Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Камалджанова, Т. А. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв. / Т. А. Камалджанова. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1440/ (дата обращения: 16.12.2024).

Казахстан является полиэтничным государством, поэтому представляется актуальным изучение места и роли каждого этноса в частности и татар в истории становления и развития республики. Выбор периода для исследования – XVIII-XIX вв. был неслучайным, так как именно в это время происходит интенсивное формирование представителей татарской диаспоры на территории Восточного Казахстана. Известно, что татары данного региона в основной своей массе были заняты в торговле: «Татары, переселившиеся сюда из Вятской, Казанской, и Тюменского уезда Тобольской губерний, в промышленности и, особенно в торговле предприимчивы, деятельны, трудолюбивы…» [1, с. 5].

Название «татары», как свидетельствует один из источников – «От скифов до татар» имеет домонгольские корни. Стоит различать два понятия «татары»: одно из них обозначает непосредственное название этнической группы, другое – собирательное название для группы племен, составляющих определенный комплекс, даже если в него входили племена разного происхождения (такое же разделение есть и в понятии «монголы»). Долгое время татарами назывались все тюркоязычные народы каганата. В свою очередь, многие из них присваивали себе это название, т.к. на протяжении многих столетий оно олицетворяло стойкость, величие и непобедимость.

Существует несколько гипотез о происхождении этнонима «татары». Вот некоторые из них: когда началось монгольское нашествие, люди, видевшие передовые отряды армии, в ужасе кричали «тартары, тартары!», что означает «жители ада» (от греческого «тартар» - преисподняя, подземное царство мертвых). В переводе с китайского «та-та» («да-да») обозначает «тащить, тянуть» или «стрелок из лука». В тунисском языке также есть слово, похожие на название «татары», тогда в прямом значении оно переводится как «колонизатор». Также есть мнение, что этноним произошел от слов «тат» - гора и «ар» - житель, то есть буквально «люди, спустившиеся с гор» [2, с. 152]. В казахском языке есть слова «татыр» - солончак, «татыру» - угощать, «тату» - пробовать, дружный, «татулык» - дружба, хорошие приятельские отношения [3, с. 41].

Татары как народ имеют достаточно различий, основанием для которых служит территория проживания, вероисповедание и даже внешний вид. И.В. Ерофеева указывает на то, что в зависимости от места проживания в официальных документах татар упоминают как «казанских», «крымских», «литовских», «оренбургских», «сибирских», «тобольских», «барабинских», «тюменских», «томских», «ишимских». Но эти группы не имели каких-нибудь существенных отличий, т.е. не являлись отдельными племенами [4, с. 232].

Тюрколог с мировым именем В.В. Радлов (1837-1918 гг.) отмечал, что иртышские татары являются смесью вытесненных сюда уже много столетий назад татарских племен. Частью переселившихся в XV-XVI вв. из южных ханств Средней Азии, численно преобладавших поволжских татар, частью переселившихся позднее. Среди причин, способствовавших переселению татар Поволжья в Южную Сибирь, выделяют следующее. С одной стороны – активная русификаторская политика правительства, выразившаяся в насильственной этнической и конфессиональной ассимиляции инородцев России. С другой – правительство своими распоряжениями поощряло рост числа жителей пограничных районов империи [3, с. 42].

Первые сведения о массовых миграциях татар на территорию Казахстана относятся к середине XVIII века. Первоначальными точками расселения во второй половине XVIII в. был Уральск, с 1760 г. царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, и татары устремляются в построенные на ней крепости Петропавловск и Семипалатинск. Приблизительно тогда же стали складываться татарские слободы в Петропавловске и Семипалатинске [4, с. 233].

В 1776 г. генерал-губернатором Западной Сибири «для заложения крепости по новому проекту» был откомандирован капитан И.Г.Андреев… В апреле того же года он прибыл в Семипалатинскую крепость. Вместе с Андреевым прибыло 40 работников, 25 солдат Семипалатинского батальона, 50 тюменских и тобольских служилых татар и 200 ссыльных колодников. В новую крепость стали переселяться жители старой крепости, военнослужащие [1, с. 59], различные тюркоязычные выходцы из Поволжья, Западной Сибири, Средней Азии и Восточного Туркестана («татары», «сибирские бухарцы», «бухарцы», «ташкентцы», «кашгарцы», «шала-казахи» и пр.), традиционно занимавшиеся посреднической торговлей в казахских кочевьях [4, с. 233]. Как отмечают документы, в то время: «население Семипалатинской области главным образом состоит из инородцев (88,39%), при чем в уездах процент этот еще увеличивается, достигая 93,41%» [5, с.8].

С 60-х гг. до середины 90-х гг. XVIII в. семипалатинские торговые татары стали размещаться на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем [4, с. 233]. Из-за сильных разливов Иртыша в «1792 г. начальник Сибирской линии генерал-майор Штрандман разрешил перевести на новое место купеческую, или меновую слободку. Отведенное им место позже стало называться Татарской слободкой, где купцы построили гостиничный двор [1, с. 59].

В 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Маулет авылы-Мамлютово, где шесть лет спустя в ходе шестой ревизии (1792 г.) было зарегистрировано 176 душ мужского пола [4, с. 233].

В первой четверти XIX в. торговые татары стали селиться в районе Усть-Каменогорска, где они размещались на левом берегу Иртыша ниже крепости, вблизи менового двора. В 1826 г. там проживало 37 татар. [4, с. 234].

Приехавший в Семипалатинск в июле-октябре 1826 г. известный путешественник и исследователь доктор К.А. Мейер отмечал в городе уже четыре мечети. «Город расположен к востоку от крепости, приблизительно в пол версте от нее. Он довольно большой, и в нем стоят деревянные, в большинстве случаев маленькие и невзрачные дома, четыре деревянные мечети, деревянный же гостиный двор, очень обветшалое здание таможни, а на северной окраине множество киргизских юрт. В восточной части города в Иртыш впадает маленькая речушка Семипалатинка. Город населяют русские, татары, несколько ташкентцев, несколько немцев и евреев и довольно много киргизов [6, с. 462].

Вплоть до середины XIX в. население «татарских слободок» отличалось определенным непостоянством и неоднородностью этнического состава, и формировалась главным образом за счет внешних миграций. В 1836 г. в Петропавловске проживало 459 татар, в Семипалатинске – 1451 и в Усть-Каменогорске – 210 человек [4, с. 234].

Известно, что татары по роду занятия в основном были купцами и торговцами. Об этом свидетельствуют архивные данные: «… Большое число жителей города было связано с торговлей, поэтому купечество составляло довольно значительный процент его населения …» [1, с. 63]. Татары вели торговлю мехами, кожей, коврами, тканями, галантерейными товарами, кондитерскими изделиями, чаем, восточными пряностями и специями, вытесняя из этих сфер торговцев из числа местных народов [7, с. 170]. Вместе с тем, они были одним из самых образованных народов, превышая уровень грамотности по губернии на 20%. Необходимо отметить, что в материалах переписи 1897 г. образовательный уровень татар определяется в трех категориях: грамотные на русском языке (составляли 4,7% от численности татар), грамотные на других языках (27%), имеющие образование выше начального (0,03%) [8, с. 192]. В целом, по Семипалатинской области доля грамотных составляло 6%, среди казахов – 6,5%, русских – 27,5%. [8, с. 189]. По материалам переписи татарский язык в Семипалатинской области находился на 3-м месте по распространенности (9,940 тыс. чел.) [2, с. 155].

Татары по вероисповеданию относились к подавляющей части населения в области – магометанам [2, с. 155], которых по Семипалатинской области составляло 89,8% [5, с. 7]. В социальном отношении большинство татарских переселенцев относились к сословию мещан (37,6%), 28,2% татар являлись крестьянами; 9,9% - казаками и 2,4% - купцами [4, с. 236].

В 80-х г. XIX в. в Семипалатинской области, как и во всей России, создавались попечительские организации и общества. В начале XX века в Семипалатинске действовало более 70 благотворительных обществ. И самое активное участие в их деятельности принимали татары [3, с. 42]. До наших дней сохранились несколько мечетей, в том числе единственная на территории Казахстана двухминаретная мечеть, построенная в 1858-62 гг. на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова, Халитова. Одноминаретной мечети, жемчужине татарского края, построенной в 1910 г. на средства купца Латифа Мусина позднее было присвоено его имя. С именами купеческих Мусиных, Халитовых, Рафиковых связано развитие научно-технического прогресса и промышленности в городе. Садык Мусин, основатель династии купцов Мусиных, «семипалатинских Елисеевых, как называли их на самой крупной в России макарьевской ярмарке, построил первую в округе паровую мельницу» [1, с. 19]. Они же, Мусины, стояли у истоков пароходства на Иртыше. В 1908 г. на пристани верхнего Иртыша уже насчитывалось 46 пароходов и 87 барж, из них 2/3 принадлежали Л.Мусину [9].

