Развитие хостел-движения в России и за рубежом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федоров, Р. Г. Развитие хостел-движения в России и за рубежом / Р. Г. Федоров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3752/ (дата обращения: 30.10.2024).

Еще вчера слово «хостел» вызывало массу вопросов и непониманий среди у россиян, а теперь практически во всех крупных городах, и даже в некоторых селах, есть хостелы, а решение проблем расселения гостей и участников крупные мероприятий таких, как чемпионаты мира и универсиады, уже невозможно без открытия хостелов. За последнее время в сети Интернет появилось множество статей о хостелах, их специфике и преимуществах, об эффективности вложение финансовых средств в данные виды гостиниц, и даже бизнес-планов с подробным описание всех необходимых затрат.

Во Франции хостелы называются «auberge de jeunesse», в Германии — «jugendherberge», в Испании — «albergue juvenil». Однако, все эти понятия переводятся примерно одинаково. Хостел — это молодежное общежитие.

Первый же хостел в современном понимании этого слова появился в 1909 году. Немецкий учитель Ричард Ширманн решил устраивать со своими воспитанниками воскресные прогулки загород. Так как его подопечные были бедны, им было трудно найти подходящее место для ночлега, и они были вынуждены ночевать в школах, которые были свободны в выходные или во время каникул. Так дальновидному преподавателю и пришла идея об организации постоянных мест для ночлега учащихся, и Ширманн стал предлагать молодым путешественникам ночевать в школе, где сам работал. На ночь из классов выносили парты и стулья, а на пол клали мешки с соломой. Утром гости школы помогали поставить школьную мебель на место и убрать остатки соломы. Позже хостел был перенесен в замок Алтены, где существует и по сей день [1].

Современные хостелы претерпели значительные изменения. Еще двадцать лет назад они являлись всего лишь непритязательным местом для ночлега, а в наши дни приличные хостелы предлагают своим гостям довольно широкий спектр основных и дополнительных услуг, таких как телефоны с междугородней и международной связью, кондиционирование воздуха в номерах, спутниковое телевидение и компьютеры, подключенные к сети Интернет, бесплатные продукты, экскурсии и многое другое. Тем не менее, цена ночлега до сих пор вполне доступна для студенческой молодежи.

Хостел-движение приобрело множество последователей. Уже в 1932 году была создана Международная федерация молодежных хостелов (International Youth Hostel Federation) в Амстердаме. В Федерацию на тот момент входили представители Швейцарии, Польши, Англии, Голландии, Франции, Дании, Чехословакии, Ирландии, Бельгии и, разумеется, Германии. Возглавил Федерацию сам Ричард Ширманн, (он был вынужден уйти в отставку в 1936 году, в связи с настоятельной рекомендацией немецкого правительства). На сегодняшний день приблизительное количество хостелов по всем миру оценивается в 5 000. Точное количество посчитать совершенно невозможно: некоторые хостелы часто появляются и исчезают спонтанно или работают только определенное время в году.

Бизнес-модель хостела ориентирована на молодежь — прежде всего, студентов. Но, тем не менее, данные средства становятся популярны и среди более зрелого населения, особенно пенсионеров. Большой импульс развитию хостел-движения в XX веке дали так называемые backpackers — туристы, путешествующие с одним рюкзаком за плечами и стремящиеся посетить как можно больше мест за поездку. Такие туристы были особенно многочисленны в 1960–70-х, в расцвет культуры хиппи. С появлением более дешевого транспорта (в том числе, авиакомпаний-лоукостеров) хостел-движение укреплялось. Повышение среди населения интереса к путешествию и познанию разных стран и готовность довольствоваться минимальными удобствами значительно увеличила популярность хостелов.

Основная черта целевого клиента хостела — планирование поездки без участия посреднических компаний — туроператоров и турагентств. Более того, студенты и backpackers часто не имеют изначально четкого маршрута путешествия или могут изменять его в процессе. Это определяет маркетинг, ориентируя его на прямые продажи. Основной путь получения информации о хостеле — «сарафанное радио» (слухи) и отзывы в сети Интернет (в блогах, форумах и интернет сообществах).

