на пути создания и развития эффективных...
Формирование перспективной модели системы мониторинга состояния экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасности подразумевает разработку механизмов защиты национальных интересов страны и регионов в области экономики, системы управленческих процедур, позволяющих своевременно и эффективно отражать угрозы этим интересам. Нео...
К вопросу разработки модельного закона «О государственной тайне» для государств ОДКБ
Обсуждаются актуальные аспекты состояния и развития законодательства о государственной тайне в контексте поиска подходов к его гармонизации в рамках ОДКБ.
Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур
В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...
Ключевые проблемы информационной безопасности сферы образования
В статье на основе анализа фундаментальных нормативно-правовых документов проводится анализ возможных опасностей и угроз современного образовательного процесса с точки зрения обеспечения информационной безопасности. Раскрыты основные угрозы информаци...