Гарантии защиты интересов потребителя в правоотношениях с иностранным элементом
Авторы: Малкин Олег Юрьевич, Ермакова Ксения Константиновна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 559 раз
Библиографическое описание:
Малкин, О. Ю. Гарантии защиты интересов потребителя в правоотношениях с иностранным элементом / О. Ю. Малкин, К. К. Ермакова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8742/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие рыночной экономики и внешнеэкономических связей привело к увеличению количества отношений международного характера с участием потребителей. Рост количества договоров, связанных с авиаперелетами, заказом товаров через Интернет из других стран ведет к необходимости создания наиболее благоприятных условий защиты интересов граждан.
Сложность обеспечения интересов потребителей в отношениях международного характера потребовала создания особого механизма защиты прав граждан. Россия вместе с другими странами Европы участвует в ряде международных конвенций, направленных на защиту прав потребителей. Среди таких актов можно назвать Варшавскую конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г.; Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа от 13 декабря 1974 г [1].
Кроме участия в международных соглашениях, законодатель закрепил в VI Разделе части третьей Гражданского Кодекса РФ статью 1212, обеспечивающую более полный учет интересов потребителя как стороны, менее защищенной по договору. В Федеральном законе от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ, внесшем ряд изменений в названную статью, также прослеживается применение европейских подходов к регулированию договоров с участием потребителя.
В центре внимания ст. 1212 ГК РФ, посвященной особенностям определения права, подлежащего применению к договору с участием потребителя, находится вопрос о защите потребителя как слабой стороны договора, которой профессиональная сторона может навязать применимое право [2]. Под потребителем понимается физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.1 ст. 1212 ГК РФ).
В зависимости от договора, на основании которого возникли спорные правоотношения, защита прав потребителя предполагает несколько вариантов осуществления. В п. 1 рассматриваемой статьи речь идет о договорах, заключенных благодаря активным действиям профессиональной стороны, которая вышла на потребителя в месте его жительства и убедила заключить договор.
В основе отнесения договоров к данной группе лежит концепция «нацеленной деятельности», опирающаяся на то, чьи действия имели решающее значение для заключения договора. Для договоров с пассивным потребителем характерно то, что профессиональная сторона осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию такой страны или нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что спорный договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны [3].
Например, в трансграничных потребительских договорах, заключенных в сфере электронной торговли, нацеленность действий контрагента на потребителя устанавливается путем анализа используемого способа коммуникации. При использовании профессиональной стороной активных способов передачи информации (электронная почта, ICQ, СМС/ММС рассылка, бесплатная доставка в страну адресата, предложение участвовать в программах партнеров, располагающихся в стране адресата и др.) следует полагать, что отношение наиболее тесно связано со страной адресата. Если отправитель использует пассивный способ коммуникации (веб-сайт, ftp-сайт), следует полагать, что отношение наиболее тесно связано со страной отправителя. Однако при пассивном способе передачи информации отношение может быть наиболее тесно связано со страной адресата, если отправитель направляет свою деятельность на всех лиц, находящихся в стране адресата. Это имеет место тогда, когда сайт переведен на язык страны адресата, если установлена валюта платежа страны адресата, а также сайт зарегистрирован в национальных поисковых системах [4].
До внесения поправок в ГК РФ первостепенное значение придавалось активным потребителям, которые представляют собой профессиональную сторону за пределами страны своего места жительства. В качестве обстоятельств, обуславливавших применение в отношении потребителя императивных норм права страны места жительства назывались следующие: в какой стране контрагент получил заказ потребителя, а также где были совершены действия, необходимые для заключения договора. Теперь же основное внимание уделяется тому, затрагивает ли профессиональная деятельность контрагента страну места жительства потребителя.
Таким образом, при наличии необходимых условий выбор применимого права в потребительском договоре не может повлечь за собой лишение потребителя защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя. Если российская компания будет поставлять товары в другую страну, то проживающие в этой стране потребители смогут предъявлять к российской компании требования исходя из законодательства своей страны. При этом российский суд должен будет применять нормы права иностранного государства. Такой подход может оказаться невыгодным для российских экспортеров, так как за рубежом нередко предусмотрены более жесткие правила в защиту потребителей.
Положение п. 1 ст. 1212 ГК РФ, которое перенято из п. 1 ст. 6 «Договоры с участием потребителя» Регламента ЕС о праве, применимом к договорным обязательствам («Рим I«) и дополнительная гарантия потребителю в виде предоставления возможности выбора права, применимого к форме договора (ст. 1209 ГК РФ), свидетельствуют о введении законодателем в ГК РФ более гибких критериев для определения условий отнесения потребительских договоров заключенных благодаря активным действиям профессиональной стороны, которая вышла на потребителя в месте его жительства и убедила заключить договор.
Иной способ регулирования применяется к потребительским договорам, не подпадающим под действие п. 1 ст. 1212 ГК РФ. К ним относятся договоры, названные в п. 3 ст. 1212 ГК РФ (договоры перевозки и договоры о выполнении работ или об оказании услуг, если работа должна быть выполнена или услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя) и договоры с участием активного потребителя.
До внесения изменений в ст. 1212 ГК РФ потребителям, являющимся стороной в данных договорах, дополнительная правовая защита не предоставлялась. Корректируя содержание статьи, законодатель исходил из того, что профессиональная сторона ориентировала свою деятельность на внутренний рынок, и потому применение императивных норм иностранного права было к рассматриваемым отношениям, могло бы произвести отрицательный эффект. Примером может послужить договор между российским туристом и испанским магазином в Барселоне, который ориентирует свои продажи исключительно на местных покупателей.
В результате п. 4 ст. 1212 ГК РФ предусматривает, что выбор применимого права в потребительских договорах с активным потребителем не может повлечь за собой лишение потребителя защиты его прав, предоставляемой императивными нормами той страны, право которой применялось бы к этому договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права. Под правом страны, которое применялось бы к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права, понимается право, определяемое в соответствии с коллизионными нормами ст.ст. 1211 и 1213 ГК РФ. То есть, речь будет идти о применении права страны места жительства или основного места деятельности профессиональной стороны.
В качестве третьего варианта определения применимого права к договорам с участием потребителя можно назвать положения п. 5 ст. 1212 ГК РФ. Данный пункт закрепляет норму, согласно которой право, подлежащее применению к договору с участием потребителя, подлежит определению по общим правилам ГК РФ о праве, подлежащем применению к договору. Это положение введено Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ в целях наиболее полного регулирования отношений с участием потребителя. Поэтому в случаях, не предусмотренных комментируемой статьей, подлежат применению положения ст.ст. 1210 «Выбор права сторонами договора» и 1211 «Право, подлежащее применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права» ГК РФ.
В целом благодаря реформе Раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации, и в частности ст. 1212, потребителям, вступающим в отношения с иностранным элементом, гарантирован широкий перечень возможных способов защиты субъективных прав. Благодаря дополнениям, внесенным в ст. 1212 ГК РФ степень защиты прав граждан в результате некачественно оказанных работ, услуг и приобретенных товаров значительно улучшена и приближена к европейскому уровню.
Литература:
- Клетченкова М. М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей // Журнал российского права. — 2007. — № 8. — С. 45.
- Асосков А. В. Реформа раздела VI «Международное частное право» Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. — 2014. — № 2. — С. 3–28.
- Асосков А. В. Коллизионное регулирование договорных обязательств. — М.:, Инфотропик Медиа, 2012. С. 177–184.
- Мальцев А. С. Коллизионно-правовое регулирование трансграничных гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе электронного взаимодействия. Автореф. дисс. канд. юр. наук. М., 2006. С. 168.