Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Партизанское движение на Ставрополье в период оккупации

4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
10
Поделиться
Библиографическое описание
Поротова, Е. А. Партизанское движение на Ставрополье в период оккупации / Е. А. Поротова. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/11178.


Мужественными защитниками Родины показали себя в период войны партизаны, подпольщики Ставрополья. На территории края в тылу оккупантов действовало 47 партизанских отрядов, в которые входили свыше 2000 патриотов нашей Родины. Хотя здесь в силу природных особенностей степной части края и того, что его оккупация продлилась сравнительно недолго, партизанское движение не приняло таких масштабов как в Белоруссии или на Брянщине, его военные и политические результаты имели большое значение. По оценке маршала Гречко А. А., «боевая деятельность партизан Северного Кавказа была важным фактором в общей борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, которые пытались прорваться через Главный Кавказский хребет». [1]

В начале 1942 года, когда фашисты появились на территории Ставрополья, партизанские отряды были в основном сформированы и начали выдвигаться к местам своей дислокации. Еще в конце июля 1942 года составлен план разделения партизан Ставрополья на четыре группы: Западная – в Карачаевскую автономную область, Южная — в район Кавминвод-Георгиевска-Курской, Северная — у Светлограда-Дивного, Восточная — в районе Прикумска-Левокумска-Арзгира. [2] Если с Западной группой партизанских отрядов проблем не возникло, то с отрядами, включенными в состав Восточной и Северной групп, такие проблемы появились. Им пришлось спешно уходить из тез районов, которые крайком партии во главе с М. А. Сусловым определил для ведения боевых действий против врага. Районы, которые были предназначены для базирования партизанских отрядов Восточной и Северной групп, представляли собой преимущественно степной ландшафт, поэтому партизаны при всем их желании не могли закрепиться на указанной им территории. Таким образом, становилось очевидным, что первоначальный план размещения партизанских отрядов на Ставрополье был не до конца продуманным. Разрабатывался он в спешке, что и оказало негативное влияние. К тому же, краевые руководители, которые разрабатывали планы, являлись людьми гражданскими и военном отношении неопытными. Уже в начале августа 1942 года вместо четырех групп дислокации отрядов остается только две: Западная и Восточная.

Новым местом размещения партизан Восточной группы стала местность, находившаяся севернее Кизляра — по нижнему течению Кумы. Эти места, изобиловавшие густыми зарослями камыша стали для партизан убежищем не менее надежным чем леса, горы и другие природные укрытия. Единственным недостатком было то, что на технике по такой местности передвигаться было практические невозможно.

Несомненно ландшафт этой местности как нельзя лучше подходил для ведения именно партизанских действий. Вместе с тем в советской историографической литературе не указывается еще два важных фактора, которые способствовали выбору именно этой местности для базирования ставропольских партизан. Именно здесь, в Кизляре, который немцы не смогли захватить, размещался в период оккупации краевой комитет ВКП(б) во главе с М. А. Сусловым. Это был единственный город и окружной центр, где сохранилась советская власть. Отсюда было легче осуществлять постоянный контроль над партизанским движением и направлять его деятельность. Также было немаловажным то, что именно эта местность держалась под контролем дивизий Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Партизаны Восточной группы, обосновавшиеся на этой территории, нередко осуществляли свои операции в тесном боевом содружестве с кавалерийскими частями Красной Армии, державшими здесь фронт. Подобное боевое содружество являлось надежной гарантией безопасности партизанских отрядов, дислоцировавшихся в Кизлярском округе.

С момента своего создания и до непосредственного боевого соприкосновения с врагом партизанские отряды Восточной группы занимались в этих районах уничтожением объектов народного хозяйства, которые невозможно было эвакуировать, и которые нельзя было оставлять врагу. Можно привести следующий пример: 17–18 августа 1942 года Воронцово-Александровским партизанским отрядом «Василий» в своем районном центре было уничтожено около 250 тонн горючего. Но здесь также следует обратить внимание на дату выполнения этой акции. К середине августа восточные районы Ставропольского края уже были оккупированы немцами и, следовательно, уничтожение горючего проводилось партизанами в тылу фашистов как боевая операция. [3]

Но основным занятием партизанских отрядов Ставрополья в августе — сентябре 1942 года была эвакуация в советский тыл колхозного и совхозного скота. Во время проведения в Ставропольском крае в конце июля — начале августа 1942 г. эвакуационного процесса сотни тысяч скота голов скота были брошены на месте из-за быстрого продвижения немецких войск. Теперь партизанские отряды должны были брошены исправить прежние недоработки партийных и советских органов власти. Причем, количество выведенного партизанами в тыловые районы страны скота исчислялось десятками тысяч. Поэтому такую деятельность партизан Восточной группы можно назвать своевременной и полезной. Имеются конкретные показатели деятельности партизан в указанный период:

− с 3 по 12 августа 1942 г. отрядом «Клим» из Ворошиловского района была успешно проведена эвакуация 800 голов крупного рогатого скота, 1500 голов овец и 66 голов лошадей;

− с 9 по 23 августа отряд «Василий» Горячеводского района сумел с уже оккупированной территории увести 6300 голов овец и 1600 голов крупного рогатого скота;

− с 11 августа по 3 сентября отрядом «Терек» Моздокского района было эвакуировано в советский тыл 28000 овец, 5000 голов крупного рогатого скота и 800 лошадей. [4]

Что же касается боевых операций, проведенных партизанскими отрядами против фашистов, то их результаты в августе-сентябре 1942 года не были столь же впечатляющие, как эвакуация скота. Период активных боевых действий партизанских отрядов Восточной группы против немецкий войск начался 30 августа 1942 года. В этот день партизаны имели два боевых столкновения с небольшими отрядами фашистов. Один бой произошел у аула Акмалбет, второй — в районе Кошары близ аула Кумли. Можно выделить также успехи отряда «Терек» и Каясулинского партизанского отряда, подорвавших две вражеские бронемашины.

