Анализ занятости отдельных категорий граждан на рынке труда Пермского края
Автор: Надеева Надежда Анатольевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 16.11.2013
Статья просмотрена: 507 раз
Библиографическое описание:
Надеева, Н. А. Анализ занятости отдельных категорий граждан на рынке труда Пермского края / Н. А. Надеева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 134-138. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4494/ (дата обращения: 17.12.2024).
Данная статья посвящена анализу и разработке предложений по решению проблемы занятости отдельных категорий безработных граждан в Пермском крае. Материал, используемый в статье, характеризует результаты деятельности службы занятости населения Пермского края.
В своей деятельности служба занятости населения традиционно выделяет 4 проблемные категории безработных:
1) молодёжь в возрасте от 16 до 29 лет;
2) женщины
3) жители сельской местности;
4) инвалиды.
Рассмотрим структуру безработных граждан проблемных категорий, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика структуры безработных граждан по проблемным категориям за 2010–2012 годы (%)
Категория безработных |
Год |
Изменения по годам |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011–2010 |
2012–2010 |
2012–2011 |
||
Молодежь в возрасте 16–29 лет |
|||||||
по городам |
28,5 |
27,5 |
23,6 |
-1 |
-4,9 |
-3,9 |
|
по районам |
24,3 |
24,4 |
22,4 |
0,1 |
-1,9 |
-2 |
|
Коми-Пермяцкий округ |
24,8 |
25,9 |
24,5 |
1,1 |
-0,3 |
-1,4 |
|
Всего по краю |
25,4 |
25,4 |
22,9 |
0 |
-2,5 |
-2,5 |
|
Женщины |
|||||||
по городам |
59,5 |
59,2 |
57,7 |
-0,3 |
-1,8 |
-1,5 |
|
по районам |
53,6 |
54,2 |
53,7 |
0,6 |
0,1 |
-0,5 |
|
Коми-Пермяцкий округ |
51 |
52,2 |
50,5 |
1,2 |
-0,5 |
-1,7 |
|
Всего по краю |
54,9 |
55,4 |
54,3 |
0,5 |
-0,6 |
-1,1 |
|
Жители сельской местности |
|||||||
по городам |
|||||||
по районам |
50,6 |
48,6 |
51,5 |
-2 |
0,9 |
2,9 |
|
Коми-Пермяцкий округ |
84,8 |
81,4 |
82,2 |
-3,4 |
-2,6 |
0,8 |
|
Всего по краю |
40,3 |
38,5 |
42,2 |
-1,8 |
1,9 |
3,7 |
|
Инвалиды |
|||||||
по городам |
9,2 |
10 |
12,3 |
0,8 |
3,1 |
2,3 |
|
по районам |
7,3 |
8 |
9,1 |
0,7 |
1,8 |
1,1 |
|
Коми-Пермяцкий округ |
5,6 |
5,7 |
6,9 |
0,1 |
1,3 |
1,2 |
|
Всего по краю |
7,6 |
8,4 |
9,6 |
0,8 |
2 |
1,2 |
Данные таблицы 1 отражают стабильную структуру рассматриваемых категорий:
1) женщины в общей численности безработных занимают наибольший удельный вес — 54–55 %, при этом по городам этот показатель достигает уровня 59 %;
2) удельный вес безработных жителей сельской местности в общей численности безработных по краю колеблется в пределах от 38 % до 42 %; основная часть таких безработных приходится на Коми-Пермяцкий округ (82–84 %) против 48–51 % по районам края;
3) молодежь в возрасте 16–29 лет составляет по краевым данным от 23 % до 25 % (по городам наибольший показатель в 2010 году (28 %) и его существенное снижение к 2012 году на 5 %, что кардинально не решает проблемы);
4) количество безработных инвалидов имеет наибольший удельный вес по городам (9,2–12,3 %), наименьшее значение — в Коми-Пермяцком округе (5–7 %). В данной категории по укрупнённым территориям края наблюдается тенденция к увеличению. В целом по краю удельный вес безработных инвалидов увеличился с 7,6 % до 9,6 %.