Обычно в хостелах существуют номера различной вместимости с удобствами в номере или в блоке на несколько комнат. Бывают и вместительные помещения, рассчитанные на десять, а иногда и двадцать постояльцев, с удобствами на этаже. Естественно, чем меньше удобств, тем дешевле обойдется проживание. Согласно зарубежным стандартам, наличие холодной и горячей воды в хостеле — обязательно. А вот за постельное белье иногда придется заплатить дополнительно. Иногда завтрак включен в стоимость проживания, но чаще в хостеле имеется кухня для самообслуживания, где постояльцы могут готовить себе еду. Важной особенностью является и то, что в хостеле есть быть либо шкафчики, закрывающиеся на ключ, либо охраняемое помещение, где гости смогут оставить свои вещи и будут иметь к ним доступ в любое время. Хостелы отличаются чистотой и зачастую даже более строгими правилами проживания, нежели пятизвездочные отели.

Сегодня хостел — это небольшая гостиница, в которой за скромную плату размещают всех туристов независимо от пола, расы, вероисповедания и политических убеждений. Фактически, существование хостелов дает возможность молодежи и представителям малообеспеченных слоев общества путешествовать по всему миру. На сегодняшний день Международная Молодежная Федерация Хостелов (HI — Hostelling International), действующая под протекцией ЮНЕСКО, объединяет более 400 хостелов, разбросанных по всему миру.

Больше всего хостелов приходиться на Бразилию, Китай и Японию. Их количество в данных странах, согласно крупнейшему международному порталу по бронированию хостелов hostelworld.com составляет 431, 402, и 308 хостелов соответственно. Количество российских хостелов в 1,5–2 раза по — сравнению с лидерами, но в тоже время превышает многие европейские развитые страны. Тот факт, что основная часть хостелов появилась за последние 3–4 года, дает основание предполагать, что в ближайшие пару лет количество хостелов в нашей стране станет сопоставимо странам-лидерам.

В России же первый хостел появился в 1992 г. в Санкт-Петербурге и был назван Saint Petersburg International Hostel. Национальная хостел-ассоциация (Russian Youth Hostel Assosiation RYHA) была основана на год позже в 1993 году и является Российское является членом Международной Федерации Молодежных Хостелов. Об эффективности работы данной организации говорить сложно, хотя бы потому, что из почти двухсот хостелов, работающих в России, только 28 являются членами данной ассоциации. Гораздо больший вклад в развитие хостел-движения, его популяризацию среди населения и предпринимателей страны вносит молодой предприниматель Даниил Мишин. Открыв сеть хостелов в Москве и на Украине, Даниил доказал, что данный вид гостиничного бизнеса является выгодным, о его успехи написано уже в десятках газет и интернет-изданий, вышло в радио и телеэфир множество передач. Продвигая и делясь опытом своих хостелов, Даниил Мишин вносит существенный вклад и в развитие всего хостел-движения.

На данный момент в нашей стране насчитывается около 200 хостелов более чем в 35 городах и населенных пунктах (рис3.). Причем, нужно отметить, что хостелы существуют не только крупных туристских центрах, но и в региона с низким уровнем туристской привлекательности. В качестве примера можно привести город Оренбург, где уже более года успешно функционирует хостел рассчитанный на 17 мест. Это лишний раз подтверждает востребованность бюджетных средств размещения подобно рода

Рис. 1. Количество хостелов в городах России


Для хостелов существуют определенные стандарты и традиции, в соответствии с которыми они должны быть обустроены. В спальнях должен обеспечиваться объем не менее 5,0 м3 на человека. Минимальная высота потолков: 2,5 м; минимальная площадь пола на койку (одинарную или двухъярусную) — 4 м3. Рекомендуются небольшие спальни. Должны обеспечиваться незакрепленные покрывала для матрасов и подушек, которые должны регулярно сниматься и стираться. Международный размер койки — 80 x 190 см. Должно быть обеспеченно свободное пространство между койками не менее 75 см. Если — для удобства доступа — две койки ставятся бок о бок, между ними из гигиенических соображений в изголовье должна быть поставлена перегородка. Важно, чтобы койки были «бесшумными». На каждые 12 человек должен быть один туалет (по меньшей мере по одному для каждого пола), на каждые 6 человек — одна раковина для умывания, на каждые 15 человек — одна душевая кабина (с примыкающим помещением для раздевания).

