К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки
Автор: Дулесова Наталья Евгеньевна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 28.01.2016
Статья просмотрена: 1010 раз
Библиографическое описание:
Дулесова, Н. Е. К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки / Н. Е. Дулесова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9618/ (дата обращения: 17.12.2024).
Конституции РФ возлагает на Правительство обеспечение единой государственной политики в области науки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. В Конституции РФ закреплен открытый перечень полномочий Правительства Российской Федерации (РФ), в том числе в сфере науки. Некоторые полномочия Правительства РФ могут быть возложены на него Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ. Для формирования и развития сегмента науки важны такие конституционные полномочия Правительства РФ, как: разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Госдуме отчета об исполнении федерального бюджета; обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ. [2]
Часть 2 статьи 114 Конституции Российской Федерации предопределяет необходимость принятия федерального конституционного закона, который должен устанавливать порядок деятельности Правительства РФ. Таким законом является Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», которым определяются основные принципы деятельности Правительства, порядок его формирования, полномочия во всех сферах общественной жизни страны (в том числе, в сфере науки), некоторые вопросы организации и обеспечения его деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и иными органами государственной власти. [1]
Согласно вышеуказанному закону Правительство Российской Федерации в сфере науки наделено следующими полномочиями: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Указанные полномочия носят общий, отрывочный и часто отсылочный характер, регламентируются федеральными законами и указами Президента РФ. Рассмотрим некоторые полномочия Правительства Российской Федерации, которые возложены на него Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими законами (Таблица 1).
Таблица 1
Перечень полномочий Правительства Российской Федерации в сфере науки, определенных в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» |
|
Полномочие |
Подзаконные акты Правительства |
Установление порядка получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации |
Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 № 367 «Об утверждении Правил получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями» |
Утверждение порядка присуждения ученых степеней |
Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» |
Утверждение порядка присвоения ученых званий доцента и профессора |
Постановление Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 «О порядке присвоения ученых званий» |
Утверждение положения о докторантуре, включая порядок направления в докторантуру, требования к работникам, направляемым в докторантуру, сроки пребывания в докторантуре, а также размер и порядок ежемесячных выплат |
Постановление Правительства РФ от 04.04.2014 № 267 «Об утверждении Положения о докторантуре»
|
Присвоение научным организациям статуса государственного научного центра |
Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 797-р «О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации» |
Утверждение уставов государственной академии наук |
Постановление Правительства РФ от 14.03.2014 № 187 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования»; Постановление Правительства РФ от 28.05.2014 № 488 «О Российской академии архитектуры и строительных наук»; Постановление Правительства РФ от 27.06.2014 № 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» и др. |
Утверждение перечня иностранных научных организаций, порядок и критерии включения в перечень |
Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2014 № 1503-р «Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых на территории Российской Федерации» и др. |
Утверждение порядка подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях |
Постановление Правительства РФ от 27.02.2014 № 152 «Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях» |
Утверждение федеральных научных и научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники |
Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы» и др. |
и др. |
|
Перечень полномочий Правительства Российской Федерации в сфере науки, закрепленных в 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации |
|
Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации |
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных» и др. |
Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе |
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» |
Установление ставок, порядка и сроков выплаты вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы |
Постановление Правительства РФ от 04.06.2014 № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы» |
и др. |
|
Перечень полномочий Правительства Российской Федерации в сфере науки, закрепленных Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» |
|
Присвоение статуса наукограда муниципальному образованию |
Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» |
Прекращение статуса наукограда муниципального образования |
Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» |
Предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов |
Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации» |
и др. |
|
Из приведенной таблицы видно, что большая часть полномочий Правительства в сфере науки реализуется в принятых подзаконных актах в 2013–2014 гг., что позволяет сделать вывод о формировании новой модели государственного управления в сфере науки.
Важно отметить, что перечень полномочий является открытым, например, в соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса РФ, Правительство утверждает правила отбора субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков и пр.
Перечень полномочий Правительства РФ дополняется указами Президента РФ. Так, например, указами Президента Российской Федерации от 22.06.1993 № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительство наделяется правом устанавливать статус ГНЦ и пр. Итак, полномочия Правительства РФ в сфере науки могут быть установлены федеральными законами, актами Президента, регулирующими как частно-правовые, так и публично-правовые отношения.
Большая часть полномочий Правительства РФ в сфере науки связана с ведением процессов администрирования, управления научными учреждениями, имущественными комплексами (особенно, РАН), именно, эта сфера является наиболее проблемной и сложной. Правительство обязано создать эффективную административно-правовую модель управления наукой, которая приведет к достижению тех результатов, которые определены указом Президента РФ [5].
На наш взгляд, проблема административно-правового регулирования науки наслаивается на проблемы внутри самой российской науки. Отсутствуют четкие ориентиры в сфере научной деятельности, как следствие, отсутствует и четкая система административно-правового регулирования данного вида деятельности [3].
Административно-правовое регулирование в сфере науки должно быть смещено в научную среду, в максимальном привлечении экспертов, эффективного менеджмента в сфере науки, с целью формирования конкурентоспособности российской науки в мировом контексте. Более того, саморегулирование представляет собой наиболее эффективный метод управления в современных условиях [4].
Некоторая часть полномочий Правительства РФ связана с процессами планирования в сфере науки, а именно, принятием федеральных целевых программ, стратегий развития, что обусловлено принятием следующих федеральных законов: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Так, например, одним из основных принципов проведения промышленной политики является принцип интеграции науки, образования и промышленности.
В итоге можно отметить следующее:
Во-первых, полномочия в сфере науки Правительства Российской Федерации возлагаются многообразием разноотраслевых актов, что усложняет формирование единых концептуальных задач;
Во-вторых, необходимо обеспечить максимально эффективное административно-правовое регулирование научной сферы, с усилением принципа самоуправляемости субъектов научной деятельности;
В-третьих, необходимо совершенствовать систему государственного заказа, грантового финансирования, с обоснованием экспертного сообщества, эффективной коммерциализации НИОКР в рамках выполнения государственного заказа;
В-четвертых, необходимо привлекать бизнес-сообщество для формирования процессов планирования в сфере науки, с целью устранения архаичных моделей государственного управления наукой, повышения правовой культуры ученых с целью коммерциализации научных разработок;
В-пятых, необходимо в рамках реализации полномочий Правительства РФ в сфере науки сформировать оптимальный баланс, эффективное сочетание принципов частно-правовых и публично-правовых методов с целью интеграции российской науки в мировое научное сообщество в роли равного партнера.
Литература:
- Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 108 с.
- Маркеев А. И. Правовое регулирование инновационной деятельности: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2015. С. 45
- Рац М. В., Котельников С. И. Наука реформирования и реформа РАН // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. N 4. С. 55–61.
- Рыкова И. Н. Подходы к определению результативности научно-исследовательской деятельности в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. N 3. С. 73–88.
- Чибинев В. М. Административно-правовое регулирование в сфере науки и образования // Мир экономики и права. 2011. N 8. С. 79.