Таким образом, существенных изменений в структуре безработных за анализируемый период не наблюдается, что и оставляет эти категории проблемными.
Далее рассмотрим динамику численности безработных за 2010–2012 годы отдельно по категориям.
В таблице 2 представлены изменения численности безработной молодежи.
Таблица 2
Динамика численности безработной молодёжи в возрасте 16–29 лет за 2010–2012 годы
Показатель |
Год |
Изменения по годам |
|||||||
2010, чел. |
2011, чел. |
2012, чел. |
2011 к 2010 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
Молодежь в возрасте 16–29 лет |
|||||||||
по городам |
2560 |
1978 |
1215 |
-582 |
-23 |
-1345 |
-53 |
-763 |
-39 |
по районам |
5373 |
4134 |
3044 |
-1239 |
-23 |
-2329 |
-43 |
-1090 |
-26 |
Коми-Пермяцкий округ |
750 |
641 |
551 |
-109 |
-15 |
-199 |
-27 |
-90 |
-14 |
Всего по краю |
8683 |
6753 |
4810 |
-1930 |
-22 |
-3873 |
-45 |
-1943 |
-29 |
Как видно из таблицы 2 численность безработной молодёжи за три года в крае снизилась на 3873 чел. (45 %). По городам, районам и Коми-Пермяцкому округу наблюдается стабильное снижение этого показателя. Наиболее интенсивными темпами сокращение происходит по городам края — за три года на 53 % (1345 чел.).
Динамика численности безработных женщин отражена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика численности безработных женщин за 2010–2012 годы
Показатель |
Год |
Изменения по годам |
|||||||
2010, чел. |
2011, чел. |
2012, чел. |
2011 к 2010 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
Женщины |
|||||||||
по городам |
5334 |
4265 |
2972 |
-1069 |
-20 |
-2362 |
-44 |
-1293 |
-30 |
по районам |
11876 |
9191 |
7289 |
-2685 |
-23 |
-4587 |
-39 |
-1902 |
-21 |
Коми-Пермяцкий округ |
1541 |
1289 |
1138 |
-252 |
-16 |
-403 |
-26 |
-151 |
-12 |
Всего по краю |
18751 |
14745 |
11399 |
-4006 |
-21 |
-7352 |
-39 |
-3346 |
-23 |
Значения таблицы 3 показывают сокращение численности безработных женщин за три года на 7352 чел. (39 %). По городам, районам и Коми-Пермяцкому округу наблюдается стабильное снижение этого показателя. Наиболее интенсивно сокращение происходит по городам края — за три года на 44 % (2362 чел.).
В таблице 4 представлена динамика численности безработных сельской местности.
Таблица 4
Динамика численности безработных сельской местности за 2010–2012 годы
Показатель |
Год |
Изменения по годам |
|||||||
2010, чел. |
2011, чел. |
2012, чел. |
2011 к 2010 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
Жители сельской местности |
|||||||||
по городам |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
по районам |
11205 |
8240 |
6998 |
-2965 |
-26 |
-4207 |
-38 |
-1242 |
-15 |
Коми-Пермяцкий округ |
2564 |
2011 |
1853 |
-553 |
-22 |
-711 |
-28 |
-158 |
-8 |
Всего по краю |
13769 |
10251 |
8851 |
-3518 |
-26 |
-4918 |
-36 |
-1400 |
-14 |
Представленные расчёты отражают сокращение численности безработных в сельской местности в целом по краю на 36 % (4918 чел.) за три года. В районах края снижение составляет 38 % (4207 чел.), по Коми-Пермяцкому округу — на 28 % (711 чел.).
Изменения численности безработных инвалидов отражены в таблице 5.
Таблица 5
Динамика численности безработных инвалидов за 2010–2012 годы
Показатель |
Год |
Изменения по годам |
|||||||
2010, чел. |
2011, чел. |
2012, чел. |
2011 к 2010 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
Инвалиды |
|||||||||
по городам |
828 |
724 |
631 |
-104 |
-13 |
-197 |
-24 |
-93 |
-13 |
по районам |
1615 |
1359 |
1230 |
-256 |
-16 |
-385 |
-24 |
-129 |
-9 |
Коми-Пермяцкий округ |
169 |
142 |
156 |
-27 |
-16 |
-13 |
-8 |
14 |
10 |
Всего по краю |
2612 |
2225 |
2017 |
-387 |
-15 |
-595 |
-23 |
-208 |
-9 |
Численность безработных инвалидов всего по краю за три года сократилась на 595 чел. (23 %). По городам и районам края наблюдается стабильное снижение — на 197 чел. и 385 чел. соответственно, что составляет 24 %. По Коми-Пермяцкому округу в 2012 году численность безработных инвалидов по сравнению с 2011 годом увеличилась на 14 чел. (10 %).
Снижение общей численности безработных инвалидов обусловлено реализацией Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края, в рамках которой предусмотрено мероприятие «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места».
Общая динамика положения безработных инвалидов за период 2006– 2012 годов представлена в таблице 6.
Таблица 6
Положение инвалидов на рынке труда Пермского края в 2006–2012 гг. (чел.)
Год |
Состояло на учете безработных на начало года |
Обратилось в течение отчетного периода |
Признано безработными |
Снято с учета по причинам: |
Состоит на учете на конец отчетного периода |
||||
Трудоустроено |
Приступили к профессиональному обучению |
Досрочная пенсия |
Утратили связь из числа безработных |
||||||
Всего |
в т. ч. безработных |
||||||||
2006 |
1584 |
3950 |
3252 |
2041 |
1726 |
155 |
49 |
1272 |
1645 |
2007 |
1645 |
4335 |
3571 |
1977 |
1689 |
364 |
58 |
1227 |
1821 |
2008 |
1821 |
4835 |
4204 |
2139 |
1835 |
347 |
47 |
1298 |
2369 |
2009 |
2369 |
5806 |
5164 |
1667 |
1434 |
323 |
60 |
2610 |
2927 |
2010 |
2930 |
5414 |
4726 |
2016 |
1705 |
356 |
39 |
2762 |
2612 |
2011 |
2652 |
5158 |
4368 |
2353 |
1967 |
349 |
73 |
2294 |
2225 |
2012 |
2225 |
4340 |
3766 |
1603 |
1418 |
364 |
26 |
2062 |
2017 |
По данным таблицы 6 видно, что до принятия Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края численность безработных инвалидов имела тенденцию к увеличению, что наглядно представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика численности безработных инвалидов в Пермском крае за 2006–2012 годы
Проведённый анализ выявил следующие проблемы:
1) низкое трудоустройство женщин;
2) отсутствие достаточного количества рабочих мест в сельской местности;
3) затруднения при трудоустройстве молодых специалистов (выпускников средних и высших учебных заведений) и выпускников школ;
4) обеспечение рабочими местами людей с ограниченными возможностями.
Решение обозначенных проблем возможно при активном содействии службы занятости населения, а именно:
1) усилить самозанятость в сельской местности — за счёт:
а) предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации безработных в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
б) предоставления единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
Данная мера позволит не только обеспечить трудоустройство определённого количества безработных, но и организовать в сельской местности производство материальных благ, предоставление услуг. Как следствие, это будет способствовать экономическому развитию сельских территорий.
2) предоставить места для стажировки выпускников учебных заведений, что позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Также предпринять меры по усилению самозанятости этой категории;
3) предоставить возможности для профессиональной переподготовки женщин, имеющих пониженную конкурентоспособность на рынке труда. Не стоит исключать и возможность самозанятости для данной категории.
Что касается проблемы трудоустройства инвалидов, то её решение зависит от степени взаимодействия и сотрудничества государственных структур, общественных организаций, занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, и работодателями. Чем эффективнее такое сотрудничество, тем интенсивнее будет снижаться численность безработных инвалидов.
Литература:
1. Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. И. П. Николаевой. — 2 — е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2008. — 527 с.