Адаптация зарубежного опыта борьбы с коррупцией через ее легализацию в Российской Федерации как метода правового и экономического регулирования жизни современного общества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комнатная, Ю. А. Адаптация зарубежного опыта борьбы с коррупцией через ее легализацию в Российской Федерации как метода правового и экономического регулирования жизни современного общества / Ю. А. Комнатная, А. И. Новикова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2773/ (дата обращения: 22.11.2024).

Каждое государство к вопросу о регулировании коррупции подходит неоднозначно, особенно на современном этапе развития. Опираясь на сложившееся мнение о том, что коррупция это сложно развивающийся процесс, который разрушает экономику, многие государства пытаются сдерживать данные негативные тенденции путем использования жестких мер, преследуя коррупционеров применяя по отношению к ним достаточно серьезные административные а зачастую и уголовные наказания.

Обращаясь к истории можно выделить различные методы борьбы с коррупцией, среди которых наиболее известен западно-европейский опыт, который считается неким «эталоном» в данной области и опирается на Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции [1]. Особенностью западного опыта является включение комплекса мер противодействия коррупции, среди которых выделяют такие ограничения для чиновников как развитая система наказаний за взяточничество и воровство, запрет на ведение ими личного бизнеса, конкурирующего с его чиновничьей деятельностью, запрет на владение и контакты с оффшорными компаниями, с компаниями, где видную роль играют родственники самого чиновника, обязательное декларирование доходов и расходов чиновников, их родственников и другие меры.

Реалии современной политики РФ в области противодействия коррупции немногим отличаются от принципов построения антикоррупционной системы, однако имеют более разветвленную сеть государственных органов, контролирующих проявление коррупционных процессов, в состав которых включены многочисленные органы [3].

Рассматривая построение данной системы в РФ, можно отметить, насколько большое количество компетентных органов задействовано в данном процессе, что должно свидетельствовать о высоком уровне противодействия коррупции и как следствие ее противодействию1. Однако, сравнивая отечественную схему построения с зарубежной системой выделим то, что построение последних несколько упрощено, так как включает значительно меньшее количество компетентных органов.

Не в пользу органов, противодействующих коррупции в РФ, говорит международный рейтинг коррумпированности государств. В рейтинге стран по уровню коррупции, представленному в Таблице 1, Россия занимает 143 место из 182 возможных, при этом на первых строчках располагаются государства, где коррупция практически отсутствует – таков итог очередного исследования, проведенного международной организацией Transparency International в 2011 году. Своё положение РФ разделяет с такими государствами как Нигерия, Азербайджан, Коморские острова, Мавритания, Тимор-Лесте, Того, Уганда, Беларусь. Все эти перечисленные страны набрали 2.4 балла из 10 возможных. Отметим, что Украина, в этом рейтинге набрала 2.3 балла, разместившись, таким образом, на 152 месте.

Таблица 1

Индекс восприятия коррупции стран мира в 2011 году [2]

Страна / Территория

Балл

Число исследований

1

Новая Зеландия

9.5

9

2

Дания

9.4

8

2

Финляндия

9.4

8

4

Швеция

9.3

9

5

Сингапур

9.2

12

6

Норвегия

9.0

9

7

Нидерланды

8.9

9

8

Австралия

8.8

11

8

Швейцария

8.8

8

10

Канада

8.7

9

143

Россия

2.4

11


Несмотря на то, что позиция России в «коррупционном рейтинге», мягко говоря, далека от идеальной, положительные тенденции все-таки отмечаются. Так, например, по итогам 2010 года РФ занимала только 154 место, на котором сейчас располагаются Зимбабве, Парагвай, Кения.

Однако прогресс является не настолько значительным, а, следовательно, говорить об эффективности существования органов противодействия коррупции рано, поскольку желаемых результатов от работы данной системы не достигнуто. Учитывая специфику развития данного явления в РФ, можно уверенно предположить то, что на сегодняшний день коррупция является одним из институтов общественных отношений современного российского общества, который наряду с прочими активно существует и пользуется немалой популярностью исходя из рейтинга коррумпированности государства.

Таким образом, учитывая глубокие исторические корни данного института, берущие начало со времен Древней Руси, целесообразно дать научно-обоснованное определение и охарактеризовать коррупцию как внутрисоциальное образование, несущее специфический набор функций, который другие общественные институты и квалифицированные специалисты не могут самостоятельно выполнят, либо по качеству своей работы не отвечают предусмотренному уровню, обеспечивающему «здоровое» функционирование государства.

При этом следует выделить главные сферы влияния данного института, в частности, характерные для Российских реалий, среди таковых можно выделить любые взаимоотношения, касающиеся предоставления исключительных услуг, например со стороны органов государственной власти. Причем данные отношения заранее должны подразумевать неравенство между сторонами, вступающими в данные отношения, то есть в этом случае работает принцип «властеподчинения».

В связи с рассмотренным положением института коррупции, уместно рассмотреть на примерах внедрение понятия «коррупции» в вышеуказанные отношения и в рамках этого выделить основные плюсы и минусы.

Во-первых, отметим тот факт, что легализация коррупции позволит фиксировать зарубежные вложения резидентов РФ. Далеко не секрет, что часть денег, которая осела бы на зарубежных счетах, в казино, на курортах, попадёт в бюджет РФ. Это позволит снизить негативные последствия для экономики РФ, связанные с зачастую незаконной утечкой денежных средств за рубеж, при условии установления разумного налога. В разрезе нарушения предполагаемых нарушений экономической свободы субъекта, логично будет охарактеризовать данную систему налогообложения как плату чиновника, за отсутствие риска, а также за специфическое использование денежных средств.