Если начать разбираться, у хостелов множество плюсов. В большинстве из них предоставляется бесплатный интернет (wi-fi), а те, у кого нет с собой ноутбука, как правило, могут пользоваться общедоступным компьютером. Еще один плюс — то, что в хостеле можно готовить еду самостоятельно, экономя на кафе и ресторанах. Общие кухни хостелов укомплектованы всей необходимой техникой и необходимым набором посуды. Обычно хостелы бесплатно угощают гостей чаем и кофе, часто есть сушки или печенье, иногда бывают крупы и, например, макароны. Встречаются и хостелы, в которых гостей кормят завтраком. Причем, завтрак может быть включен в стоимость проживания, а может предоставляться за доплату. Как правило, хостельный завтрак — это молоко, булочки, джем и кукурузные хлопья. Вполне себе европейский завтрак.

Основное отличие хостела как средства размещения — в его доступности и минимальном оснащении. Как правило, в хостеле арендуется не комната, а место (за исключением случаев, когда всю комнату снимает одна компания). Встречаются ситуации, когда персонал хостела сам проживает в нем, что дает возможность собственнику минимизировать расходы. Иногда гость может получить размещение на небольшой срок, выполнив определенную работу (уборка, стирка).

Чаще всего, в номере хостела располагается от 2 до 8 мест. Однако есть так называемые dormitories — комнаты на 10–20 человек с общими удобствами в коридоре. Хостел, чаще всего, предусматривает возможность самостоятельного приготовления пищи, хотя многие из них предлагают завтрак. Не редкость — отдельная оплата постельного белья.

Хостелы обладают двумя основными преимуществами по сравнению с другими видами средств размещения. Во-первых, это цена на проживание, которая в несколько раз меньше цен даже в самых дешевых классических гостиницах. Во вторых — это особая атмосфера, присущая хостелам. Многие самостоятельные путешественники считают неоспоримыми плюсами хостелов такие вещи, как например общедоступная кухня, где гости могут сами готовить себе еду. Это не только удобно, но и выгодно по деньгам, так как не нужно питаться в ресторанах и кафе. Другим нравятся веселые гостиные хостелов, где постоянно происходит общение людей со всего света. Именно гостиная является эпицентром знаменитой атмосферы хостела, местом, где соединяется неуемная энергия десятков путешественников. Многие хостелы сами проводят мероприятия для гостей.

Развитие хостел-движения неразрывно связано с развитием туризма в целом. Быстрая, по сравнению с другими средствами размещения, окупаемость хостелов положительно влияет на темы роста их количества и, соответственно, на увеличение показателя обеспеченности гостиничными местами той или иной туристкой дестинации.


Литература:

  1. Байки из хостела [Электронный ресурс] // Коммерсантъ Секрет Фирмы: [web-сайт]. 01.06.2011. < http://kommersant.ru/doc/1638782.> (17.04.12)

  2. Баханова Е. Переспать в Москве / Е. Баханова // Огонек. — 2007. — N 3. — С. 34–36.

  3. Нуриджанов М. Понятия деловой туризм и хостел вполне совместимы / М. Нуриджанов // Секретарское дело,2009. — N 9. — С. 36–38.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие хостел-движения, RYHA, гость, завтрак, Международная Федерация, место, постельное белье, Россия, средство размещения, стоимость проживания, удобство.

Похожие статьи

Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной Европы

Опыт создания технопарков за рубежом и его применение в условиях Узбекистана

Появление и развитие бизнес-инкубаторов в России

Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом

Использование современных PR-технологий в развитии речного круизного туризма в Сибири

Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России

Финансирование государственно-частного партнёрства в России и за рубежом

Влияние венчурного предпринимательства на развитие экономической системы в России и за рубежом

Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ

Популяризация искусства и литературы в детской журналистике и контент-анализ медиажурналов России и Китая

Похожие статьи

Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной Европы

Опыт создания технопарков за рубежом и его применение в условиях Узбекистана

Появление и развитие бизнес-инкубаторов в России

Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом

Использование современных PR-технологий в развитии речного круизного туризма в Сибири

Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России

Финансирование государственно-частного партнёрства в России и за рубежом

Влияние венчурного предпринимательства на развитие экономической системы в России и за рубежом

Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ

Популяризация искусства и литературы в детской журналистике и контент-анализ медиажурналов России и Китая