Вместе с тем, в г. Семипалатинске стали появляться кожевенные, салотопенные и другие заводы, которые как сообщают документы ни по числу их, ни по размерам производства не соответствовали обилию сырого материала и в техническом отношении стояли на первоначальной ступени развития. Так, мыловаренный завод купца Баймурата Рафикова в 1854 г. имел один мыловаренный чан производительностью 80 пудов. Но постепенно шел рост числа заводов и их производительности. Так, мыловаренный завод Халитова производил не менее 1000 пудов мыла в год. [1, с. 63]. Производительность паровой мукомольной мельницы в 1910 г. составил 1309270 пудов зерна [1, с. 19]. В Усть-Каменогорске зафиксировано 2 мыловаренных, 6 кожевенных заводов, 4 кирпичных [10, с. 36]. Из этого мы видим, что татары по роду занятий были не только купцами занятыми в торговле, но и крупными владельцами промышленных предприятий, создаваемых как в г. Семипалатинске, так и в области [2, с. 63]. Почти все они жили в правобережье и в большом достатке: «дома их составляют лучшую часть города» [1, с. 5]. Самой зажиточной частью Семипалатинска был Татарский край, сохранивший свое название до наших дней. По первой переписи 1882 г. проведенной в г. Семипалатинске численность татар составляло 22,8%.

Таким образом, к концу XIX в. татары стали третьей по численности крупной диаспорой на территории Казахстана (после русских и украинцев) и проживали почти во всех регионах края за исключением Сырдарьинской области.


Литература:

1 Татары Семипалатинского Прииртышья. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. - Семипалатинск, 1998. – 67 с.

2 Завалко Д.А. Татарская диаспора на территории Восточного Казахстана в XIX в. // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы V Международной научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2004. – С. 151-158.

3 Михнова П.В. Архитектурное наследие как социально-демографическая характеристика общества (на примере городов Северо-Восточного Казахстана // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Усть-Каменогорск, 2005. Часть 2. – С. 34-44.

4 Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н., Ерофеева И.В., Масанов Н.Э. История Казахстана народы и культура. - Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – 680 с.

5 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Семипалатинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. – Семипалатинск, 1905.

6 Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. - Семипалатинск, 2004. – 610 с.

7 Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX – начале XXI вв. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2006. – 207 с.

8 Завалко Д.А. Татарская диаспора в ВКО в конце XIX – четверти XX века (по материалам всеобщих переписей населения) // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции Усть-Каменогорск, 27-28 ноября 2004 г. - Усть-Каменогорск, 2005. Часть 1. – С. 188-193.

9 Оспанов Д. Семей татарлары // Ертіс өңірі. – 2003. - 7 тамыз. – 7 б.

10 Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. - Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семипалатинск, татарин, Семипалатинская область, Иртыш, Петропавловск, территория Казахстана, главный образ, Западная Сибирь, меновая слободка, Татарский край.

Похожие статьи

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Особенности взаимоотношений союзов сельских общин Южного Дагестана с феодальными образованиями (XVIII-нач. XIX вв.)

Особенности переселенческой политики на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. – начале XX в.

Религиозный и культурный аспекты армянской общины Петербурга конца XVIII — начала XX в.

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Практики здоровьесбережения и лечения заболеваний в среде западносибирского казачества в конце XIX — начале ХХ вв.

Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков

Похожие статьи

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Особенности взаимоотношений союзов сельских общин Южного Дагестана с феодальными образованиями (XVIII-нач. XIX вв.)

Особенности переселенческой политики на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. – начале XX в.

Религиозный и культурный аспекты армянской общины Петербурга конца XVIII — начала XX в.

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Практики здоровьесбережения и лечения заболеваний в среде западносибирского казачества в конце XIX — начале ХХ вв.

Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков