Международным правом установлено, чтобы государи посылали друг к другу послов, причем по самой природе вещей не могло быть допущено, чтобы послы находились в зависимости от государя, к которому они посланы, или подчинялись его судам. Они — голос пославшего их государя, и этот голос должен быть свободен.
Ш.Монтескье
Под дипломатическим иммунитетом понимается изъятие его носителя из-под юрисдикции государства пребывания. Его носителями (бенефициарами) являются в первую очередь главы и члены дипломатического персонала дипломатических представительств. Профессор Цыганков П. А. определяет дипломатический иммунитет центральной частью, основным институтом всего дипломатического права. Защита дипломатического иммунитета и дипломатических привилегий является важным элементом международного права, представляемы как добровольным соблюдением, так и давлением стран с целью сохранения и развития дружественных отношений [8]. Дипломатические привилегии же представляют собой преференции, которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания.
Актуальность данной темы определяется в первую очередь важной ролью привилегий и иммунитетов дипломатических представительств в современных международных отношениях, напряженность которых затруднила бы работу дипломатов в случае, если бы им не предоставлялись определенные льготы.
Институт дипломатического иммунитета уходит корнями в древние времена. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями. [2]
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV в. постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под ее особым покровительством. В XVI в. — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 г. был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.) [5]
В настоящее время институт дипломатического иммунитета регулируется международным обычаем, кодифицированным Венской конвенцией о дипломатических сношениях. [1] В Российской Федерации она была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964г. № 2208-VI. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. регламентирует все основные вопросы дипломатического права: виды и функции дипломатических миссий, процедуру назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств и раскрывает понятие дипломатического иммунитета. [4] Так же, Конвенция разделяет персонал дипломатических представительств на следующие группы:
1. Дипломатический персонал. Сюда входят лица, имеющие дипломатический ранг. В Венской конвенции их называют дипломатическими агентами. В Российской Федерации дипломатические ранги определяются в соответствии с Указом Президента РФ № 1371 от 15.10.1999 г. «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов Федеральным государственным служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами».
2. Административно-технический персонал. В него включают бухгалтеров, шифровальщиков, канцелярских работников, переводчиков. Венская Конвенция 1961г. приравняла административно-технический персонал, включая членов их семей к дипломатическому персоналу, за определенными принципиальными исключениями, а именно: данные лица не обладают иммунитетом при осуществлении действий, прямо не связанные с осуществлением их должностных обязанностей.
3. Обслуживающий персонал. Сюда можно отнести поваров, шоферов, охранников, садовников, горничных и др. Лица, относящиеся к данному персоналу обладают иммунитетом в отношении действий, выполняемых ими непосредственно при осуществлении должности.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. помещения дипломатических представительств являются неприкосновенными. Руководство страны пребывания не могут проникать в данные помещения иным способом, как только с согласия главы представительства. Помещением представительства в соответствии со ст.1 Конвенции признаются здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. [1, с.177]
Данное положение часто оспаривается определенными странами по поводу проникновения в посольство без согласия, к примеру, в случаях пожаров. Однако данные попытки отклоняются. Помимо запрета на проникновение, страны пребывания обязаны соблюдать все необходимые меры защиты помещений диппредставительств от вторжения или причинения ущерба и для предупреждения любого нарушения спокойствия диппредставительства. К примеру, 14 июня 2014г. в Киеве пожарные залили водой и пеной территорию около посольства РФ в Киеве и за забором диппредставительства, для того, чтобы воспрепятствовать поджогу посольства радикалами, устроившими митинг около здания.
Конвенция узаконила действующую до этого систему взаимоотношения диппредставительства со своим правительством посредством кодированных и зашифрованных депеш и дипломатических курьеров. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна, т. е. не может вскрыта либо задержана. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям. Все коробки, ящики или иные средства доставки дипломатической почты, обязаны иметь видимые наружные знаки, свидетельствующие об их характере, и они должны содержать исключительно дипломатические бумаги и атрибуты, для официального пользования (ст. 27 Конвенции).