Следует иметь ввиду, что именно в этот период Центральный штаб партизанского движения предпринимал различные меры для активизации партизанского движения в тылу врага.

В начальный период своей боевой деятельности партизаны Восточной группы боролись также с мародерством в тех районах Ставрополья, где осуществлялась эвакуация. Достаточно успешно партизаны боролись с бандитскими проявлениями пособников врага на оккупированной немцами территории. Это были полицейские — предатели из числа местного населения, и бандиты, выступавшие против советской власти. Уничтожали партизаны и проводников из местных жителей, помогавшие фашистам, старосты, назначаемые в селах оккупационными властями.

В конце августа 1942 года по указанию крайкома партии из партизанских отрядов Восточной группы, собранных в Ачикулаке, был создан сводный партизанский полк под командованием первого секретаря Благодарненского райкома ВКП(б) А. Г. Однокозова. В качестве комиссара в полк прибыл секретарь крайкома партии М. И. Золотухин. Он привез приказ М. А. Суслова, согласованный с командованием Северо-Кавказского фронта: не пропустить немецкие войска от районного центра Каясулы в сторону станицы Ищерской. Тем самым, наше командование стремилось не допустить выхода противника на железнодорожную линию Моздок-Гудермес. Партизанский полк был определен в качестве главной силы для выполнения этой боевой задачи.

Партизанам Ставрополья было указано также на необходимость активизировать свои действия в борьбе с врагом во взаимодействии с регулярными войсками Красной Армии. Кроме того, краевые власти потребовали вести и дальше борьбу с бандами, которые действовали в северо-восточных и восточных районах Ставрополья все более нагло в близлежащих аулах и селах.

Серьезной проблемой, осложнявшей действия партизанских отрядов Восточной группы Ставрополья, было предательство части их личного состава, особенно часто проявлявшееся в первые месяцы борьбы партизанских сил против врага. Такого рода факты фиксировались командным составом отрядов и затем передавались в краевой штаб партизанского движения уже после освобождения Ставрополья от немецко-фашистских оккупантов.

В целом, партизанские отряды Восточной группы за время своих действий накопили как положительный опыт в сражениях с гитлеровскими оккупантами, так и встретились с непредвиденными, оказавшимися трагическими эпизодами в боевой деятельности:

− Вынужденная передислокация партизан Восточной группы на новые места базирования в августе 1942 года не обошлась без потерь.

− Параллельно с развертыванием борьбы с оккупантами партизаны Восточной группы помогали краевым властям осуществлять эвакуацию государственного и колхозного имущества.

− Некоторые действия партизан по борьбе с мародерством вызывают определенные сомнения в их законности и целесообразности.

− После первых неудач в борьбе с немцами партизаны постепенно накапливали боевой опыт и с сентября 1942 года стали более успешно осуществлять различные по своей тактической направленности операции в тылу захватчиков.

По сведениям, которыми располагал Центральный штаб партизанского движения, по состоянию на 1 января 1943 года на Ставрополье действовало против врага уже 32 партизанских отряда общей численностью 1227 человек. Когда враг начал отступать, партизаны стали менее успешно вести боевые действия. Возможно, что одной из причин мешавших успешному ведению боевых операций партизанами, было падение дисциплины в отрядах. С января 1943 года, когда партизаны вместе с частями Красной Армии перешли в наступление и приступили к освобождению городов и сельских населенных пунктов края, сразу же во многих отрядах их командиры и комиссары столкнулись с серьезной проблемой. Она была вызвана острым желанием партизан, хотя бы в течении нескольких часов побывать в освобожденных от оккупантов городах и других населенных пунктов и узнать о судьбе своих близких. [5]

Подводя итог партизанского движения на территории Ставрополья можно говорить о важной роли последнего в Битве за Кавказ в годы Великой Отечественной войны. Партизанская борьба на территории края носила высоко организованных характер, при весьма нелегких природных условиях.

Литература:

  1. Гречко А. А. Битва за Кавказ. М., 1973. С. 211.
  2. Линец А. С., Линец С. И. Партизанское движение на Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации края (август 1942 — январь 1943 гг.). Пятигорск, 2005. С. 122.
  3. ЛинецС И.СеверныйКавказнакануне и впериод немецко-фашистскойоккупации:состояниеи особенностиразвития (июль 1942 — октябрь 1943 гг.). Ростов-на-Дону, 2003. С. 7.
  4. Линец А. С., Линец С. И. Партизанское движение на Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации края (август 1942 — январь 1943 гг.). Пятигорск, 2005. С. 129.
  5. Линец С. И., Ермакова В. П. Северный Кавказ в условия оккупации в годы Великой Отечественной войны: состояние и перспективы исследования проблемы // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время. Пятигорск, 2000. С. 26.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный