Реакция советской прессы на Апрельскую революцию в Афганистане и восстание в Герате в марте 1979 г. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Нарышкина, В. С. Реакция советской прессы на Апрельскую революцию в Афганистане и восстание в Герате в марте 1979 г. / В. С. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/13070/ (дата обращения: 17.12.2024).



Для того чтобы приступить к изучению реакции прессы на советское военно-политическое вмешательство в дела Афганистана, целесообразно кратко охарактеризовать те важные политические события, которые предшествовали вводу войск в это государство.

1 января 1965 года, в условиях еще монархического государства создается Народная Демократическая Партия Афганистана (НДПА). Логично предположить, что официальные власти могли бы воспротивиться её появлению, но её лидер Мухаммад Дауд был двоюродным братом короля Мухаммеда Захир-Шаха.

Осенью 1966 года в рамках НДПА оформляются две фракции: «Хальк» («Свобода») — лидеры Тараки и Ашин и «Парчам» («Народ») — руководитель Бабрак Кармаль. Мирное существование двух фракций будет относительно недолгим.

17 июля 1973 года в Афганистане происходит важнейшее событие, положившее начало новому этапу социально-экономического и политического развития страны. НДПА организовывает заговор и свергает короля Мухаммеда Захир-Шаха. К власти приходит Мухаммад Дауд.

В течение всего своего правления Мухаммад Дауд стремился к установлению единоличной, неограниченной власти, не отказываясь при этом от финансовой поддержки со стороны Советов [2, с. 73–74]. В конечном итоге, Дауд, опасаясь потери власти, исключает из кабинета министров своих политических оппонентов и разворачивает настоящий, открытый террор против членов НДПА.

Все это стало причиной его свержения. 27 апреля 1978 года войска, верные двум фракциям НДПА «Хальк» и «Парчам» вошли в Кабул и взяли штурмом дворец Дауда.

Выше изложенные события вошли как в отечественную, так и в западную историографию под названием Саурской или Апрельской революции.

Советская пресса незамедлительно реагирует на апрельские и майские события в Афганистане. Все сообщения в периодической печати соответствовали прямым указаниям советских руководителей. Общественность была немедленно проинформирована о злодеяниях Дауда и перспективах экономического и политического развития страны под руководством нового кабинета министров.

Публикации в советской прессе, касающиеся Апрельской революции заключали в себе много правдивой информации. Это объясняется тем, что апрельский государственный переворот рассматривался политическим руководством СССР как позитивное событие в процессе взаимоотношения наших стран. Ведь к власти пришли радикально настроенные коммунистические элементы. Можно предположить, что если бы в результате Апрельской революции власть в Афганистане захватили люди прозападной, капиталистической ориентации, то Москва отреагировала бы на это как на опасную контрреволюцию.

Благодаря публикациям в периодической печати, советская общественность позитивно восприняла и Апрельскую революцию в Афганистане, и подписание серии советско-афганских договоров. Вокруг личности премьер-министра Тараки создавался ореол лидера Афганского народа, последователя марксистско-ленинской идеологии, который стремится к достижению благосостояния своей страны.

Советские руководители не посчитали нужным сообщить через средства массовой информации о нарастающем терроре внутри НДПА.

Советская пресса, опубликовав ряд официальных заявлений правительства Афганистана, отреагировали на события в Герате как на контрреволюционный мятеж и происки империалистических сил. «Вчера по кабульскому радио было передано заявление правительства ДРА. Как указывается в заявлении, примерно, полтора месяца назад радио Тегерана сообщило, что Иран собрал 7000 афганских граждан и возвращает их в Афганистан. На самом деле, это были не граждане Афганистана, а переодетые иранские солдаты. Часть из них удалось разместить в Герате и его окрестностях и организовать там беспорядок», — говорилось в сообщении ТАСС от 19 марта 1979 г [3, с.6].

Последующие публикации информировали о том, что мятеж подавлен, а виновники беспорядков понесут наказание. «Наемники и контрреволюционные бандиты, устроившие беспорядки в Герате, и столкнувшиеся с правительственными войсками были разгромлены» [1, с.1].

Сообщения, касающиеся революционного террора, гибели людей в результате политики Тараки были под запретом. Советское руководство не могло допустить, чтобы общественность ознакомилась с негативными последствиями политики революционного коммунистического афганского правительства, ведь это означало бы, что Политбюро и ЦК КПСС поддерживают в Афганистане не идеи коммунизма, а в первую очередь, режим террора и насилия. Вот почему общественное мнение нужно было изначально формировать в определенном идеологическом русле. Лучшее средство для этого — пресса.

Литература:

  1. Красная звезда. — 1979. — 22 март.
  2. Советские военные интервенции в Венгрии, Чехословакии и Афганистане: сравнительный анализ процесса принятия решения: [Пер. с англ.] / Д. Кушинг Гранвилл. — Москва: [б. и.], 1993. — 129 с., включ. обл. — Б. ц.
  3. Правда. — 1979. — 20 март.
Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, Апрельская революция, Герат, советская пресса, периодическая печать, политическое развитие страны, событие.