Здание диппредставительства не может быть использовано для силового удержания какого-либо человека. Равно, так же оно не может быть использовано для убежища. Однако, прямого запрета на предоставление убежища Конвенция не устанавливает. Таким образом, возникает коллизия, которую различные государства толкуют по-разному. К примеру, статья 41 конвенции гласит: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Исходя из указанной статьи, предоставление убежища не входит в прямые функции представительства, а следовательно, здание диппредставительства не может быть использовано для этих целей. Тем не менее, в 2012 г. Джулиан Ассанж долгое время укрывался в здании эквадорского посольства в Лондоне. 16 августа 2012 г. в 13:00 по Лондонскому времени, Эквадор официально предоставил Ассанжу политическое убежище. Все эти два с половиной месяца Ассанж находился на территории посольства и не покидал его. Первоначально сообщалось, что полиция возьмет посольство штурмом, чтобы арестовать Ассанжа, однако позже министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что штурма посольства не будет [9], однако власти могут отобрать у посольства дипломатический статус, ссылаясь на закон «О дипломатических помещениях», по которому это возможно в случае использования территории посольства не по дипломатическому назначению, а для укрывания преступника [10].
Таким образом, проблемы наличия и юридической силы права на обретения убежища от политического гонения, продолжительное время остается дискуссионным. На европейском континенте эта практика в большей степени остановилась. Подобные спорные вопросы регулируются исключительно посредством переговоров, так как Венская Конвенция, гарантирует неприкосновенность зданий дипломатического представительств, но в нее не включены пункты о выезде любого лица, не имеющего привилегий.
Исключение из данного принципа составляют страны Латинской Америки, подписавшее 20 февраля 1928 года в Гаване, столице Кубы между собой отдельные конвенции, дающие возможность использовать здание диппредставительства для предоставления политического убежища.
Также Конвенция 1961 г. определяет и иные иммунитеты и привилегии диппредставительств. К ним относятся: налоговые привилегии дипломатических и консульских работников, являющиеся неотделимой частью их деятельностью; снятие с диппредставительств всех видов пошлин и сборов, за исключением тех, которые фиксируют собой оплату за определенные виды услуг (к ним обычно причисляется плата за воду, газ, свет и т. д.) (ст. 23 п.1 Конвенции); освобождение от налогообложений жалований, поощрений и сборов, взимаемых диппредставительством за осуществление своих служебных функций (ст.28 Конвенции).
Личная неприкосновенность дипломатического агента является самой привилегией. Дипломатический представитель неприкосновенен. Он не может быть задержан, не по какой причине. Страна пребывания должна обращаться с ним с должным почтением и осуществлять все необходимые меры для предотвращения любых посягательств на его свободу, честь, достоинство и личность. (ст.29 Конвенции) Личная (частная) резиденция дипломатических агентов имеет ту же неприкосновенность и защиту, что и здание диппредставительства (ст.30 Конвенции). Определение «личная (частная) резиденция дипломатического агента» означает как место постоянного жительства дипломатического агента, так и его кратковременную резиденцию, например, номер в отеле, трейлер и т. д.
Таким образом, термин «дипломатический иммунитет» нужно понимать как предоставление дипломату преимуществ, необходимых для эффективного выполнения своих должностных обязанностей, которое заключается в изъятии их из юрисдикции страны пребывания. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств прописаны в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Данная Конвенция достаточно полно раскрывает их сущность, однако существуют некоторые пробелы, затрудняющие работу диппредставительств. К ним можно отнести вопрос о возможности предоставления убежища на территории посольства. В целом же, данная правовая сфера достаточно детализирована и освещена в различных нормативно-правовых актах, как международного, так и национального уровня.
Литература:
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях: заключена в г. Вене 18.04.1961 г. // Международное публичное право. сборник документов. Т. 1. М., 1996. с. 176–185.
2. Вылегжанин А. Н. Международное право: учебник -М.: Юрайт, 2011. 50–54 с.
3. Долгов В. И. Консульская служба: понятие, принципы, функции.- М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2011. 14–15 с.
4. Занко Т. Правовое обеспечение дипломатической службы. М.: XXI век: право и управление, 2011. 120–130 c.
5. Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. 24–25 c.
6. Монтескье Ш. Избранные произведения.- М, 1955, 218 с.
7. Торшина О.М История становления и развития консульской службы.- М.: XXI век: право и управление, 2009. 79–88 с.
8. Цыганкова П. А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации.- M.: Альфа-М: ИНФРА-М,2012.180–185с.
9. Lenta.ru [электронный ресурс].- режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/08/16/assange3/, свободный. Электрон.дан- Заглавие с экрана.
10. BBC: русская служба [электронный ресурс].- режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/321836/video/, свободный. Электрон.дан.- Заглавие с экрана