Во-вторых, останавливаясь более подробно, на сфере государственных услуг, отметим что уровень коррумпированности в ней достигает наибольшего масштаба в РФ, как уже было отмечено в рейтинге коррумпированности государств в Таблице 1. Очевидно, что логичнее будет не тратить впустую массу средств на борьбу с коррупцией в среде, где коррупция процветает, а законодательно регламентировать данный процесс.

В данном случае имеется в виду ряд средств и способов, посредством которых возможным станет запустить такой механизм, который сумеет реализовать на практике ряд императивных методов, с точки зрения налогообложения, наказания, при злоупотреблении чиновниками установленных правил взимания дополнительных выплат, либо предоставлении юридически значимых действий.

Останавливаясь более конкретно на способах реализации описанного механизма можно выделить следующий ряд допустимых действий со стороны государства посредством правотворческой деятельности.

I.I. Издание нового федерального закона «О легализации коррупции в РФ» I.II. Внесение изменений в закон, направленный на борьбу с коррупцией в РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ либо ввиду принятия нового закона о легализации, его аннулирование.

I.III. Рассмотрение услуг государственного сектора для населения как основного объекта налогообложения с учетом издания нового закона «О легализации коррупции в РФ», а в соответствии с этим внесение изменений в ряд кодексов:

  1. Гражданский кодекс, в котором целесообразно дать определение понятию государственные услуги.

  2. Налоговый кодекс, в которой необходимо внести понятие доходов государственных служащих по предоставлению услуг, квалифицируя данный вид услуг как «Услуги», а следовательно взимать НДС в размере 18 % и налог с доходов физических лиц за оказанные ими государственные услуги с учетом размера вознаграждения соответственно.

  3. Административный и Уголовный кодекс, ввиду легализации коррупции посредством издания нового федерального закона, регулирующего отношения в данной области, целесообразно исключить ответственность за коррупцию для должностных лиц в сфере государственного сектора, однако ввиду включения данных услуг в перечень объектов налогообложения, целесообразно внести поправки и преследовать законом лиц, уклоняющихся от декларирования доходов полученных таким путем.

Таким образом, профессия такого чиновника, чья преступная на сегодня деятельность приобретет установленный законный характер, станет менее опасной, многие услуги будут меньше стоить.



Рис. 1. Установленная цена на рынке государственных услуг
при легализации коррупции в РФ.


Предполагается, что деятельность чиновников и эффективность от работы структур, где они задействованы, возрастёт многократно. Показательным примером будет являться внедрение соответствующих правил в сферу деятельности Государственной Автодорожной Инспекции, на примере внедрения достаточно обширного списка платных услуг в Украине с установленной законодательно платой за их предоставление.

При данных условиях логично отметить тот факт, что цена услуг данного характера будет выше равновесной, поскольку спрос будет иметь устойчивый, склонный к росту характер при условиях установления любой цены, которая будет выше рыночной.

Это продемонстрировано на рисунке 1, где красной пунктирной линией отмечен вид спроса на рынке государственных услуг при введении на нем специализированных тарифных планов за оказание вышеуказанных государственных услуг.

При этом отметим, что спрос будет иметь неэластичный характер, то есть в виду важности услуг государственного сектора оказываемых населения, спрос вне зависимости от стоимости на какую-либо услугу, будет оставаться на предельно высоком значении, а следовательно государство сможет манипулировать ценами на данные услуги в зависимости от целей. Думается, что рассмотренные в статье меры приведут в итоге к формированию стабильной экономической системы с развитой сферой услуг и устойчивой доходной частью в бюджет государства.


Литература:

        1. Конвенция ООН против коррупции [Электронный ресурс] Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года / - Электрон. Дан.- Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

        2. Уровень восприятия коррупции в 180 странах мира - исследование Transparency International [Электронный ресурс]/ - Электрон. Дан.- Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/95437.html

        3. Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации [Электронный ресурс] /ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РФ - Электрон. Дан.- Режим доступа: http://www.korupcii.net/index.php?s=9

        4. Индекс восприятия коррупции стран мира 2011 год [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан.- Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2011/12/04/33496664\

        5. Новак Б.П. Взятка и откат. – Санкт-Петербург – 2008.

1 Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации [Электронный ресурс] / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РФ - Электрон. Дан.- Режим доступа: http://www.korupcii.net/index.php?s=9



Основные термины (генерируются автоматически): РФ, легализация коррупции, коррупция, услуга, государственный сектор, III, внесение изменений, издание нового, россия, Украина.

Похожие статьи

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Роль государства в поддержке отечественного производителя и методы осуществления такой поддержки

Роль государства в поддержке отечественного производителя и методы осуществления такой поддержки

Медиация как способ досудебного урегулирования споров в семейных правоотношениях в Российской Федерации и за рубежом

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Значение прецедентной практики Европейского Суда по правам человека и ее место в российской системе права

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Похожие статьи

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Роль государства в поддержке отечественного производителя и методы осуществления такой поддержки

Роль государства в поддержке отечественного производителя и методы осуществления такой поддержки

Медиация как способ досудебного урегулирования споров в семейных правоотношениях в Российской Федерации и за рубежом

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Значение прецедентной практики Европейского Суда по правам человека и ее место в российской системе права

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий